Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Бурдина Тамара Викторовна

Пояснительная записка

По данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

 Данная программа разработана на основе методических и практическихматериалов следующих авторов:  Шевченко С.Г. , Морозова И.А., БоряковаН.Ю.,,  Касицына М.А., Забрамная С.Д., Баряева Л.Б. В А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаева, С.В. Покровская, С.Л. Антонова, Р.В. Овчарова, Трясоруковой, Н.П. Локаловой,

 

Цель: развитие высших психических функций

Задачи:

·        развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;

·        способствовать развитию связной речи;

·        совершенствование графических навыков;

развитие тонкой моторики и пространственной ориентаци

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития

«Развитие высших психических функций»

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

По данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

 Данная программа разработана на основе методических и практическихматериалов следующих авторов:  Шевченко С.Г. , Морозова И.А., БоряковаН.Ю.,,  Касицына М.А., Забрамная С.Д., Баряева Л.Б. В А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаева, С.В. Покровская, С.Л. Антонова, Р.В. Овчарова, Трясоруковой, Н.П. Локаловой,

Цель: развитие высших психических функций

Задачи:

  • развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • способствовать развитию связной речи;
  • совершенствование графических навыков;
  • развитие тонкой моторики и пространственной ориентации;

Принципы и подходы к формированию программы

Программа  опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка;
  • Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет  индивидуальных  особенностей  ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение  адекватное развитию  конкретного ребенка;
  • Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
  • Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы;  учится  все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
  • Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание   доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм  общения;
  • Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
  • Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
  • Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.

Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.

При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.

Противопоказаниями для реализации программы являются следующие состояния  психофизического развития ребенка:

  • тяжелые речевые дефекты;
  • умственная отсталость;
  • дефицитарное развитие, так как занятия с детьми, имеющими дефицит зрительного или слухового восприятия, имеют свою специфику.

Планируемые результаты

  • повышение концентрации и устойчивости внимания
  • увеличение объема вербальной и зрительной памяти
  • развитие мышления

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой программы (диагностика) проводиться 3 раза в год: вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае.

Для оценки эффективности используются следующие психологические диагностические методы:

Методы оценки результативности

Название шкалы

Автор теста или  методики, название

Исследуемая функция

Восприятие

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Р.С.Немов

Развитие способности восприятия целостной формы предмета

Воображение

Методика «На что это похоже?», Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Развитие воображения и оригинальности мышления

Умение действовать по правилу

Методика «Нарисуй по точкам»,  Т.Н. Головина

Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец

Память

Методика «Назови слова», Е.В.Доценко

Развитие активной памяти ребенка

Восприятие

Методика «Эталоны»,                О.М. Дьяченко

Отнесение  свойств предмета к заданному эталону

Внимание

Методика «Корректурная проба», Б. Бурдона

Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания

Память

Методика

«Запомни предметы»,

М.М. Семаго

Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения

Связная речь

Методика «Сюжетные картинки»,

И.А Барташникова,  А.А Барташников.

Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Мышление

Методика «Исключение лишнего понятия»,

С.Д. Забрамная

О.В. Боровик

Развитие логического мышления

Мелкая моторика

Методика «Проведи линии» Е.А. Горбунова

Развитие мелкой моторики руки

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка

Тематическое планирование занятий для детей младшего дошкольного возраста  

Тема

Содержание занятия

Количество

1

Занятие № 1

Пальчиковая гимнастика

игра «запомни игрушки»

Игра « какая игрушка на ощупь»

1

2

Занятие № 2

Пальчиковая гимнастика

Игра «найди нужный цвет»  

игра «Какая игрушка пропала»

1

3

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика

Игра «подбери пару»  

Игра « волшебный мешочек»

1

4

Занятие № 4

Пальчиковая гимнастика

Игры на развитие мышления «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!»

1

5

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди предмет по описанию в помещении»

Игра «Сложи картинку»

1

6

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика

Дорисуй цветочку кружочек, домику окошко, яблоку веточку

«Расскажи мне про игрушку» ( Показывается животное. Ребенку задаются вопросы: чем питается животное, где живет, какого цвета и т.д.)

1

7

Занятие № 7

Пальчиковая гимнастика

«Сложи пирамидку»

«Сложи радугу»

1

8

Занятие № 8

Пальчиковая гимнастика

«Найди лишний предмет» (по цвету, по форме, по величине)

Конструирование. «Построй что ни будь из кубиков, построй любой дом, машину»

1

9

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика

«Больше, меньше» (найди предметы большие или маленькие)

«Спрячь матрешку в сввой домик» (но величине)

«Кто какой шарик держит»( по картинке)

1

10

Занятие № 10

Пальчиковая гимнастика

«Назови у каждого животного детеныша и подбери картинку»

«Найди лишнее и объясни»

«Учимся заканчивать предложение

1

11

Занятие № 11

Пальчиковая гимнастика

«Соедини рукавички одинакового цвета»

«Покажи самый большой и самый маленький зонтик»

1

12

Занятие № 12

Игра в магазин.

1

13

Занятие № 13

Пальчиковая гимнастика

Игра «Сложи картинку»

Игра «Найди тень»

1

14

Занятие № 14-15

Пальчиковая гимнастика

Д/И с палочками Кюзинера

2

15

Занятие № 16-17

Пальчиковая гимнастика

Д/И с блоками Дьёныша

2

16

Занятие № 18

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Найди тень»

1

17

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика

Конструирование из счётных палочек

1

18

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди тень»

Игра «Сложи картинку»

1

19

Занятие № 21

Пальчиковая гимнастика

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Что пропало»

1

20

Занятие № 22

Д/И с палочками Кюзинера

1

21

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика

Игра «Какие животные спрятались»

Игра «Найди две одинаковые картинки»

1

22

Занятие № 24

Пальчиковая гимнастика

Д/И с блоками Дьёныша

1

23

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди всех лягушек»

Игра «Найди отличия»

1

24

Занятие № 26

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Рассели по домикам»

1

25

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди пару»

Игра «Сложи из палочек»

1

26

Занятие № 28

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что лишнее»

Игра «Чего не стало»

1

27

Занятие № 29

Пальчиковая гимнастика

Игра «Охота»

Игра «Найди пару»

1

28

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика

Игра «Какой предмет лишний»

Игра «Чего не стало»

1

29

Занятие № 30

Игра «Волшебный лес»

1

Итого 31 занятие

Тематическое планирование занятий для детей  среднего дошкольного возраста  

Тема

Содержание

Кол-во занятий

1

Занятие № 1

Приветствие. Эмоциональная разминка

Упражнение «Колечко»

Упражнение  «Найди мяч, непохожий на остальные»

Д.И. «Магазин»

Упражнение «Снеговик»

1

2

Занятие № 2

Приветствие. Эмоциональная разминка «Рожицы»

«Упражнение «Колечко»

«Найди отличия»

«Четвёртый лишний»

«Какой игрушки не хватает»

Разрезанные картинки

Релаксация «Отдых на море»

1

3

Занятие № 3

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Покорми кролика»

Задание «Напои птичку»

Задание «Найди отличия»

1

4

Занятие № 4

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Достань мяч»

Задание «Напои птичку»

Игра «Запомни позу»

1

5

Занятие № 5

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание  «В песочнице»

Задание  «Рыболов»

Задание «Лабиринты»

1

6

Занятие № 6

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Купание куклы»

Задание  «Утро мальчика»

 Игра «Магазин»

1

7

Занятие № 7

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « Шарик улетел»

Задание « Разбитая чашка»

Игра «Чего не стало»

1

8

Занятие № 8

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Увядшие цветы»

Задание «Шкодливая кошка»

Прощание

1

9

Занятие № 9

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Игра с кубиками»

Задание «Ветка»

Игра «Заметь всё»

1

10

Занятие № 10

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Зайчик и снеговик»

Задание «Зимние забавы»

Игра «Что лежит в мешочке»

Прощание

1

11

Занятие № 11

Приветствие. Эмоциональная разминка

«Найди пару»

«Сложи картинку»

«Найди похожие»

1

12

Занятие № 12

Приветствие. Эмоциональная разминка

Игра «Больше-меньше»

Игра «Какие игрушки?»

Игра «Из чего сделано?»

1

13

Занятие № 13

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Игра «Найди похожие»

Игра «Сложи картинку»

Упражнение в сухом бассейне «Дельфин»

Прощание

1

14

Занятие № 14

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Игра «Что где растёт»

«Разрезанные картинки»

Игра «Зверюшки на дорожках»

1

15

Занятие № 15

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Четвёртый лишний

Посмотри и запомни

Игры в сухом бассейне

1

16

Занятие № 16

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Разложи по полкам

Посмотри и запомни

Игры в сухом бассейне

1

17

Занятие № 17

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « Вечерняя сказка»

Задание «На приёме у доктора»

Игра «Найди отличия»

Прощание

1

18

Занятие № 18

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Улица большого города

Задание « В детском саду»

Игра «Найди и вычеркни»

Прощание

1

19

Занятие № 19

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « В зоопарке»

Задание « В цирке»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди тень»

Прощание

1

20

Занятие № 20

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «В магазине игрушек»  

Задание « Во дворе»  

Задание «Что где растёт»

Игра «Сложи картинку»

Прощание

1

21

Занятие № 21

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Отгадай»

Задание «Найди мяч»

Задание «В зоопарке»

Игра «Найди отличия»

Прощание

1

22

Занятие № 22

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « Игрушки-половинки»

Задание «Магазин»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди тень»

Прощание

1

23

Занятие № 23

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Котёнок»

Задание «Умный цыплёнок»

Задание «Четвёртый лишний»

Прощание

1

24

Занятие № 24

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Найди мальчика»

Задание «Смелый петушок»  

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди и вычеркни»

Прощание

1

25

Занятие № 25

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Хлопни в ладоши если услышишь» Задание «Верный друг»

Задание «Уборка»

Игра «Четвёртый лишний»

Прощание

1

26

Занятие № 26

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание « В зоопарке»

Задание « В цирке»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди тень»

Прощание

1

27

Занятие № 27

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Заботливый петушок»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Сложи картинку»

Прощание

1

28

Занятие № 28

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Разложи картинки»

Задание «Подбери недостающую картинку»

Задание «Что бывает внизу, а что бывает наверху»

Игра «Найди предметы»

Прощание

1

29

Занятие № 29

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Будь внимательным»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Найди пару»

Игра «Сложи картинку»

Прощание

1

30

Занятие № 30

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «четвёртый лишний»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Посмотри и запомни»

Игра «Найди отличия»

Прощание

1

31

Занятие № 31

Приветствие. Эмоциональная разминка

Пальчиковая гимнастика

Задание «Вершки и корешки»

Задание «Найди и вычеркни»

Задание «Хлопни в ладоши, если услышишь»

Игра «Найди пару»

Прощание

1

Итого 31 занятие

Тематическое планирование занятий для детей  старшего дошкольного возраста  

Тема занятия

Содержание

Количество

1

Занятие №1

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» (мячик Бонни), «Колечко»  

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета

Динамическая пауза: Растяжка “Фараон (1)”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”.

Запомни предметы

1

2

Занятие №2

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Познакомимся с ёжиком», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета

Динамическая пауза: Растяжка «Фараон (2)».

Кинезиологическое упражнение: “Зайчик – колечко - цепочка”

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Как мышонок забор красил?”

1

3

Занятие №3

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Самомассаж шариком» , «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки»

Динамическая пауза: Растяжка  “Ванька - встанька”.

Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”.

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

4

Занятие №4

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» , «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, сложи картинку

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (1)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

5

Занятие №5

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мальчик-пальчик» (колечки), «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон, «Угадай по описанию»

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (2)»

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка».

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Воздушный шарик” (развитие связной речи)

1

6

Занятие №6

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мяч на ладошке», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика А. Леонтьева (опосредованные связи) «Разложи в  лукошко, корзинку, вазу фрукты и ягоды»

 Динамическая пауза: растяжка «Струночка (3)».

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

7

Занятие №7

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Веселый счет», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Струночка (4)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

8

Занятие №8

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, «Запомни,  какие фигуры видел»

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (1)».

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Домик для гусеницы» (развитие связной речи)

1

9

Занятие №9

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Чего не хватает», «Зашумлённые предметы», «Подбери крышку к кастрюле»

Динамическая пауза: Растяжка «Звезда (2)»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

10

Занятие №10

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики – мальчики» (колечки), «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, «Какое слово нужно исключить?», «Назови лишний признак»

Динамическая пауза: растяжка «Звезда (3)»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса).

1

11

Занятие №11

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Продолжи ряд(по цвету)», «Простые аналогии»

Динамическая пауза: Растяжка «Дотянись»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Удивительное превращение”

1

12

Занятие №12

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Добрый ежик» (мячик су-джог), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика Бурдона. Методиа Пьерона Рузера

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик»

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

13

Занятие №13

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный»,  «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки на животе и диафрагме)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

14

Занятие №14

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Хитрец – огурец», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний предмет», «Продолжи ряд геометрических фигур»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки над головой)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Песочный замок»

1

15

Занятие №15

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:пальчики играют (колечки), «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Простые аналогии», «Заплаточки», «Что забыл нарисовать художник»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (одноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

16

Занятие №16

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:волшебный шарик, «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Найди лишнюю птицу», «Назови части суток по порядку от заданного»

Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (разноименные локоть и колено)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение)

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

17

Занятие №17

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Ёжик непоседа», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний признак времени года»,

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в одном направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки «Зимняя прогулка»

1

18

Занятие №18

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Дорисуй насекомое», методика Кооса

Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в другом направлении)»

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

19

Занятие №19

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Шарик непростой», «Крючк»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, построй дом и назови его части

Динамическая пауза: растяжка  «Флажки»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Запомни предметы  (развитие процессов памяти:

запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

20

Занятие №20

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики (колечки)», «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: тест Бурдона

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 1»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Неудачная прогулка”

1

21

Занятие №21

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!»

«Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 2»

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения).

1

22

Занятие №22

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Корректурная проба  (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания)

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

23

Занятие №23

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Крючки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон

Динамическая пауза: растяжка «Кошечка – собачка»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Утенок и цыпленок” (развитие связной речи).

1

24

Занятие №24

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок!»  (мячик Селли), «Цепочка»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в локтевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

25

Занятие №25

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фрукты (колечки)», «Овощи», «Ягоды», «Колечко»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба

Динамическая пауза: растяжка «Вращение в плечевых суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» (повторение).

Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»(повторение).

Запомни предметы   (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

26

Занятие №26

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов  (развитие восприятия формы предметов)

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

1

27

Занятие №27

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:Лишняя картинка (развитие логического мышления)

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

Занятие №28

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика»,  «Крючки

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Продолжи ряд

Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах»

Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь»

Послушный карандаш (развитие мелкой моторики).

Страна воображения (развитие воображения)

1

Занятие №29

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: логический квадрат

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

1

Занятие №30

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки».

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: поймай бабочку

Динамическая пауза: растяжка  «Вращение в голеностопном суставе»

Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение).

Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение).

Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения  ориентироваться в пространстве)

Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи)

1

Занятие №31

Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки»

Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: игра «Следопыт»

Динамическая пауза: Растяжка «Локотки»

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»

Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение).

Назови слова (развитие активного словарного запаса)

1

 Итого 31 занятие

Тематическое планирование занятий для детей подготовительной группы

Тема занятия

Содержание

Количество

1

Занятие №1

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Кратковременная речевая память»

Задание 2 «Кратковременная зрительная память»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Речевые аналогии

Задание 5. Гештальт-тест Бендер

Рефлексия.

1

2

Занятие №2

Вводное упражнение.

Упражнение «Настроение».

Основная часть.

Задание 6. Произвольное владение речью

Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез

Задание 8. Визуальные аналогии

Задание 9. Абстрактное мышление

Рефлексия.

1

3

Занятие №3

Вводное упражнение.

Упражнение «У бабушки Маланьи»

Основная часть.

Упражнение «Интервью»

Упражнение «Кухонные предметы»

Упражнение «На что это похоже?»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Слово заблудилось»

Рефлексия.

1

4

Занятие №4

Вводное упражнение.

Упражнение «Горошина»

Основная часть.

Беседа по теме занятия.

Упражнение «Нарисуй овощи»

Упражнение «Узнай и назови-1»

Упражнение «Волшебная котомка»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Собери овощи»

Рефлексия.

1

5

Занятие №5

Вводное упражнение.

Упражнение «Собери овощи»

Основная часть.

Беседа ведущего с детьми по теме прошлого занятия (важно определить, что ребёнок запомнил)

Упражнение «Загадай, я отгадаю (овощи)»

Упражнение «Узнай и назови-2» (усложнённый)

Упражнение «На что похоже?»

Итоговое упражнение.

Упражнение «Репа–капуста»

Рефлексия.

1

6

Занятие №6

Вводное упражнение.

Упражнение «Волшебный сад»

Основная часть.

Упражнение «Найди фрукты»

Упражнение «Нарисуй одной рукой».

Упражнение«Фантазия» (Можно по тематике)

Упражнение «Разложи по группам».

Итоговое упражнение.

Упражнение «Подсолнух».

Рефлексия

1

7

Занятие №7

Вводное упражнение

«Раз, два, три, четыре, пять, мы идём во двор гулять»

Основная часть

Упражнение «Знакомство во дворе». Работа с картинкой, моделирование и проигрывание ситуации знакомства со сверстниками.

Итоговое упражнение.

Упражнение «Найди Петю».

Рефлексия.

1

8

Занятие №8

Вводное упражнение.

«Кенгуру».

Основная часть.

Упражнение «Мышка».

Детское лото «Мемо» с животными.

Итоговое упражнение

Упражнение «Царство животных».

Рефлексия.

1

9

Занятие №9

Вводное упражнение.

Основная часть.

Упражнение «Обезьянки»

Упражнение «Смысловые ряды».

Упражнение «Зоопарк».

Итоговое упражнение

Упражнение «Сова».

Рефлексия.

1

10

Занятие №10

Ритуал приветствия. .

Продолжи слово.

Основная часть.

Упражнение «Что съел щенок?».

Упражнение «Закончи предложение».

Упражнение «Учимся запоминать»

Итоговое упражнение

Упражнение «Слушай и исполняй»

Рефлексия.

1

11

Занятие №11

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Кратковременная речевая память»

Задание 2 «Кратковременная зрительная память»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Речевые аналогии

Задание 5. Гештальт-тест Бендер

Рефлексия.

1

12

Занятие №12

Вводное упражнение.

Упражнение «Настроение».

Основная часть.

Задание 6. Произвольное владение речью

Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез

Задание 8. Визуальные аналогии

Задание 9. Абстрактное мышление

Рефлексия.

1

13

Занятие №13

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Право, лево, верх, вниз»

Задание 2 «Подбери слова»

Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез

Задание 4. Штриховка

Рефлексия.

1

14

Занятие №14

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Нарисуй нужную фигуру»

Задание 2 «Продолжи ряд деревьев»

Задание 3. Логическая таблица

Задание 4. «Зашумлённые картинки»

Рефлексия.

1

15

Занятие №15

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Вставки»

Задание 2 «Расположи в указанном порядке»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1

16

Занятие №16

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Запомни и назови

Задание 2 Простые аналогии

Рефлексия.

1

17

Занятие №17

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 «Подбери чашку к блюдцу»

Задание 3. «В предмете что-то недорисовано»

Рефлексия.

1

18

Занятие №18

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 «Чего не хватает»

Задание 3. Существенный признак

Задание 4. «Нелепицы»

Рефлексия.

1

19

Занятие №19

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Нелепицы»

Задание 2 «Работа над содержанием загадок»

Задание 3. «Работа над смыслом крылатого выражения»

Рефлексия.

1

20

Занятие №20

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Зашумлённые предметы»

Задание 2 «Какое слово нужно исключить?»

Задание 3. Работа над смыслом пословицы

Рефлексия.

1

21

Занятие №21

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Работа над смыслом крылатого выражения

Задание 2 «Почему так называется?»

Рефлексия.

1

22

Занятие №22

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Существенные признаки»

Задание 2 « Выполни группировку»

Задание 3. «Нарисуй картинку и расскажи о ней»

Рефлексия.

1

23

Занятие №23

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Четвёртый лишний»

Задание 2 Простые аналогии

Задание 3. Сложи фигурки из счётных палочек

Рефлексия.

1

24

Занятие №24

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Найди 10 отличий»

Задание 2 «Сделай так»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1

25

Занятие №25

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Заплаточки»

Задание 2 Методика Пьеррона-Рузера

Задание 3. Классификация по разным признакам

Рефлексия.

1

26

Занятие №26

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Тест Бурдона

Задание 2 Методика Кооса.

Рефлексия.

1

27

Занятие №27

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Тест кодирования

Задание 2 Методика Кооса

Задание 3. Работа над смыслом пословицы

Задание 4. «Что изменилось?»

Рефлексия.

1

Занятие №28

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Дорисуй предмет»

Задание 2 «Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Задание 3. «Найди 10 отличий»

Рефлексия.

1

Занятие №29

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Методика А.Н. Леонтьева

Задание 2 «В предмете что-то недорисовано»

Задание 3. «Лабиринт».

Рефлексия.

1

Занятие №30

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 «Запомни, назови и покажи»

Задание 2 «Запомни и разложи правильно»

Задание 3. «Четвёртый лишний»

Рефлексия.

1

Занятие №31

Вводное упражнение.

Основная часть.

Задание 1 Развитие ассоциативного мышления

Задание 2 «Логический квадрат»

Задание 3. «Что неверно в этих предложениях?

Рефлексия.

1

 Итого 31 занятие

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Форма работы: индивидуальные занятия (1-2 ребенка).

Материально-техническое   обеспечение программы:

Занятия проводятся в помещении, оснащенном требуемыми техническими средствами (магнитная доска) и игровыми атрибутами. Также в процессе занятий используются карандаши, бумага и дидактические пособия.

Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом-психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран...

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...