Главные вкладки

    Рабочая программа педагога-психолога (2016 -2017 учебный год) для детей с нарушением слуха
    рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

    Гуркова Татьяна Николаевна

    Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская   школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения,  в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 7 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 15._rabochaya_programma_2_ml.docx45.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    педагога-психолога

    (2016 -2017 учебный год)

    для детей с  нарушением слуха

    Составитель: педагог-психолог

    Гуркова Т.Н.

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская   школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения,  в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 7 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

    Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми 2 младшей группы с нарушением слуха, родителями воспитанников и педагогами группы.

    Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

    Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей и спецификой ДОУ.

    1.2 Ведущие цели программы

    Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

    Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

    Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

    ‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    ‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

    - предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

    - оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

    - обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

    Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

    Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

    1.3. Принципы разработки программы

    В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами программа опирается на научные принципы ее построения:

    •  принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
    • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
    • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
    • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
    • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
    • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
    • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
    • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

    1.4 Особенности в протекании высших психических функций у детей с нарушением слуха:

    - внимание у таких детей непроизвольное, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами, и именно оно оказывается ведущим детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце;

    - образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое,чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У глухих детей сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в

    развитии словесной памяти;

    - доречевое мышление - инертно, лишено подвижности. Осмыслив вещь с определенной точки зрения, ребенок с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя обстановка не приходит к нему на помощь. Сами же доречевые обобщения служат предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью. Обучение глухого ребенка речи, которое играет важную роль в дальнейшем развитии его мышления, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. Такое знакомство, по мнению А. В. Запорожца, может произойти только в результате приобретения ребенком практического опыта и сенсорного воспитания. Практический опыт ребенка — это и знакомство с предметами, созданными руками человека, и соотнесение действий с их результатами, и начало установления причинно-следственных связей, например, между действием, осуществляемым с помощью орудия, и перемещением предмета. Тем самым дети познают межпредметные отношения и связи, ведущие к адекватному способу деятельности. Усвоенные ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления предметов и

    есть его первые знания;

    - в развитии анализа и синтеза у детей с нарушениями слуха также наблюдается отставание, так как их жизненный опыт менее разнообразен, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, для них характерно длительное использование общих

    терминов, а не специальных обозначений, анализ остается менее детализированным. Недостатки развития анализа отрицательно сказываются на синтезе — он дольше остается менее последовательным и систематическим;

    - в процессе обучения детей с нарушениями слуха необходимо учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления;

    - в развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие.

    Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте:

    - у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению

    со слышащими сверстниками узнавание предметов;

    - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:

    наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

    Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с нарушением зрения в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

    - поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;

    - могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

    - возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

    - в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

    1. Планируемые результаты освоения программы

    -психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

    -обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития

    воспитанников при реализации адаптированной основной образовательной программы;

    - достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;

    - обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

    - функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, поддержки детей с особыми образовательными потребностями;

    - сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

    - вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения

    участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

    2.Содержательный раздел

     

    Основными направлениями реализации программы деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.

    2.1. Психодиагностика

    Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

    Проводится: 

    • Наблюдение за детьми второй младшей группы (3-4 года) для определения степени адаптации детей к условиям ДОУ.
    • Диагностика воспитанников с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации коррекционной работы;  по результатам коррекционной работы.
    • Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) КОУ.

    По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проведение углубленной диагностики развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    2.2. Психопрофилактика

    Цель: предупреждение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки. 

            Работа по адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ:

    - анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

    - групповые и индивидуальные консультации для родителей;

    - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

    2.3. Коррекционная и развивающая работа.

    Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

    Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка.

    Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств, на развитие ребенка в целом.  

                   Основные задачи планирования и проведения коррекционных

    мероприятий с детьми с нарушением слуха:

    - осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с

    учетом его возрастных и психических особенностей;

    - обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем

    чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

    - чередовать различные виды деятельности;

    - включать в занятия тренировочные упражнения по развитию

    внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

    Коррекционная работа проводится индивидуально (по результатам диагностики) и групповые игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

    Календарно-тематическое планирование по программе «Игровые сеансы в сенсорной комнате»

    Цель программы:

     психопрофилактика невротических нарушений у детей, создание ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Задачи:

    -восстановление психоэмоционального статуса ребенка;

    -развитие умения выражать свои эмоции;

    -стабилизация эмоционального состояния, достижения положительных эмоций;

    -развитие познавательной деятельности детей.

    Занятия проводятся с октября по апрель, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 15 минут. Форма проведения: подгрупповая.

    Месяц

    Содержание

    Цель занятия

    Кол-во часов

    Октябрь

    Ноябрь

    1-2

    3-4

    1-2

    3-4

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка»
    2.Наблюдение за рыбками.

    3.Танцевальная терапия

    4.Игровые упражнения в сухом бассейне

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка»
    2.Наблюдение за рыбками.

    Упражнения «Поймай взгядом», «Поймай пальчиком», «Вверх- вниз»

    3.Танцевальная терапия

    4.Игровые упражнения в сухом бассейне

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия: упражнение «Волшебная дорожка»

    2.Знакомство с «Солнечным дождем»

    3.Танцевальная терапия

    4 Упражнения в сухом бассейне.

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка»

    2.Упражнение «Солнечный дождь» 3.Упражнение «Пузырьки и рыбки»

    4. Сухой бассейн:

    Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед»

    Игра «Найди зайку и петушка»

    5.Ритуал прощания

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации.

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

    Снятие эмоционального  напряжения,  способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

    4

    4

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    1-2

    3-4

    1-3

    1-2

    3-4

    1-2

    3-4

    1-2

    3-4

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка»

    2.Упражнение «Ежик»

    3.Игра «Волшебный мешочек»

    4. Сухой бассейн:

    -Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки»

    -Игра «Найди лису и рыбку»

    -Игра «Спрячь ежика от волка»

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

    2.Танцевальная терапия «Петушки»

    3.Сказкотерапия «Ежик и его друзья»

    4.Игра «Волшебный мешочек»

    5.Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки».

    Игры: «Найди мишку, ежика, зайца», «Спрячь петушка от лисы»

    6.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка»

    2.Танцевальная терапия «Петушки»

    3.Упражнение «Солнышко и дождик»

    4. 5.Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки».

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

    2.Упражнение «Зайка»

    3.Танцевальная терапия

    4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия:

    Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

    2.Игра «Мишки»

    3.Пузырьковая колонна.

    4.Сухой бассейн: пальчиковая гимнастика «Мишки завтракают»; игры «Строим домик мишкам», «Мишки греются на солнышке»

    1.Ритуал приветствия «Ладошки»

    2.Упражнения на тактильной дорожке

    3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики»

    4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия «Ладошки»

    2.Упражнения на тактильной дорожке

    3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики»

    4. Упражнение «Поймай взглядом»

    4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками.

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия «Ладошки»

    2.Упражнения на тактильной дорожке «Зайка»

    3.Танцевальная терапия

    4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

    5.Ритуал прощания

    1.Ритуал приветствия «Ладошки»

    2.Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

    3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики»

    4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

    5.Ритуал прощания

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

    Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

    Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

    Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, формирование фиксации взора, концентрации внимания.

    Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания.

    Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

    Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания.

      4

    3

    4

    4

    4

    2.4.Психологическое консультирование

    Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 

    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

    Обязательно: 

            Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

            Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

    2.5. Психологическое просвещение

    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно: 

    - повышение уровня психологических знаний; 

    - включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

    Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей детей и  с учетом квалификации педагогического коллектива, контингента родителей.

    Обязательно: 

            Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов  в  форме семинаров,  практикумов

    Дополнительные темы:  (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)

    1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

    3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

    4.     Стили педагогического общения.

    5.     Психологические основы взаимодействия  с семьей.

    6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом психофизических особенностей дошкольников.

            Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, индивидуальных консультаций, наглядной стендовой информации.

    2.6.Содержание деятельности в рамках ПМПк КОУ

    Работа с детьми.

    - Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

    -  Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.

    - Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

    - Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.

    - Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).

     

    Работа с педагогами.

    - Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.

    - Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

    - Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

    - Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

    -  Психолого - педагогические семинары, практикумы.

    Работа  родителями.

    - Анкетирование родителей.

    - Индивидуальное консультирование родителей.

    - Просветительская работа среди родителей.

    - Участие в родительских собраниях, проведение практикума.

    Методики исследования познавательной сферы

    1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

    2. Шкала Бине-Симона

    3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

    Перечень  коррекционно-развивающих программ

    Дронь А.В.,Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» . .-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

    Епанчинцева О.Ю. Путешествие в песочные фантазии. Программа занятий песочной игротерапии (кн. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста). .-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

    Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.-М.: АРКТИ,2010

    Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М.:Книголюб,2005

    Фазлетдинова А.А. «Волшебная комната» (Коррекция эмоционального состояния детей 4-7лет в условиях сенсорной комнаты) /Справочник педагога –психолога,№8,2014

    3. Организационный раздел

    3.1. Оформление предметно-пространственной среды

    Перечень основного оборудования:

    предметы мебели, ТСО:

    • письменный стол;
    • шкаф для методической литературы, пособий, документации;
    • шкаф для детского игрового оборудования;
    • стул детский(6);
    • детские столы(4);
    • компьютер;
    • принтер;
    • песочница с набором мелких игрушек

    Перечень методических средств кабинета

    Диагностические средства:

    - Диагностический комплект . Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.Авт.-сост.Семаго Н.Я.,Семаго М.М. –М,:Аркти,2000

    -ПавловаН.П.,Руденка Л.Г.Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений.- М.:Генезис,2008.

    - Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия»-М,:НПЦ «Коррекция»,1993.

    Развивающие игры и игрушки:

    -планшет с предметными вкладышами (1);

    - вкладыши «Геометрические фигуры» (1);

    - планшет-разрезная картинка –деревянная: «Дом», «Яблоня», «Кошки» (3)

    -детский набор музыкальных инструментов(1);

    - шнуровки «Лев», «Лодка», «Коровка», «Бабочка»(4);

    - счетный материал (1);

    - настольная игра «Подбери по форме»;

    - настольная игра –лото «Времена года»;

    -конструктор напольный (1);

    - пирамидка деревянная(1);

    - пирамидка с кольцами (1);

    - матрешка (1);

    - материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста:

    «Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Скоро в школу»№1, «Скоро в школу» №2.

    -магнитная мозаика(1);

    -интеллектуальные игры Б.П.Никитина (3)

    -детское домино (1).

    Перечень методической и справочной литературы

    1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.
    2. Алябьева Е. А.Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления.М.,2010
    3. Алябьева Е. А.Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.2003
    4. Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М., 2005.
    5. Афонькина Ю.А. Технологии комплексного сопровождения детей.-Волгоград,2013
    6. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.-Волгоград,2014
    7. Веракса А.Н, М.Ф.Гутова. Практическмий психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов.М.,2012
    8. Веракса А.Н, Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.,2008
    9. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов. М.,2012
    10. Гринченко И.С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе.-М,:"ЦГЛ",2009
    11. Данилина Т.А.,В.Я.Зедгенидзе,Н.М.Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУМ.,2004
    12. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост.Н.Д.Денисова.-Волгоград,2013
    13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб-2002
    14. Игротренинги с использованием сенсорных модулей.Старшая и подготовительная группы/авт-сост.М.В.Янчук.-Волгоград,2013
    15. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.-М.,2011
    16. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.Практические рекомендации.-М.,2010
    17. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии./сост.С.В.Лесмина,Г.П.Попова,Т.Л.Снисаренко.-Волгорград,2014
    18.  Коробицына Е. В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет» Диагностика. Тренинги, занятия. М., Учитель 2012.
    19. Короткова Л.Д. Сказка для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работа.М,:Педагогическое общество России,2010
    20. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.-СПб,2001
    21. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.,-М.,2000
    22. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей.- М, 2002
    23. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. М.: Сфера,2011
    24. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.Занятия,игры.-М.:АРКТИ,2005
    25. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3 лет.-М.,2004
    26.  Панфилова М. А. « Игротерапия общения» М. Гном, 2000.
    27. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет.-СПб,2010
    28.  Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью-СПб,2005
    29. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников.Методические рекомендации.-М.,2009
    30. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.-М.,2002
    31. Севостьянова Е.О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.,2010
    32. СемагоН.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб,2011
    33. Семаго Н.Я.,Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога-М.2001
    34. Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Экспертная деятельность психолога образования. Методическое пособие.-М.:Айрис-пресс,2005
    35. Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.-М.:Айрис-пресс,2006

    Периодические издания:

    Справочник педагога-психолога ДОУ 2011-2014гг.

    Рыба-диски:

    Внутрисадовский контроль  - 2009,выпуск 1

    Психолого-педагогическая диагностика -2009,  выпуск 2

    Организация работы с педагогами в ДОУ - 2009, выпуск 3

    Подготовка детей к школе - 2009, выпуск 4

    Психолого-педагогическое сопровождение – 2011, выпуск3

    Сенсорная комната:

    оснащена интерактивным оборудованием, оборудованием  для сенсомоторного развития, мягким инвентарем (инвентарная карточка группового учета объектов основных средств.)

    1. Организация деятельности

    Расписание групповых коррекционно-развивающих занятий

    Группа

    Дни недели / время

    понедельник

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    2мл.группа «Василек»

    15.40 – 15.55

    Циклограмма работы педагога-психолога Гурковой Т.Н. на 2016-2017 учебный год

    День недели

    Время

    Вид деятельности

    Понедельник

    9.00 – 9.30

    9.30 -10.30

    10.30 -11.00

    11.00 – 12.30

    12.30 – 13.18

    13.18 – 15.00

    15.00 – 15.30

    15.30 – 15.55

    15.55 – 17.00

    Подготовка к занятиям

    ИКР (средняя группа «Радуга», 2мл.гр. «Василек»)

    ИКР (подготовительная группа «Солнышко»)

    ОМР по оформлению текущей документации

    Обед

    ОМР с педагогическим коллективом

    Подготовка к групповой КРД

    Групповой игротренинг (старшая группа «Рябинка»)

    Анализ результатов

    Вторник

    9.00 -  10.10

    10.10 -11.00

    11.00 – 12.30

    12.30 – 13.18

    13.18 – 15.00

    15.00. – 15.40

    15.40 – 16.00

    16.00 – 16.30

    16.30 – 17 00

    Посещение образовательной деятельности (наблюдение, экспертиза, деятельность отдельных детей)  

    ИКР (старшая группа «Колокольчик»)    

    Индивидуальная ОМР с узкими специалистами

    Обед  

    ОМД с воспитателями групп    

    Подготовка к групповой КРД

    Групповой игротренинг (средняя группа «Ромашка»)  

    ГКРД (подготовительная группа «Солнышко»)

    ОМР по оформлению текущей документации

    Среда

    10.00 – 11.00

    11.05 - 12.30

    12.30 – 13.18

    13.18 – 15.00

    15.00 – 15.30

    15.30 – 15.55

    15.55 – 17.00

    17.00 – 18.00

    ИКР (средняя группа «Ромашка»)

    ОМД , аналитическая деятельность

    Обед

    ОМР с администрацией. ПМПК.

    Подготовка к КРД

    Групповой игротренинг (старшая группа «Колокольчик»)

    ИКР (старшая группа «Рябинка»)

    Индивидуальные и групповые формы работы с родителями

    Четверг

    9.00 – 9.30

    9.30 -10.15

    10.15 -11.00

    11.00 – 12.30

    12.30 – 13.18

    13.18 – 15.00

    15.00 – 15.40

    15.40 – 15.55

    15.55 – 17.00

    Подготовка к занятиям

    ИКР (2 младшая группа «Василек»)

    ИКР (подготовительная группа «Солнышко»)

    ОМР по оформлению текущей документации

    Обед

    ОМД с педагогами, младшими воспитателями

    Подготовка к занятию

    Групповой игротренинг (2 младшая группа «Василек»)

    ИКР (старшая группа «Рябинка»)

    Пятница

    9.00 – 9.30

    9.30 -11.00

    11.00 – 12.30

    12.30 – 13.18

    13.18 – 15.00

    15.00 – 15.40

    15.40 – 16.00

    16.00 – 17.00

    Подготовка к занятиям

    ИКР  (средняя группа «Ромашка», старшая группа «Колокольчик»)

     ОМД

     Обед

    Консультативная работа с участниками ОП

    Подготовка к групповой КРД

    Групповой игротренинг (средняя группа «Радуга»)

    Аналитическая деятельность. Планирование  работы на следующую неделю.

    Список использованной литературы:

    1.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения при подготовке к школьному обучению.-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

    2.Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.- Волгоград: издательство «Учитель»,2014

    3.Афонькина Ю.А.Технологии комплексного сопровождения детей.-Волгоград: издательство «Учитель»,2013

    4.Веракса А.Н.,Гуторова М.Ф.Практический психолог в детском саду.- М,: Мозаика-Синтез,2012

    5.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М,: Мозаика-Синтез,2012

    6.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет .-М,: Мозаика-Синтез,2012

    7. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Воспитание обучение слабослышащих детей дошкольного возраста Москва «Просвещение» 1991 год

    8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    9.Прохорова С.Е. Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный период// Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2012.-№5.

    10.СемагоН.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб,2011Семаго Н. Я., М. М.Семаго.

    11.Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001

    12.Фазлетдинова А.А. Коррекция эмоционального состояния детей 4-7 лет в условиях сенсорной комнаты// Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2014.-№8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа средняя группа-2016-2017 учебный год.

    Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физичес...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ на 2016-2017 учебный год средней группы «Радуга»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВОСПИТАТЕЛЯна 2016-2017 учебный годсредней группы «Радуга»...

    Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год

    Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанни...

    рабочая программа педагога-психолога 2016-2017 уч.г.

    организационно-методическая работа...

    Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год...

    Рабочая программа педагога-психолога 2016-2017г.г.

    Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год...