Конспект логоритмики для детей с ОНР подготовительной к школе группы на тему: «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Шовковская Марина Владимировна

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять накопленные детьми представления об осени, природном явлении – листопаде, об объектах окружающего мира (овощах, грибах), умение классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные;
- учить детей петь выразительно, слушать друг друга;
- совершенствовать технику ходьбы, бега на носках, ориентировку в пространстве;
- закреплять представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека;
- закреплять знания детей о запрете ходить в лес одним без взрослых.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление;
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- укреплять глазодвигательные мышцы;
- развивать физиологическое и фонационное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу;
- формировать навык «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и самостоятельно передавать их;
- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение отгадывать загадки и выразительно читать стихи.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;
- воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма.
Индивидуальная работа:
обратить особое внимание на Даниила при выполнении гимнастики для глаз, на Павла – при выполнении упражнения с массажером-ежиком, на Савелия – при выполнении мимических упражнений.
Предварительная работа:
- беседа об осени, осенних признаках и явлениях;
- пение песен «Разноцветные листочки», «Праздник урожая», «Как растут грибы» с выполнением движений;
- выполнение массажа спины;
- выполнение пальчиковой гимнастики «Загадка про ежа»;
- выполнение упражнений с массажером-ежиком;
- выполнение ритмической игры «Помидор»;
- выполнение мимических упражнений и упражнений на релаксацию.
Оборудование, материал:
- яркий осенний лист;
- желтые и красные листья по количеству детей;
- две корзинки;
- два султанчика;
- су-джок массажеры по количеству детей и кучка осенних листьев;
- по две палочки на каждого ребенка;
- две шапочки грибов-опят и шапочка гриба-боровика;
- шапочки овощей на каждого ребенка;
- ткань для покрытия овощей;
- ноутбук, проектор;
- презентации: «Лес», «Листопад (гимнастика для глаз)», «Праздник урожая (слайды с изображением картинок в соответствии со словами песни)».
Методические приёмы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент – появление осеннего листика, массажеров-ежиков, овощей;
- пение песен «Разноцветные листочки», «Как растут грибы», «Праздник урожая» с выполнением движений;
- игровые упражнения «Аромат леса», «Листопад», «Дятел», «Загадка про ежа», «Ёжик», «Разговоры овощей», «Помидор»;
- использование метода импатии – превращение в «живых овощей»;
- мимические упражнения для выражения эмоций;
- беседа с детьми;
- просмотр презентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логоритмики для детей с ОНР подготовительной к школе группы на тему: «Осенняя прогулка»

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять накопленные детьми представления об осени, природном явлении – листопаде, об объектах окружающего мира (овощах, грибах), умение классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные;
- учить детей петь выразительно, слушать друг друга;
- совершенствовать технику ходьбы, бега на носках, ориентировку в пространстве;
- закреплять представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека;
- закреплять знания детей о запрете ходить в лес одним без взрослых.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление;
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- укреплять глазодвигательные мышцы;
- развивать физиологическое и фонационное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу;
- формировать навык «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и самостоятельно передавать их;
- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение отгадывать загадки и выразительно читать стихи.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;
- воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма.
Индивидуальная работа:
обратить особое внимание на Даниила при выполнении гимнастики для глаз, на Павла – при выполнении упражнения с массажером-ежиком, на Савелия – при выполнении мимических упражнений.
Предварительная работа:
- беседа об осени, осенних признаках и явлениях;
- пение песен «Разноцветные листочки», «Праздник урожая», «Как растут грибы» с выполнением движений;
- выполнение массажа спины;
- выполнение пальчиковой гимнастики «Загадка про ежа»;
- выполнение упражнений с массажером-ежиком;
- выполнение ритмической игры «Помидор»;
- выполнение мимических упражнений и упражнений на релаксацию.
Оборудование, материал:
- яркий осенний лист;
- желтые и красные листья по количеству детей;
- две корзинки;
- два султанчика;
- су-джок массажеры по количеству детей и кучка осенних листьев;
- по две палочки на каждого ребенка;
- две шапочки грибов-опят и шапочка гриба-боровика;
- шапочки овощей на каждого ребенка;
- ткань для покрытия овощей;
- ноутбук, проектор;
- презентации: «Лес», «Листопад (гимнастика для глаз)», «Праздник урожая (слайды с изображением картинок в соответствии со словами песни)».
Методические приёмы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент – появление осеннего листика, массажеров-ежиков, овощей;
- пение песен «Разноцветные листочки», «Как растут грибы», «Праздник урожая» с выполнением движений;
- игровые упражнения «Аромат леса», «Листопад», «Дятел», «Загадка про ежа», «Ёжик», «Разговоры овощей», «Помидор»;
- использование метода импатии – превращение в «живых овощей»;
- мимические упражнения для выражения эмоций;
- беседа с детьми;
- просмотр презентаций.

Ход логоритмики:

1. Организационный момент:
Логопед (обращает внимание детей на яркий листочек на окне):
Посмотрите, к нам в окошко яркий листик залетел.
Он, наверное, ребята, что-то рассказать хотел. 
Послушаем 
(звучит шелест листьев)
Д
ети слушают шелест листьев, приложив руку к уху.
Логопед:
Листик приглашает нас в лес. Как выдумаете, детям одним без взрослых можно ходить в лес? 
(Ответы детей.) Почему? (Ответы детей.) Запомните, одним детям без взрослых ходить в лес нельзя, это очень опасно. Предлагаю сегодня пойти в лес со взрослым человеком, со мной. С собой возьмем корзинку.
Мы пойдем в осенний лес, 
Лес загадок и чудес!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между расположенными на полу листьями.
Логопед:
Вот мы и в лесу. Поздороваемся с лесом все вместе.
(Появление слайда с изображением леса.)
Все дети:
«Здравствуй, здравствуй, чудо-лес,
Лес загадок и чудес!»
Логопед:
Какой здесь прекрасный лесной аромат!
2. Голосовое упражнение «Аромат леса»:
Выполняют стоя вместе с педагогом. 
1ч. – вдох, задержка дыхания, руки в стороны;
2ч. – на выдохе произносят: «А-А-А», руки опустить.
Логопед:
Вся земля усыпана листьями. Как листья оказались на земле? 
(Ответы детей.)Почему? (Ответы детей.) Как называется сбрасывание листвы деревьями и кустарниками? (Листопад.)
Логопед:
Предлагаю понаблюдать за листопадом. Встаньте на тропинку в одну линию. Стойте ровно, при этом старайтесь головой не шевелить, следите за листьями только глазами.
3. Зрительная гимнастика «Листопад»: (Показ презентации.)
Дети следят за листьями глазами, стоя на полу.
Логопед:
Прошу каждого из вас встать перед парой листьев, желтым и красным листьями.
4. Упражнение «Возьми листок»:
Каждый ребенок встает перед красным и желтым листьями, расположенными на полу.
Логопед: 
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Правую ладошку протяну -
Листочек желтый я возьму,
Левую ладошку протяну - 
Листочек красный я возьму.
Выполняют соответствующие движения.
5. Пение песни «Разноцветные листочки» с выполнением движений.
По окончании песни дети складывают листья в корзинку.
Логопед:
Красивый осенний букет получился из разноцветных листьев.
6. Загадывание загадки логопедом:
- Что-то солнышко спряталось. 
Посмотрите, летит орлица по синему небу, 
Крылья распластала, солнышко застлала. 
Как вы думаете, что это? (Туча.)
7. Логопед:
Скоро дождь начнется, даже птицы забеспокоились. Встаньте парами, повернитесь друг за другом, один ребенок изображает дерево, другой – дятла.

Массаж спины «Дятел» (выполняют два раза.):

Дятел на дубу сидит 
(Положить ладони на спинку.)
И стучит, стучит, стучит,
(Постукивать указательными пальцами.)
Ищет под корой жучков 
и съедобных червячков.
(Слегка пощипать.)
Ну а если грянет гром,
(На слово «гром» хлопнуть по спинке.)
И польётся дождь потом,
(Побарабанить пальцами.)
Дятел спрячется в дупло,
(Круговые движения ладонями.)
В нем и сухо и тепло.
(Сунуть руки в подмышки.)
Логопед:
Дождь идет, растут грибы. Предлагаю поиграть в игру «Съедобные и несъедобные грибы». Я буду называть съедобные и несъедобные грибы. Если гриб съедобный, вам нужно с радостью назвать слово «Ах!», а если гриб несъедобный – строгим голосом назвать слово «Ох!».
Дети вместе с логопедом играют в игру.
Логопед:
Поиграем в игру «Как растут грибы». Встанем по кругу, «дождик» - в центре круга. 
Два мальчика надевают шапочки опят, один ребенок – шапочку боровика, девочка-«дождик» берет в руки два султанчика.
8. Подвижная игра «Как растут грибы»:
Дети поют, «дождик» двигается по кругу. 
«Дождик» выполняет движения, к нему выбегают «грибы».
Дети обращаются к «дождику», «грибы» пританцовывают.

Логопед (подводит детей к кучке листьев):
Слышу, листья шевелятся, под листьями кто-то прячется. Но сначала загадаем загадку и выполним пальчиковую гимнастику.
9. Пальчиковая гимнастика «Загадка про ежа» (выполняют стоя):
На пеньке лежит комок,
(Руки закрыты в «замок».)
Это – маленький зверек,
(Заглядываем внутрь кулачка.)
Он колючки раскрывает,
(Разгибаем пальцы вперед.)
Очень широко зевает,
(Ладони расходятся в противоположные стороны.)
Умывает мордочку
(Потереть ладони.)
И ерошит челочку.
(Пошевелить пальцами скрещенных ладоней.)
Посчитаем все иголки,
(Щелчки в воздух разными пальцами обеих рук.)
Быстро спрячемся под елку.
(Спрятать руки за спину.)
Логопед: Кто же это? (Еж.) 
Дети заглядывают под листья и находят волшебных ежиков (разноцветные су-джок шарики).
10. Упражнение с массажером-ежиком «Ёжик»:
Дети, сидя на коленях, катают шарики между пальцами одной руки, катают шарики между ладонями. Затем катают шарики между пальцами другой руки, катают шарики между ладонями.
Катится колючий ёжик, 
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь!
Логопед: Покатились ежи. 
Дети кладут ежей в «огород».
Логопед:
Побежали мы за ежами, они привели нас в огород. Что растет в огороде на грядках? 
(Овощи.) Все овощи созрели, они готовы к тому, чтобы их собрали с грядок. «Оживим» овощи.
11. Динамические упражнения:
Плавно идет капуста.
(Шаг с носочка.)
Важно шагает помидор.
(Шаг на всей стопе.)
Осторожно идет редиска.
(Ходьба на носках.)
Легко бежит горошек.
(Легкий бег на носках.)
Маршируют огурцы-молодцы.
(Шаг марша.)
Логопед:
Чем полезны овощи? 
(Ответы детей.)
Овощи начали спорить, кто из них полезнее.
12. Мимическое упражнение «Разговоры овощей»:
Картошка (поднять голову) гордо заявила: « ПА-ПЫ».
Капуста (опустить взгляд) жалобно пропищала: «МА-МУ».
Морковь (улыбнуться и округлить глаза) игриво сказала: «ФА-ФУ». 
Лук ( сдвинув брови) сердито произнес: «ГА-ГУ».
Огурец весело воскликнул: «ДА-ДУ, не спорьте, все овощи полезны и важны!»

Логопед:
Толстопузый помидор перелез через забор. Для чего он это сделал, мы с вами расскажем.
13. Ритмическая игра «Помидор»:
Сидя на коленях, палочки лежат на полу, расположенные параллельно друг другу – в горизонтальном положении.
Толстопузый помидор перелез через забор.
(Перекладывать палочки поочередно через одну в соответствии с ритмом текста.)
Как веселый красный шар покатился на базар.
(Взять в руки палочки и вращать ими при помощи пальцев.)
Обежал за рядом ряд…
(Стучать палочками о пол в соответствии с ритмом текста и образом (на каждый слог поочередно).)
На ходу надел халат.
(Поочередно потирать палочками друг о друга (4 раза).)
Подал звонкий голосок…
(Стучать торцами палочек.)
Продаю томатный сок.
(Стучать одновременно двумя палочками о пол.)
Логопед: Предлагаю собрать осенний урожай.
Дети надевают шапочки овощей.
14. Хоровод с движениями «Праздник урожая» С.Ранда (Презентация.)
15. Упражнение на релаксацию:
Логопед:
Устали овощи, сели отдыхать.
Дети садятся на колени.
Отдувается капуста: «Ах! Ах!»
(Обмахивать лицо ладошками.)
Морковка: «Эх! Эх!»
(Хлопать по коленям.)
Горох: «О-хо-хох!»
(Легко ударять пальчиками по коленям.)
Огурец: «Ух! Ух!»
(Руки развести в стороны, затем – к плечам.)
Дети встают.
16. Прощание:
- Спасибо осени за щедрые дары!

Чтение стихотворения «Подарки осени» ребенком:

Осень по двору идет
Урожай большой несет:
Сладкую капусту,
Толстый кабачок,
Хрустящую морковку,
Помидоры, репку,
Лук и чесночок.
Поскорей нас соберите
И детей всех угостите!
(На каждое название овоща ребенок в соответствующей шапочке делает шаг вперед и кивает головой.)

Логопед:
Спасибо осени за подарки! Спасибо и вам, девочки и мальчики, порадовали осень песнями и танцами, играми и стихами. Корзина с букетом листьев будет напоминать нам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе на тему "Осенние листья"

Знаком­ство с техникой нетрадиционного рисования «эстамп», овладение приемами по­лучения отпечатков листьев на бумаге и составление композиций из них.Обобщение знаний о признаках и природных явлениях ...

Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной к школе группе на тему "Осенние листья"

Знаком­ство с техникой нетрадиционного рисования «эстамп», овладение приемами по­лучения отпечатков листьев на бумаге и составление композиций из них.Обобщение знаний о признаках и природных явлениях ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Осень"

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Расширение представлений о переносном значении слов...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Прогулка в осенний лес"

Конспект можно использовать как для групповой работы, так и для индивидуальной....

Конспект осеннего праздника с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Осенние картинки»

Закрепление и расширение знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе....