Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Пояснительная записка
По данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Данная программа разработана на основе методических и практическихматериалов следующих авторов: Шевченко С.Г. , Морозова И.А., БоряковаН.Ю.,, Касицына М.А., Забрамная С.Д., Баряева Л.Б. В А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаева, С.В. Покровская, С.Л. Антонова, Р.В. Овчарова, Трясоруковой, Н.П. Локаловой,
Цель: развитие высших психических функций
Задачи:
· развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
· способствовать развитию связной речи;
· совершенствование графических навыков;
развитие тонкой моторики и пространственной ориентаци
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Развитие высших психических функций»
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
По данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно- психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Данная программа разработана на основе методических и практическихматериалов следующих авторов: Шевченко С.Г. , Морозова И.А., БоряковаН.Ю.,, Касицына М.А., Забрамная С.Д., Баряева Л.Б. В А.Л Сиротюк, А.В. Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаева, С.В. Покровская, С.Л. Антонова, Р.В. Овчарова, Трясоруковой, Н.П. Локаловой,
Цель: развитие высших психических функций
Задачи:
- развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
- способствовать развитию связной речи;
- совершенствование графических навыков;
- развитие тонкой моторики и пространственной ориентации;
Принципы и подходы к формированию программы
Программа опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка;
- Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;
- Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка;
- Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;
- Принцип партнерского общения: работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учится все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;
- Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.
- Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участников, приближение ее к достижению желаемого результата;
- Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.
Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.
При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.
Противопоказаниями для реализации программы являются следующие состояния психофизического развития ребенка:
- тяжелые речевые дефекты;
- умственная отсталость;
- дефицитарное развитие, так как занятия с детьми, имеющими дефицит зрительного или слухового восприятия, имеют свою специфику.
Планируемые результаты
- повышение концентрации и устойчивости внимания
- увеличение объема вербальной и зрительной памяти
- развитие мышления
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой программы (диагностика) проводиться 3 раза в год: вводный – в сентябре, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае.
Для оценки эффективности используются следующие психологические диагностические методы:
Методы оценки результативности
№ | Название шкалы | Автор теста или методики, название | Исследуемая функция |
Восприятие | Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?», Р.С.Немов | Развитие способности восприятия целостной формы предмета | |
Воображение | Методика «На что это похоже?», Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко | Развитие воображения и оригинальности мышления | |
Умение действовать по правилу | Методика «Нарисуй по точкам», Т.Н. Головина | Развитие умения действовать по правилу и ориентироваться на образец | |
Память | Методика «Назови слова», Е.В.Доценко | Развитие активной памяти ребенка | |
Восприятие | Методика «Эталоны», О.М. Дьяченко | Отнесение свойств предмета к заданному эталону | |
Внимание | Методика «Корректурная проба», Б. Бурдона | Определение уровня развития внимания: концентрация, устойчивость и переключение внимания | |
Память | Методика «Запомни предметы», М.М. Семаго | Развитие процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения | |
Связная речь | Методика «Сюжетные картинки», И.А Барташникова, А.А Барташников. | Развитие связной речи, исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла. | |
Мышление | Методика «Исключение лишнего понятия», С.Д. Забрамная О.В. Боровик | Развитие логического мышления | |
Мелкая моторика | Методика «Проведи линии» Е.А. Горбунова | Развитие мелкой моторики руки |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание занятий может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка
Тематическое планирование занятий для детей младшего дошкольного возраста
№ | Тема | Содержание занятия | Количество |
1 | Занятие № 1 | Пальчиковая гимнастика игра «запомни игрушки» Игра « какая игрушка на ощупь» | 1 |
2 | Занятие № 2 | Пальчиковая гимнастика Игра «найди нужный цвет» игра «Какая игрушка пропала» | 1 |
3 | Занятие № 3 | Пальчиковая гимнастика Игра «подбери пару» Игра « волшебный мешочек» | 1 |
4 | Занятие № 4 | Пальчиковая гимнастика Игры на развитие мышления «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» | 1 |
5 | Занятие № 5 | Пальчиковая гимнастика Игра «Найди предмет по описанию в помещении» Игра «Сложи картинку» | 1 |
6 | Занятие № 6 | Пальчиковая гимнастика Дорисуй цветочку кружочек, домику окошко, яблоку веточку «Расскажи мне про игрушку» ( Показывается животное. Ребенку задаются вопросы: чем питается животное, где живет, какого цвета и т.д.) | 1 |
7 | Занятие № 7 | Пальчиковая гимнастика «Сложи пирамидку» «Сложи радугу» | 1 |
8 | Занятие № 8 | Пальчиковая гимнастика «Найди лишний предмет» (по цвету, по форме, по величине) Конструирование. «Построй что ни будь из кубиков, построй любой дом, машину» | 1 |
9 | Занятие № 9 | Пальчиковая гимнастика «Больше, меньше» (найди предметы большие или маленькие) «Спрячь матрешку в сввой домик» (но величине) «Кто какой шарик держит»( по картинке) | 1 |
10 | Занятие № 10 | Пальчиковая гимнастика «Назови у каждого животного детеныша и подбери картинку» «Найди лишнее и объясни» «Учимся заканчивать предложение | 1 |
11 | Занятие № 11 | Пальчиковая гимнастика «Соедини рукавички одинакового цвета» «Покажи самый большой и самый маленький зонтик» | 1 |
12 | Занятие № 12 | Игра в магазин. | 1 |
13 | Занятие № 13 | Пальчиковая гимнастика Игра «Сложи картинку» Игра «Найди тень» | 1 |
14 | Занятие № 14-15 | Пальчиковая гимнастика Д/И с палочками Кюзинера | 2 |
15 | Занятие № 16-17 | Пальчиковая гимнастика Д/И с блоками Дьёныша | 2 |
16 | Занятие № 18 | Пальчиковая гимнастика Игра «Что лишнее» Игра «Найди тень» | 1 |
17 | Занятие № 19 | Пальчиковая гимнастика Конструирование из счётных палочек | 1 |
18 | Занятие № 20 | Пальчиковая гимнастика Игра «Найди тень» Игра «Сложи картинку» | 1 |
19 | Занятие № 21 | Пальчиковая гимнастика Игра «Волшебный мешочек» Игра «Что пропало» | 1 |
20 | Занятие № 22 | Д/И с палочками Кюзинера | 1 |
21 | Занятие № 23 | Пальчиковая гимнастика Игра «Какие животные спрятались» Игра «Найди две одинаковые картинки» | 1 |
22 | Занятие № 24 | Пальчиковая гимнастика Д/И с блоками Дьёныша | 1 |
23 | Занятие № 25 | Пальчиковая гимнастика Игра «Найди всех лягушек» Игра «Найди отличия» | 1 |
24 | Занятие № 26 | Пальчиковая гимнастика Игра «Что лишнее» Игра «Рассели по домикам» | 1 |
25 | Занятие № 27 | Пальчиковая гимнастика Игра «Найди пару» Игра «Сложи из палочек» | 1 |
26 | Занятие № 28 | Пальчиковая гимнастика Игра «Что лишнее» Игра «Чего не стало» | 1 |
27 | Занятие № 29 | Пальчиковая гимнастика Игра «Охота» Игра «Найди пару» | 1 |
28 | Занятие № 30 | Пальчиковая гимнастика Игра «Какой предмет лишний» Игра «Чего не стало» | 1 |
29 | Занятие № 30 | Игра «Волшебный лес» | 1 |
Итого 31 занятие |
Тематическое планирование занятий для детей среднего дошкольного возраста
№ | Тема | Содержание | Кол-во занятий |
1 | Занятие № 1 | Приветствие. Эмоциональная разминка Упражнение «Колечко» Упражнение «Найди мяч, непохожий на остальные» Д.И. «Магазин» Упражнение «Снеговик» | 1 |
2 | Занятие № 2 | Приветствие. Эмоциональная разминка «Рожицы» «Упражнение «Колечко» «Найди отличия» «Четвёртый лишний» «Какой игрушки не хватает» Разрезанные картинки Релаксация «Отдых на море» | 1 |
3 | Занятие № 3 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Покорми кролика» Задание «Напои птичку» Задание «Найди отличия» | 1 |
4 | Занятие № 4 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Достань мяч» Задание «Напои птичку» Игра «Запомни позу» | 1 |
5 | Занятие № 5 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «В песочнице» Задание «Рыболов» Задание «Лабиринты» | 1 |
6 | Занятие № 6 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Купание куклы» Задание «Утро мальчика» Игра «Магазин» | 1 |
7 | Занятие № 7 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание « Шарик улетел» Задание « Разбитая чашка» Игра «Чего не стало» | 1 |
8 | Занятие № 8 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Увядшие цветы» Задание «Шкодливая кошка» Прощание | 1 |
9 | Занятие № 9 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Игра с кубиками» Задание «Ветка» Игра «Заметь всё» | 1 |
10 | Занятие № 10 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Зайчик и снеговик» Задание «Зимние забавы» Игра «Что лежит в мешочке» Прощание | 1 |
11 | Занятие № 11 | Приветствие. Эмоциональная разминка «Найди пару» «Сложи картинку» «Найди похожие» | 1 |
12 | Занятие № 12 | Приветствие. Эмоциональная разминка Игра «Больше-меньше» Игра «Какие игрушки?» Игра «Из чего сделано?» | 1 |
13 | Занятие № 13 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Игра «Найди похожие» Игра «Сложи картинку» Упражнение в сухом бассейне «Дельфин» Прощание | 1 |
14 | Занятие № 14 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Игра «Что где растёт» «Разрезанные картинки» Игра «Зверюшки на дорожках» | 1 |
15 | Занятие № 15 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Четвёртый лишний Посмотри и запомни Игры в сухом бассейне | 1 |
16 | Занятие № 16 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Разложи по полкам Посмотри и запомни Игры в сухом бассейне | 1 |
17 | Занятие № 17 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание « Вечерняя сказка» Задание «На приёме у доктора» Игра «Найди отличия» Прощание | 1 |
18 | Занятие № 18 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Улица большого города Задание « В детском саду» Игра «Найди и вычеркни» Прощание | 1 |
19 | Занятие № 19 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание « В зоопарке» Задание « В цирке» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди тень» Прощание | 1 |
20 | Занятие № 20 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «В магазине игрушек» Задание « Во дворе» Задание «Что где растёт» Игра «Сложи картинку» Прощание | 1 |
21 | Занятие № 21 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Отгадай» Задание «Найди мяч» Задание «В зоопарке» Игра «Найди отличия» Прощание | 1 |
22 | Занятие № 22 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание « Игрушки-половинки» Задание «Магазин» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди тень» Прощание | 1 |
23 | Занятие № 23 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Котёнок» Задание «Умный цыплёнок» Задание «Четвёртый лишний» Прощание | 1 |
24 | Занятие № 24 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Найди мальчика» Задание «Смелый петушок» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди и вычеркни» Прощание | 1 |
25 | Занятие № 25 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Хлопни в ладоши если услышишь» Задание «Верный друг» Задание «Уборка» Игра «Четвёртый лишний» Прощание | 1 |
26 | Занятие № 26 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание « В зоопарке» Задание « В цирке» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди тень» Прощание | 1 |
27 | Занятие № 27 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Заботливый петушок» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Сложи картинку» Прощание | 1 |
28 | Занятие № 28 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Разложи картинки» Задание «Подбери недостающую картинку» Задание «Что бывает внизу, а что бывает наверху» Игра «Найди предметы» Прощание | 1 |
29 | Занятие № 29 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Будь внимательным» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Найди пару» Игра «Сложи картинку» Прощание | 1 |
30 | Занятие № 30 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «четвёртый лишний» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Посмотри и запомни» Игра «Найди отличия» Прощание | 1 |
31 | Занятие № 31 | Приветствие. Эмоциональная разминка Пальчиковая гимнастика Задание «Вершки и корешки» Задание «Найди и вычеркни» Задание «Хлопни в ладоши, если услышишь» Игра «Найди пару» Прощание | 1 |
Итого 31 занятие |
Тематическое планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста
№ | Тема занятия | Содержание | Количество |
1 | Занятие №1 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» (мячик Бонни), «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета Динамическая пауза: Растяжка “Фараон (1)”. Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”. Запомни предметы | 1 |
2 | Занятие №2 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Познакомимся с ёжиком», «Змейки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего предмета Динамическая пауза: Растяжка «Фараон (2)». Кинезиологическое упражнение: “Зайчик – колечко - цепочка” Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Как мышонок забор красил?” | 1 |
3 | Занятие №3 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Самомассаж шариком» , «Крючки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: рассмотри картинки и запомни их. Игра «Вершки и корешки» Динамическая пауза: Растяжка “Ванька - встанька”. Кинезиологическое упражнение “Зайчик – колечко - цепочка”. Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения). | 1 |
4 | Занятие №4 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Шарик непростой» , «Цепочка» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, сложи картинку Динамическая пауза: растяжка «Струночка (1)». Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка». Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
5 | Занятие №5 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мальчик-пальчик» (колечки), «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон, «Угадай по описанию» Динамическая пауза: растяжка «Струночка (2)» Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка». Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Воздушный шарик” (развитие связной речи) | 1 |
6 | Занятие №6 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Мяч на ладошке», «Змейки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика А. Леонтьева (опосредованные связи) «Разложи в лукошко, корзинку, вазу фрукты и ягоды» Динамическая пауза: растяжка «Струночка (3)». Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) | 1 |
7 | Занятие №7 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Веселый счет», «Крючки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба Динамическая пауза: растяжка «Струночка (4)» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз» Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
8 | Занятие №8 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Цепочка» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: выделение лишнего, «Запомни, какие фигуры видел» Динамическая пауза: растяжка «Звезда (1)». Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки «Домик для гусеницы» (развитие связной речи) | 1 |
9 | Занятие №9 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок», «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Чего не хватает», «Зашумлённые предметы», «Подбери крышку к кастрюле» Динамическая пауза: Растяжка «Звезда (2)» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) | 1 |
10 | Занятие №10 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики – мальчики» (колечки), «Змейки». Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, «Какое слово нужно исключить?», «Назови лишний признак» Динамическая пауза: растяжка «Звезда (3)» Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса). | 1 |
11 | Занятие №11 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!», «Крючки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Продолжи ряд(по цвету)», «Простые аналогии» Динамическая пауза: Растяжка «Дотянись» Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Удивительное превращение” | 1 |
12 | Занятие №12 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Добрый ежик» (мячик су-джог), «Цепочка» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: методика Бурдона. Методиа Пьерона Рузера Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик» Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения). | 1 |
13 | Занятие №13 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки на животе и диафрагме)» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица» Запомни предметы(развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
14 | Занятие №14 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Хитрец – огурец», «Змейки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний предмет», «Продолжи ряд геометрических фигур» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (руки над головой)» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки «Песочный замок» | 1 |
15 | Занятие №15 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:пальчики играют (колечки), «Крючки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Простые аналогии», «Заплаточки», «Что забыл нарисовать художник» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (одноименные локоть и колено)» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – курица» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) | 1 |
16 | Занятие №16 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:волшебный шарик, «Цепочка» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Найди лишнюю птицу», «Назови части суток по порядку от заданного» Динамическая пауза: растяжка «Мышкин Мостик (разноименные локоть и колено)» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение) Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
17 | Занятие №17 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Ёжик непоседа», «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Назови лишний признак времени года», Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в одном направлении)» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки «Зимняя прогулка» | 1 |
18 | Занятие №18 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фокусник», «Змейки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: «Дорисуй насекомое», методика Кооса Динамическая пауза: растяжка «Руки лодочкой (ноги в другом направлении)» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения). | 1 |
19 | Занятие №19 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Шарик непростой», «Крючк» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: корректурная проба, построй дом и назови его части Динамическая пауза: растяжка «Флажки» Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
20 | Занятие №20 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Пальчики (колечки)», «Цепочка» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: тест Бурдона Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 1» Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Неудачная прогулка” | 1 |
21 | Занятие №21 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Поиграй со мной, мячик!» «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка (развитие логического мышления) Динамическая пауза: Растяжка «Локоток – 2» Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения). | 1 |
22 | Занятие №22 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Корректурная проба (развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания) Динамическая пауза: Растяжка «Локотки» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
23 | Занятие №23 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Мячик интересный», «Крючки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: эталон Динамическая пауза: растяжка «Кошечка – собачка» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Утенок и цыпленок” (развитие связной речи). | 1 |
24 | Занятие №24 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Селли, селли – чудачок!» (мячик Селли), «Цепочка» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:лишняя картинка Динамическая пауза: растяжка «Вращение в локтевых суставах» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) | 1 |
25 | Занятие №25 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Фрукты (колечки)», «Овощи», «Ягоды», «Колечко» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:корректурная проба Динамическая пауза: растяжка «Вращение в плечевых суставах» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» (повторение). Кинезиологическое упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»(повторение). Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 |
26 | Занятие №26 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки». Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: контур предметов (развитие восприятия формы предметов) Динамическая пауза: растяжка «Вращение в голеностопном суставе» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение). Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение). Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи) | 1 |
27 | Занятие №27 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика», «Крючки Комплекс упражнение для развития познавательных процессов:Лишняя картинка (развитие логического мышления) Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) | 1 |
Занятие №28 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Сказка про ёжика», «Крючки Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: Продолжи ряд Динамическая пауза: растяжка «Вращение ног в коленных суставах» Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза –курица», «Кулак – ребро – ладонь» Послушный карандаш (развитие мелкой моторики). Страна воображения (развитие воображения) | 1 | |
Занятие №29 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки». Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: логический квадрат Динамическая пауза: растяжка «Вращение в голеностопном суставе» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение). Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение). Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи) | 1 | |
Занятие №30 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики: «Волшебный шарик», «Змейки». Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: поймай бабочку Динамическая пауза: растяжка «Вращение в голеностопном суставе» Кинезиологическое упражнение «Сарай – дом с трубой – паровоз»(повторение). Кинезиологическое упражнение «Гусь – курица – петух» (повторение). Вправо – влево, вверх – вниз (развитие умения ориентироваться в пространстве) Сюжетные картинки “Пирамидка” (развитие связной речи) | 1 | |
Занятие №31 | Комплекс упражнения для развития мелкой моторики:«Ежик без головы и ножек» , «Змейки» Комплекс упражнение для развития познавательных процессов: игра «Следопыт» Динамическая пауза: Растяжка «Локотки» Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» Запомни предметы (развитие процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение). Назови слова (развитие активного словарного запаса) | 1 | |
Итого 31 занятие |
Тематическое планирование занятий для детей подготовительной группы
№ | Тема занятия | Содержание | Количество |
1 | Занятие №1 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Кратковременная речевая память» Задание 2 «Кратковременная зрительная память» Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез Задание 4. Речевые аналогии Задание 5. Гештальт-тест Бендер Рефлексия. | 1 |
2 | Занятие №2 | Вводное упражнение. Упражнение «Настроение». Основная часть. Задание 6. Произвольное владение речью Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез Задание 8. Визуальные аналогии Задание 9. Абстрактное мышление Рефлексия. | 1 |
3 | Занятие №3 | Вводное упражнение. Упражнение «У бабушки Маланьи» Основная часть. Упражнение «Интервью» Упражнение «Кухонные предметы» Упражнение «На что это похоже?» Итоговое упражнение. Упражнение «Слово заблудилось» Рефлексия. | 1 |
4 | Занятие №4 | Вводное упражнение. Упражнение «Горошина» Основная часть. Беседа по теме занятия. Упражнение «Нарисуй овощи» Упражнение «Узнай и назови-1» Упражнение «Волшебная котомка» Итоговое упражнение. Упражнение «Собери овощи» Рефлексия. | 1 |
5 | Занятие №5 | Вводное упражнение. Упражнение «Собери овощи» Основная часть. Беседа ведущего с детьми по теме прошлого занятия (важно определить, что ребёнок запомнил) Упражнение «Загадай, я отгадаю (овощи)» Упражнение «Узнай и назови-2» (усложнённый) Упражнение «На что похоже?» Итоговое упражнение. Упражнение «Репа–капуста» Рефлексия. | 1 |
6 | Занятие №6 | Вводное упражнение. Упражнение «Волшебный сад» Основная часть. Упражнение «Найди фрукты» Упражнение «Нарисуй одной рукой». Упражнение«Фантазия» (Можно по тематике) Упражнение «Разложи по группам». Итоговое упражнение. Упражнение «Подсолнух». Рефлексия | 1 |
7 | Занятие №7 | Вводное упражнение «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём во двор гулять» Основная часть Упражнение «Знакомство во дворе». Работа с картинкой, моделирование и проигрывание ситуации знакомства со сверстниками. Итоговое упражнение. Упражнение «Найди Петю». Рефлексия. | 1 |
8 | Занятие №8 | Вводное упражнение. «Кенгуру». Основная часть. Упражнение «Мышка». Детское лото «Мемо» с животными. Итоговое упражнение Упражнение «Царство животных». Рефлексия. | 1 |
9 | Занятие №9 | Вводное упражнение. Основная часть. Упражнение «Обезьянки» Упражнение «Смысловые ряды». Упражнение «Зоопарк». Итоговое упражнение Упражнение «Сова». Рефлексия. | 1 |
10 | Занятие №10 | Ритуал приветствия. . Продолжи слово. Основная часть. Упражнение «Что съел щенок?». Упражнение «Закончи предложение». Упражнение «Учимся запоминать» Итоговое упражнение Упражнение «Слушай и исполняй» Рефлексия. | 1 |
11 | Занятие №11 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Кратковременная речевая память» Задание 2 «Кратковременная зрительная память» Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез Задание 4. Речевые аналогии Задание 5. Гештальт-тест Бендер Рефлексия. | 1 |
12 | Занятие №12 | Вводное упражнение. Упражнение «Настроение». Основная часть. Задание 6. Произвольное владение речью Задание 7. Интуитивный визуальный анализ-синтез Задание 8. Визуальные аналогии Задание 9. Абстрактное мышление Рефлексия. | 1 |
13 | Занятие №13 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Право, лево, верх, вниз» Задание 2 «Подбери слова» Задание 3. Интуитивный речевой анализ-синтез Задание 4. Штриховка Рефлексия. | 1 |
14 | Занятие №14 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Нарисуй нужную фигуру» Задание 2 «Продолжи ряд деревьев» Задание 3. Логическая таблица Задание 4. «Зашумлённые картинки» Рефлексия. | 1 |
15 | Занятие №15 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Вставки» Задание 2 «Расположи в указанном порядке» Задание 3. «Четвёртый лишний» Рефлексия. | 1 |
16 | Занятие №16 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 Запомни и назови Задание 2 Простые аналогии Рефлексия. | 1 |
17 | Занятие №17 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Четвёртый лишний» Задание 2 «Подбери чашку к блюдцу» Задание 3. «В предмете что-то недорисовано» Рефлексия. | 1 |
18 | Занятие №18 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Четвёртый лишний» Задание 2 «Чего не хватает» Задание 3. Существенный признак Задание 4. «Нелепицы» Рефлексия. | 1 |
19 | Занятие №19 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Нелепицы» Задание 2 «Работа над содержанием загадок» Задание 3. «Работа над смыслом крылатого выражения» Рефлексия. | 1 |
20 | Занятие №20 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Зашумлённые предметы» Задание 2 «Какое слово нужно исключить?» Задание 3. Работа над смыслом пословицы Рефлексия. | 1 |
21 | Занятие №21 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 Работа над смыслом крылатого выражения Задание 2 «Почему так называется?» Рефлексия. | 1 |
22 | Занятие №22 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Существенные признаки» Задание 2 « Выполни группировку» Задание 3. «Нарисуй картинку и расскажи о ней» Рефлексия. | 1 |
23 | Занятие №23 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Четвёртый лишний» Задание 2 Простые аналогии Задание 3. Сложи фигурки из счётных палочек Рефлексия. | 1 |
24 | Занятие №24 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Найди 10 отличий» Задание 2 «Сделай так» Задание 3. «Четвёртый лишний» Рефлексия. | 1 |
25 | Занятие №25 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Заплаточки» Задание 2 Методика Пьеррона-Рузера Задание 3. Классификация по разным признакам Рефлексия. | 1 |
26 | Занятие №26 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 Тест Бурдона Задание 2 Методика Кооса. Рефлексия. | 1 |
27 | Занятие №27 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 Тест кодирования Задание 2 Методика Кооса Задание 3. Работа над смыслом пословицы Задание 4. «Что изменилось?» Рефлексия. | 1 |
Занятие №28 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Дорисуй предмет» Задание 2 «Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ» Задание 3. «Найди 10 отличий» Рефлексия. | 1 | |
Занятие №29 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 Методика А.Н. Леонтьева Задание 2 «В предмете что-то недорисовано» Задание 3. «Лабиринт». Рефлексия. | 1 | |
Занятие №30 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 «Запомни, назови и покажи» Задание 2 «Запомни и разложи правильно» Задание 3. «Четвёртый лишний» Рефлексия. | 1 | |
Занятие №31 | Вводное упражнение. Основная часть. Задание 1 Развитие ассоциативного мышления Задание 2 «Логический квадрат» Задание 3. «Что неверно в этих предложениях? Рефлексия. | 1 | |
Итого 31 занятие |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Форма работы: индивидуальные занятия (1-2 ребенка).
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в помещении, оснащенном требуемыми техническими средствами (магнитная доска) и игровыми атрибутами. Также в процессе занятий используются карандаши, бумага и дидактические пособия.
Кадровое обеспечение: занятия проводятся педагогом-психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме детской инвалидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность примеров развитых стран...

Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития "развитие речи"
Программа составлена с учетом адаптированной...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...