Семинар-практикум «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Панова Светлана Михайловна

Материал для родителей, осуществлять целенаправ­ленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному разви­тию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

«Взрослые должны не подавлять, а поддерживать,

 не сковывать, а направлять проявления активности ребёнка,

а также создавать такие ситуации, в которых

они ощущают радость открытия».

Д.Б. Эльконин

Цель: заинтересовать родителей, осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Форма проведения: мастер-класс.

Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, родители.

Предварительная работа: подготовить видеооткрытку от детей для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).

Оборудование: компьютер, презентация «Игры для развития сенсорики»; игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы), блоки Дьенеша, цветные палочки Кьюизинера, «Золушка» (горох, фасоль, киндер-игрушки), «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы), прищепки, картинки, белая цветная бумага, клей, ножницы, ватман с изображением солнышка (без лучиков), маркеры, стикеры. Выставка игр и пособий для сенсорного развития.

Повестка:

  1. Видеооткрытка от детей.
  2.  Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
  3.  Игротека.
  4.  Игра на рефлексию «Солнышко».

Ход семинара-практикума

  Логопед: -Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем семинаре «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи... (знакомство с повесткой).

Психолог:  Наши дети приготовили для любимых родителей сюрприз, видеооткрытку о том, как они играют в детском саду.

  1. Показ презентации «Игры для развития сенсорики».

“Аукцион идей”.

Логопед:   Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.

Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать.

Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.

Ведущий, предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, то и выиграл.

2. Беседа с родителями.

Психолог: - Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие?

(Ответы родителей.)

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание:

     - является основой для интеллектуального развития;

     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

     - развивает наблюдательность;

     - готовит к реальной жизни;  

     - позитивно влияет на эстетическое чувство;

     - является основой для развития воображения;

     - развивает внимание;

     - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

     - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

     - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

     - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

     - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В сенсорном воспитании детей выделяют основные задачи:

Логопед: На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
        На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
        Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее детей следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

   Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
        Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Для развития сенсорных способностей существует множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей раннего возраста.
        

3. Игротека.

Знакомство родителей с различными играми для сенсорного развития и мелкой моторики рук детей раннего возраста. Родители делятся на группы.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

Логопед: К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

На столике «Озорные пальчики» (развитие осязательного восприятия): размещены пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики

       Дидактические игры "Сухие и липкие материалы", "Разные поверхности», массажные мячики, бусинки, спички, крупы, конструкторы и мозаики различных видов и т. п.; коллекции " Мир бумаги", "Мир ткани". Игры с водой и песком и т.п.

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.

Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Игра «Чудесный мешочек».

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок».

Предлагаем сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок.

(Смена рук.)

- Срочно корма дайте мне.

 Мне и всей моей семье!

Можно использовать самомассаж мячиками. Шнуровки. Работа с пластилином.  

Зрительное восприятие

Психолог: Основные параметры зрительного восприятия:

  • цвет
  • форма
  • величина

Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:

1.развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

      На столике «Зоркие глазки» (развитие зрительного восприятия): пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации; пирамидки, кубики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кьюизинера

(слайд 11)     Дидактические игры: «Цветные картинки», «Посади бабочку на цветок», «Кто в домике живет», Оденем куклу». Набор карточек (образцов); цветные крышки, игры-экспериментирования со светом, водой, стеклом и т.д.

Игра «Золушка».

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоль, бусины, мозаика и блоки Дьенеша. За 30 секунд вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Логопед:   Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами выполнить вот такое упражнение - надо взять фасолинку большим и указательным пальцем, затем большим и средним, потом - большим и безымянным... Получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее. И если в конце игры ребенок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Восприятие формы

Конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;

2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;

3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;

4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;

5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

Логоформочки, доски с вкладышами, счетные палочки, разрезные картинки

Игра «Мозаика из бросового материала».

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это могут быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку создать узор по вашему образцу. После того как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона «цвет», а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона «форма» (круг, квадрат, треугольник, овал).

Восприятие величины

Конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;

2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;

4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;

6. обратить внимание на относительность величины предметов;

7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

        Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

   На столике «Ушки на макушке» (развитие слухового восприятия): размещены пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, игры с музыкальными инструментами: «Где  позвонили?» «Угадай на чём  играю?» «Шагаем – прыгаем» аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы.

Психолог: «Носики курносики» для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов использовать: дидактические игры "Чем пахнут ремесла", "Что за фрукт", "Сухие духи" (высушенные лепестки любимых цветов, листьев, семян в марлевых мешочках).

«Весёлый язычок» (развитие вкусового восприятия): размещены пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов:

Дидактические игры  "Сладкое – соленое", "Какой на вкус?", "Хлебные загадки" и т. п.

4. Игра на рефлексию «Солнышко»

Проводит игру педагог-психолог.

-Уважаемые родители, мы предлагаем оценить наш семинар-практикум, для этого нужно обвести и вырезать ладошку соответствующего цвета, написать ваши предложения и пожелания. Приклеить на солнышке как лучик.

Красный цвет - все понравилось, игры будете использовать дома;

желтый цвет - понравилось, но не все, что-то возьмете на заметку;

оранжевый цвет - не научились ничему новому.

       Логопед: Фантазируйте вместе с малышом, предлагайте ему как можно больше игр, развивающих мелкую моторику. Ведь такие игры не только принесут Вашему ребенку море веселья и впечатлений, но и будут способствовать его речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию в целом.

 Ведь, как говорил известный педагог В.Сухомлинский, «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

        Спасибо за внимание!

МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горн6оправдинск»

Семинар-практикум

для родителей

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Подготовили:

Учитель-логопед Вознюковская О.В.

Педагог-психолог Панова С.М.

2015 год



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.

Уважаемые родители!

Для того чтобы планомерно и систематически      осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать  основные принципы  построения  общения с детьми.

  1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе  с вашим ребенком.
  2. Говорите  с ребенком - сначала называя окружающие  предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.
  3. Задавайте ребенку  как можно больше вопросов.
  4. Всегда внимательно выслушивайте  рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте  и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он  не все и не сразу  поймет: развивающее общение  - это всегда немного общение «навырост».
  6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
  7. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  8. Эмоционально  поддерживайте  исследовательскую  деятельность ребенка. Поощряйте  его инициативу и самостоятельность. Создавайте  условия для реализации его замыслов.
  9. Сделайте  свои увлечения предметом общения с ребенком.

Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье.

В этот период для познавательного развития  ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем  предпочтение  желательно  отдавать природным материалам  и объектам;

Большое значение в этом возрасте  имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки;

Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,  матрешки и т.д.;

Игрушки, в которых используются  разные принципы извлечения звука;

Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

         Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические),

Емкости, с которыми можно  производить  прямые и обратные действия : положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.

Разрезные картинки,  пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками;

Парные картинки;

Трехместные матрешки, пирамидки,  формы-вкладыши;

Несколько видов мозаики;

Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка  и др.); Банки разного размера;

Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.

Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов(цвет, форма, величина)

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной  фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры»

Данный семинар-практикум позволит педагогу познакомить родителей со способамиформирования у детей представлений о величине, форме и цвете  в домашних условиях, при помощи использования пластиковы...

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Семинар-практикум для родителей. "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры".

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае ра...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Семинар-практикум для родителей "Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе"

В сложном комплексе психических процессов, а это внимание, память, мышление, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребен...

Семинар -практикум «Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры»

Семинар -практикум  «Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры»  ...

Семинар-практикум с родителями «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста через дидактические игры»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-...