Конспект НОД "Зверятам помогаем, лес снегом укрываем"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Аракчеева Ольга Викторовна

Конспект будет полезен воспитателям коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zveryatam_pomogaem_les_snegom_ukryvaem.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Владимира

«Детский сад № 34 комбинированного вида»

Конспект образовательной деятельности

в коррекционной группе детей с ОНР

III – IV уровня

«ЗВЕРЯТАМ ПОМОГАЕМ,

ЛЕС СНЕГОМ УКРЫВАЕМ».

Подготовила:

воспитатель логопедической группы

высшей кв. категории

О. В. Аракчеева

Владимир 2015

Конспект  образовательной деятельности в  коррекционной группе  детей

с ОНР III – IV уровня

«Зверятам помогаем, лес снегом укрываем».

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: формирование у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, отзывчивость, стремление совершать добрые дела, желание помочь тем, кто нуждается в помощи.

Задачи:

Воспитательные:

- способствовать возникновению в игре дружеских отношений;

- помочь детям в освоении позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, дружбы, помощи;

- формировать культурную практику общения со взрослыми и сверстниками;

 Речевые:

- развивать фонематический слух, слуховое восприятие;

- развивать умение делить слова на части (слоги);

- расширить активный словарь, вводя в речь приставочные глаголы;

- развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;

- совершенствовать умение образовывать существительные с суффиксами             -онок, -ёнок;            

- совершенствовать умение подбирать слова на звук «с»;

- совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным предложением, занимать активную позицию в диалоге;

Образовательные:

- систематизировать знания детей по теме «Дикие животные наших лесов»;

- обучать детей составлению предложений с помощью мнемотаблицы;

Развивающие:

- содействовать развитию разных видов детской инициативы (коммуникативной, познавательной, двигательной);

- развивать ритмические способности детей;

 -развивать словесно-логическое мышление;

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Методы и приёмы:

практические: работа с дидактическим материалом;

наглядные: рассматривание мнемотаблицы; рассматривание дидактического пособия-картины «Узнай, кто спрятался в лесу?»;

словесные: составление предложений с помощью мнемотаблицы; вопросы по теме; словесные игры «Закончи предложение», «Подбери слово на заданный звук»;

игровые: игровые ситуации, физкультминутка, хороводная игра под музыкальное сопровождение;

Материал и оборудование:

ширма в виде «снежного» дома; на дом прикреплена мнемотаблица; сундучок, на который прикреплён картонный замок; игрушечные животные; дидактическое пособие-картина «Узнай, кто спрятался в лесу?»; дидактическая игра «Дикие животные и их детёныши»; бумажные снежинки по 2 шт. на каждого ребёнка; гирлянда из снежинок, которая спрятана в сундуке; картонные ключи по количеству детей; спортивное оборудование: спортивный модуль-«гора», деревянные спилы-ходунки по количеству детей, голубая ткань-«река»; «волшебное зеркало»; фонограмма со звуками зимнего леса; фонограмма песни Г. Гладкова «Песня про снежинки».

Предварительная работа: беседы с детьми на темы: «Дикие животные наших лесов», «Как звери готовятся к зиме», «Дикие животные и их детёныши»; рассматривание иллюстративного материала на заданную тему; занятия по продуктивной деятельности (рисунки, аппликации, лепка, ручной труд) на заданную тему; чтение сказок, рассказов о диких животных; дидактические игры «Чей малыш», «Дикие животные и их детёныши» и др.; экскурсия во Владимирский музей-заповедник «Родная природа».

Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Вы согласны?
Дети: Да. А куда мы пойдём?

В.: Мне кажется, скоро вы сами догадаетесь. А сейчас закройте глазки и внимательно слушайте. Чтобы вам было удобно слушать, можете присесть на ковёр.

(Звучит фонограмма звуков, характерных для леса: шум деревьев, ветер,  приглушённое пение птиц, стук дятла, треск ветки и т.д.)

В.: Ребята, откройте глаза и скажите, что вы услышали?

(Дети отвечают.)

В.: Как вы думаете, где можно услышать эти звуки?

Д.: В лесу.

В.: Конечно. Мы очутились в лесу.

(Воспитатель показывает детям картину, на которой изображён лес. Среди деревьев спрятались лесные звери. Воспитатель предлагает детям подойти к картине и встать полукругом.)

В.: Ребята, пожалуйста, внимательно посмотрите на этот лес. Интересно, чьи это уши выглядывают из-за куста?

Д.: Это заячьи уши.

(Аналогично дети находят и называют части тела других животных (медвежьи лапы, лосиные рога, беличий хвост, лисий хвост, ежиные иголки, волчья морда)).

В.: Ребята, вы хотите подружиться с лесными зверями? Может быть, мы позовём их, и они выйдут из своих укрытий? Но позовём мы лесных животных не обычно, а отхлопывая их названия по слогам. Давайте попробуем. Я уверена, что у вас получится.

(Воспитатель показывает указкой на спрятанного на картине животного, дети отхлопывают  и называют слово по слогам. Воспитатель уточняет, сколько в слове слогов.)

Д.: За-яц (2слога); лось (1 слог); мед-ведь (2 слога); ли-са (2 слога); бел-ка (2 слога); ёж (1 слог); волк (1 слог).

(Во время ответов детей воспитатель ставит к картине игрушки: зайца, лося, медведя, лису, белку, ежа, волка.)

В.: Здравствуйте, наши лесные друзья. Ребята, оказывается звери вовсе не прятались в лесной чаще. У них стряслась настоящая беда. Звери потеряли своих детёнышей, искали-искали, но так и не нашли. Ребята, только вы им можете помочь. Ваше решение?

Д.: Мы поможем зверятам.

В.: Какие вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную минуту. Послушайте внимательно, что нужно сделать. На столе находятся картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей. Ваша задача: собрать полную семью. А чью семью будет собирать каждый из вас, мы сейчас посмотрим. Пожалуйста, выберете картинку.

(На столе рубашкой вверх разложены картинки с изображением взрослого животного (папы). Затем подходят к столу, отбирают картинки, садятся за стол и собирают семью. Воспитатель подходит к ребёнку и спрашивает у него, чья это семья, из кого она состоит).

В.: Скажи, пожалуйста,чья у тебя семья?

Ребёнок: Это заячья семья: заяц, зайчиха и маленький зайчонок.

(Аналогично - волчья семья: волк, волчица, волчонок;  лосиная семья: лось, лосиха, лосёнок;  медвежья семья: медведь, медведица, медвежонок;  беличья семья: белка, бельчиха, бельчонок;  ежиная семья: ёж, ежиха, ежонок;  мышиная семья: мышь, мышка, мышонок;  лисья семья: лис, лиса, лисёнок.)

В.: Ребята, вы справились с таким сложным заданием: собрали семьи животных, правильно их назвали, помогли нашим зверятам, вы настоящие друзья. Я вами горжусь. Звери радуются, и мы тоже. Покажем нашим друзьям весёлую лесную зарядку?

Физкультминутка:

У нас славная осанка, мы свели лопатки,         (выпрямить спину)

Мы походим на носках, а потом на пятках.    (идут на носках, потом на пятках)

Пойдём мягко, как лисята и как мишка косолапый  (имитируют движения животных)

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог,    (присели, обхватили колени руками)                           

 Лучик ёжика коснулся – ёжик сладко потянулся.        ( воспитатель дотрагивается рукой до ребёнка, ребёнок встаёт)    

Физзарядкой целый день заниматься нам не лень!   (дети прыгают на двух ногах)

В.: Семья вместе – так и душа на месте.Теперь звери могут отвести своих малышей домой. Кстати, а вы знаете, где они живут? Где живёт белка?

Д.: Белка живёт в дупле.

В.: А где живёт медведь? (ёж, лось, волк, заяц, лиса, мышь)

Д.: Медведь живёт в берлоге (ёж делает норку из опавших листьев; волк – в логове; лиса - в норе; мышь – в норке; заяц прячется под кустом; у лося весь лес – дом).

В.: Совершенно верно. Напомните, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д.: Сейчас зима.

В.: Верно. Значит, наши лесные друзья будут в лесу…

Д.: Зимовать.

( Раздаётся птичье пение. Логопед показывает детям синицу.)

В.: Ой, кто это?

Д.: Это синичка.

(Синичку озвучивает логопед.)

Синичка: Как же звери будут зимовать, если в лесу очень мало снега.

В.: Ребята, давайте присядем и подумаем, лесным животным нужен снег?

(Дети садятся на ковёр, отвечают на вопрос воспитателя.)

Д.: Конечно нужен.

В.: А зачем?

Д.: Заяц зимой меняет серую шубку на белую. На снегу лиса и волк его не заметят, а если не будет снега, то они зайчика быстро найдут. Белка тоже меняет рыжую шубку на серую, и на дереве её трудно заметить. Снег согревает животных зимой, он покрывает землю, жилища животных, и мороз им не страшен, ведь медведь и ёж зимой спят. А лиса и волк по следам на снегу находят себе пищу: зайца, мышку.

В.: А если снег не выпадет, что будет с животными, как вы думаете?

Д.: Животным будет холодно, они могут погибнуть.

В.: Синичка, ты везде летаешь, всё знаешь. Скажи, может быть, Зима забыла, что в лесу снега нет, и ей нужно об этом сказать?

С.: Зима спит в своём снежном Царстве. Сундук её волшебный, в котором снежинки хранятся, заперт, а ключи от того сундука у Зимы. И ветры буйные её будили, и мы, птицы лесные, но только крепко спит наша Зимушка-зима.

В.: Что же делать? Ведь животным зимой без снега очень плохо, они же могут погибнуть.

С.: Разбудить её могут волшебные слова, которые на дворце её снежном написаны. Мы, птички и звери лесные, не можем их разгадать, только людям это под силу.

В.: Ребята, что же делать? Кто сможет помочь лесным зверятам?

Д.: Мы поможем, разбудим Зиму.

С.: Какие вы смелые, ребята, а я покажу вам дорогу в Царство Зимы.

(Воспитатель берёт синичку у логопеда, дети идут за воспитателем, воспитатель озвучивает маршрут, дети договаривают, называя приставочные глаголы.)

В.: Шли мы, шли, из леса… (вышли), дальше мы… (пошли). Шли-шли, к горе… (подошли), гору…(обошли), дальше мы…(пошли). Шли-шли, к речке… (пришли).

(На полу расположены «гора» (спортивный модуль), «речка» (голубая ткань).)

В.: Ребята, чтобы до Царства Зимы дойти, нам нужно речку…

Д.: Перейти.

В.: Как же нам речку перейти?

Д.: Нужно построить мост.

В.: Посмотрите, друзья, вот и брёвна для моста. Только здесь записка. Послушайте внимательно, что в ней написано.

(Около «речки» лежат деревянные спилы, на них – записка.)

(Воспитатель читает записку: «Мост построят без труда волшебные «снежные» слова. Словечко на звук «с» вы назовите и брёвнышко через речку положите».)

В.: Ребята, вы поняли задание? Тогда по очереди называйте  слова на звук «с», но только связанные с зимой, и ставьте брёвнышко.

(Дети называют слова, которые начинаются на звук «с»: сугроб, снежинка, снег, санки, сосулька, снеговик, снегирь, синица, снежок, снегопад, снегоход. Дети друг за другом переходят по деревянным спилам. Подходят к дому Зимы.)

В.: Ну вот, ребята, мы и пришли к дому Зимушки-зимы. Посмотрите, а вот и волшебные слова, только они спрятались в таблицу с картинками. А мы с вами такие таблицы уже умеем разгадывать. Садитесь, отдохните после трудной дороги, давайте разгадывать вместе.

( Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом. На доме Зимы помещена мнемотаблица. В ней «спрятана» закличка:

«Зимушка-зима, просыпаться пора!

 Сундук волшебный открывай,

 Много снега насыпай,

 Лесным зверятам помогай!»)

( Дети разгадывают, из дома выходит второй воспитатель в образе Зимы.)

Зимушка-зима: Ой, как долго я спала.

В.: Зимушка-зима, открой, пожалуйста, свой волшебный сундук поскорее, выпусти снежинки, а то звери лесные погибнут от холода.

(Зима достаёт ключи от сундука, который стоит на стульчике перед домом Зимы. На сундуке висит «замок»)

З.: Сундук открою побыстрей,

     Снежинки выпущу скорей!

     Но вот беда – забыла я,

     Каким ключом закрыть могла

     Свой сундучок волшебный я. Друзья, поможете найти ключик к замку?

Д.: Да.

(Зима раздаёт детям ключи. Дети по очереди прикладывают ключи к замку, находят нужный. Зима открывает сундук и достаёт гирлянду снежинок.)

З.: Снежинки-подружки, летите,

     Зверятам лесным помогите!

     Засыпайте леса, укрывайте поля,

     Чтоб спокойно под снегом отдыхала земля!

З.: Спасибо вам, ребята, за то, что разбудили меня и зверятам помогли. Вы очень добрые, смелые, не испугались долгой дороги и трудных заданий, вы настоящие друзья. Это моё волшебное зеркало. Посмотрите, как лесные зверята радуются снегу, теперь им мороз не страшен.

(Зима показывает «зеркало». На нём прикреплена картинка: на фоне зимнего леса звери радуются снегу.)

З.: За вашу доброту я награждаю вас моим орденом. Теперь вы мои друзья и помощники.

(Зима прикрепляет детям на грудь маленькие снежинки-ордена).

В.: Спасибо, Зимушка-зима. А мы тоже хотим тебя порадовать – подарить тебе танец.

(Дети и воспитатель танцуют танец, в конце которого устраивают снегопад).

В.: Ребята, пора нам возвращаться в садик. До свидания, Зимушка-зима.

З.: До свидания, мои друзья!

(Дети и Зима прощаются друг с другом).

В.: Закрываем глазки, возвращаемся из сказки. Раз, два, три, покружись, в детском садике очутись.

(Дети действуют по инструкции воспитателя).

В.: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось вам больше всего? Какие задания показались вам лёгкими, а какие вызвали затруднения? Кому вы смогли помочь?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя).

В.: Ребята, вы большие молодцы. Вы смогли разбудить Зиму и помогли лесным животным. Я вами горжусь.

(Дети возвращаются к самостоятельной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : «Выпал первый снег»

Конспект   занятия по развитию речи и ИЗО в I младшей группе: «Выпал первый снег»...

Конспект занятия по аппликации «Снег идёт».

Цель: Вызвать у детей радостное настроение от зимы и снегопада, предложить сделать зимнюю аппликацию себе на память.  Развивать мелкую моторику рук при скатывании кусочков салфеток в шарики. Восп...

Конспект НОД «Взаимодействие воды, снега, льда».

НОД  на тему: «Взаимодействие воды, снега, льда»....

Конспект ноод на тему: «Снег для львенка».

Ноод по лепке. С использованием сюрпризного момента....

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект занятия «Шифоновая радуга» "Зайчатам помогаем, лес снегом укрываем" (первая группа раннего возраста)

laquo;Шифоновая радуга» не только способствует развитию воображения, мышления или способности к фантазированию, но и является великолепной методикой, позволяющей знакомить ребёнка с ц...

Конспект НОД по рисованию "Снег, снег кружится, белая вся улица...".

Тема: "Снег, снег кружится,белая вся улица..."Цель: учить передавать в рисунке картину зимы; упражнять в рисовании деревьев; привлекать к рассматриванию рисунков, давая им образную характери...