ПРОЕКТ " Вмести в жизнь"
проект по коррекционной педагогике на тему

Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmesti_v_zhizn.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ
СЛУЖБА  РАНЕЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ И ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПТМОЩИ СЕМЬЯМ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ

« Вмести в ЖИЗНЬ»

Н.С. Ильина

г. Канаш

Актуальность : Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.

Ключевые слова: ранняя диагностика, дети ОВЗ, коррекционная, педагогическая, реабилитация, помощь.

         Значительные изменения в системе образования привели к появлению новых форм как дошкольного, так и школьного образования.  Открытие Лекотек , « Служб ранней помощи» « Консультативных пунктов» , групп кратковременного пребывания  « Особый ребенок», групп для детей  со сложной структурой дефекта, инклюзивных классов в общеобразовательных  школах, привело к увеличению и разнообразию оказываемой коррекционно- педагогической помощи,  к большей доступности получения образования « особами» детьми.

В настоящее время издается достаточно много литературы для родителей, касающейся проблем обучения и воспитания детей. Однако педагогические наблюдения показывают, что, прочитав эту литературу, родители часто не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В этом случае сотрудничество с педагогами ДОУ становится необходимым не только для получения родителями конкретных навыков и умений, но и для осознания ими значимости семейного воспитания для общего и речевого развития ребенка. Родители, движимые чувством любви к ребенку, становятся равноправными партнерами педагогов. Они способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые методы речевого воспитания и обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Таким образом, определяется необходимость организации конструктивного сотрудничества педагогов и семьи в целях стимуляции языкового и речевого развития, а также профилактики нарушений речи.  При этом специалисты получают уникальную возможность опереться в своей работе на заинтересованных родителей, а родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

            В целом, актуальность разработки и внедрения инновационных обучающих программ на базе детского сада обусловлена инновационными процессами в современном образовательном пространстве в целом. Актуальность создания и  внедрения  проекта для ДОУ связана с ориентацией учреждения на всестороннее развитие воспитанников, создание единого речевого пространства, которое поддерживается детским садом и семьей, для детей с нарушениями в развитии. Одним из направлений работы ДОУ является разработка комплексной программы по развитию и коррекции  детей на основе использования традиционных и инновационных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий. Поэтому я предлагаю экспериментальный  проект  « Вмести в ЖИЗНЬ».  Реализация проекта рассчитана на 5 лет 2017-2021 г.г. Разработана гибкая система функционирования  исходя из потребностей семьи и общества (домашнее визитирование 0-3 мес.; консультационная группа ( от 3 мес  до 3 лет) коррекционные группы от 4  до 7 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).

  Основной целью проекта является

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  • Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития;
  • Помощь в адаптации  детям, поступающих в дошкольные учреждения.

Задачи проекта

  1. Организация системы работы по оказанию коррекционной, психологической помощи детям с ОВЗ, не посещающих ДУ;
  2. Оказание помощи родителям, испытывающим психологические трудности;
  3. Помощь и поддержка родителям, имеющих детей-инвалидов.

Основные участники проекта

  1. Дети  раннего дошкольного возраста;
  2. Дети  с ОВЗ  не посещающие детский сад.
  3. Коллектив сотрудников  детского сада

     Ожидаемый результат

Создание ранней  психолого-педагогической  помощи позволит ослабить или предотвратить последствия  патологии, если:

- организация и содержание коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с  патологией и его семьи;

- при реализации содержания программы сотрудники  детского сада  и родители будут готовы работать междисциплинарной командой;

- родители, получившие помощь , будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка;

- организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных.

         Образовательный процесс начнется с первого этапа. Он включает  в себя  три  шага:

       1 шаг: Представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим  патологию, от рождения до 3 месяцов. Специалист приходит в семью 1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.

       2 шаг: проведение подробной дефектологической и логопедической диагностики, выявление уровня актуального развития детей , а также определение  зоны ближайшего развития

        3 шаг: беседа с родителями на выяснения их ожиданий от предстоящих занятий их взглядов на дальнейший образовательный маршрут ребенка . В ходе беседы с родителями ,  затронут  следующий круг актуальных проблем :

-достаточная и достоверная информация о том многообразии форм получения образования , которое существует в Чувашской Республике.

- субъективна оценка возможностей своего ребенка («ложное представление», нежелание замечать разницу между ребенком с ОВЗ и относительной нормой)

-знакомство с целями, задачами предстоящих занятий, семинаров, мастер классов и др.

По результатам диагностики, бесед с родителями совместным консилиумом специалистов  определены цели работы:

1. Познакомить родителей с проблемами  развития с целью повышения их мотивационной готовности к работе с детьми.

2. Создать комплекс упражнений, заданий, дидактических материалов, медиа -ресурсов способствующих развитию  детей ОВЗ.

3. Внедрить разработанный комплекс и обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение.

Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, тренинги, проводимые методической службой и педагогами-специалистами ДОУ (логопедами, психологом, музыкантами, педагогами  и др.).

Собственно создание логокомплекса  включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, съемку четырех видеофильмов:

- с упражнениями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик, логоритмическими упражнениями, приобретение и изготовление (дидактических, настольно-печатных игр, игры для развития мелкой моторики и т.п.).

- Упражнения на развитие психических процессов ( памяти , внимания, мышления)

- Прикладное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

 Родители смогут взять книги, разработки, игры домой во временное пользование. Содержанием видеофильмов станет демонстрация правильного выполнения коррекционных упражнений ребенком с подробным описанием их учителем-логопедом ДОУ. В комплекте с  видеофильмом будет    предложен печатный материал, дублирующий фильм.

Учитывая сложившуюся ситуацию в образовании, возросшую социальную активность родителей, их образовательный запрос в отношении детей с ОВЗ , поисками педагогами наиболее адекватных и  эффективных технологий работы с детьми можем говорить о целесообразности , необходимости и эффективности предложенной формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"

Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...

Педагогический проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Проблема написания проекта:пассивное участие родителей в жизни детского сада.Причины: загруженность родителей, потребительское отношение к детскому саду, нежелание родителей, недостаточная реклама про...

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Особое внимание я уделяю оздоровлению детей, а также привлечению родителей к этой проблеме. Самым интересным для детей и познавательным для родителей считаю метод проекта, в нём в игровой и заниматель...

проект "Подарим вторую жизнь бумаге– Спасем лес вместе!»

Формирование экологической грамотности ддетей, бережное отношение к природе и окружающему миру....