Рабочая программа педагога-психолога (2016 -2017 учебный год) для детей с нарушением слуха
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Гуркова Татьяна Николаевна

Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская   школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения,  в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 7 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15._rabochaya_programma_2_ml.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

педагога-психолога

(2016 -2017 учебный год)

для детей с  нарушением слуха

Составитель: педагог-психолог

Гуркова Т.Н.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская   школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения,  в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 7 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми 2 младшей группы с нарушением слуха, родителями воспитанников и педагогами группы.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей и спецификой ДОУ.

1.2 Ведущие цели программы

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

1.3. Принципы разработки программы

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами программа опирается на научные принципы ее построения:

  •  принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

1.4 Особенности в протекании высших психических функций у детей с нарушением слуха:

- внимание у таких детей непроизвольное, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами, и именно оно оказывается ведущим детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце;

- образная память у глухих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое,чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. У глухих детей сложившиеся в опыте системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в

развитии словесной памяти;

- доречевое мышление - инертно, лишено подвижности. Осмыслив вещь с определенной точки зрения, ребенок с большим трудом от этого отказывается, если только внешняя обстановка не приходит к нему на помощь. Сами же доречевые обобщения служат предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью. Обучение глухого ребенка речи, которое играет важную роль в дальнейшем развитии его мышления, предусматривает предварительное знакомство с предметным содержанием речи. Такое знакомство, по мнению А. В. Запорожца, может произойти только в результате приобретения ребенком практического опыта и сенсорного воспитания. Практический опыт ребенка — это и знакомство с предметами, созданными руками человека, и соотнесение действий с их результатами, и начало установления причинно-следственных связей, например, между действием, осуществляемым с помощью орудия, и перемещением предмета. Тем самым дети познают межпредметные отношения и связи, ведущие к адекватному способу деятельности. Усвоенные ребенком с помощью взрослого общественно выработанные способы употребления предметов и

есть его первые знания;

- в развитии анализа и синтеза у детей с нарушениями слуха также наблюдается отставание, так как их жизненный опыт менее разнообразен, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, для них характерно длительное использование общих

терминов, а не специальных обозначений, анализ остается менее детализированным. Недостатки развития анализа отрицательно сказываются на синтезе — он дольше остается менее последовательным и систематическим;

- в процессе обучения детей с нарушениями слуха необходимо учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления;

- в развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие.

Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте:

- у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению

со слышащими сверстниками узнавание предметов;

- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:

наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с нарушением зрения в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;

- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

  1. Планируемые результаты освоения программы

-психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

-обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития

воспитанников при реализации адаптированной основной образовательной программы;

- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;

- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, поддержки детей с особыми образовательными потребностями;

- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения

участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

2.Содержательный раздел

 

Основными направлениями реализации программы деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.

2.1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Проводится: 

  • Наблюдение за детьми второй младшей группы (3-4 года) для определения степени адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Диагностика воспитанников с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации коррекционной работы;  по результатам коррекционной работы.
  • Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) КОУ.

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проведение углубленной диагностики развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2.2. Психопрофилактика

Цель: предупреждение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки. 

        Работа по адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

2.3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств, на развитие ребенка в целом.  

               Основные задачи планирования и проведения коррекционных

мероприятий с детьми с нарушением слуха:

- осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с

учетом его возрастных и психических особенностей;

- обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем

чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

- чередовать различные виды деятельности;

- включать в занятия тренировочные упражнения по развитию

внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

Коррекционная работа проводится индивидуально (по результатам диагностики) и групповые игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.

Календарно-тематическое планирование по программе «Игровые сеансы в сенсорной комнате»

Цель программы:

 психопрофилактика невротических нарушений у детей, создание ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Задачи:

-восстановление психоэмоционального статуса ребенка;

-развитие умения выражать свои эмоции;

-стабилизация эмоционального состояния, достижения положительных эмоций;

-развитие познавательной деятельности детей.

Занятия проводятся с октября по апрель, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 15 минут. Форма проведения: подгрупповая.

Месяц

Содержание

Цель занятия

Кол-во часов

Октябрь

Ноябрь

1-2

3-4

1-2

3-4

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка»
2.Наблюдение за рыбками.

3.Танцевальная терапия

4.Игровые упражнения в сухом бассейне

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка»
2.Наблюдение за рыбками.

Упражнения «Поймай взгядом», «Поймай пальчиком», «Вверх- вниз»

3.Танцевальная терапия

4.Игровые упражнения в сухом бассейне

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия: упражнение «Волшебная дорожка»

2.Знакомство с «Солнечным дождем»

3.Танцевальная терапия

4 Упражнения в сухом бассейне.

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка»

2.Упражнение «Солнечный дождь» 3.Упражнение «Пузырьки и рыбки»

4. Сухой бассейн:

Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед»

Игра «Найди зайку и петушка»

5.Ритуал прощания

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации.

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Активизация зрительного восприятия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Снятие эмоционального  напряжения,  способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

4

4

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

1-2

3-4

1-3

1-2

3-4

1-2

3-4

1-2

3-4

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка»

2.Упражнение «Ежик»

3.Игра «Волшебный мешочек»

4. Сухой бассейн:

-Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки»

-Игра «Найди лису и рыбку»

-Игра «Спрячь ежика от волка»

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

2.Танцевальная терапия «Петушки»

3.Сказкотерапия «Ежик и его друзья»

4.Игра «Волшебный мешочек»

5.Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки».

Игры: «Найди мишку, ежика, зайца», «Спрячь петушка от лисы»

6.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка»

2.Танцевальная терапия «Петушки»

3.Упражнение «Солнышко и дождик»

4. 5.Упражнения в сухом бассейне: «Спрячем ручки», «Спрячем ножки», «Велосипед», «Жучки».

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

2.Упражнение «Зайка»

3.Танцевальная терапия

4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия:

Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

2.Игра «Мишки»

3.Пузырьковая колонна.

4.Сухой бассейн: пальчиковая гимнастика «Мишки завтракают»; игры «Строим домик мишкам», «Мишки греются на солнышке»

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнения на тактильной дорожке

3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики»

4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнения на тактильной дорожке

3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики»

4. Упражнение «Поймай взглядом»

4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками.

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнения на тактильной дорожке «Зайка»

3.Танцевальная терапия

4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

5.Ритуал прощания

1.Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Волшебная дорожка» (имитация движений мишки, кошечки, птички)

3.Упражнение «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Жгутики»

4.Сухой бассейн: упражнения с круглыми шариками, шариками-«ежиками»; игры «Ежики спрятались», «Строим домик», «Зайки греются на солнышке»

5.Ритуал прощания

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики

Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, формирование фиксации взора, концентрации внимания.

Снятие эмоционального  напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания.

Снятие эмоционального напряжения, способствовать созданию ситуации доверия ребенка к окружающему миру.

Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания.

  4

3

4

4

4

2.4.Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно: 

        Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

        Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

2.5. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно: 

- повышение уровня психологических знаний; 

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей детей и  с учетом квалификации педагогического коллектива, контингента родителей.

Обязательно: 

        Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов  в  форме семинаров,  практикумов

Дополнительные темы:  (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)

1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4.     Стили педагогического общения.

5.     Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом психофизических особенностей дошкольников.

        Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, индивидуальных консультаций, наглядной стендовой информации.

2.6.Содержание деятельности в рамках ПМПк КОУ

Работа с детьми.

- Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

-  Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.

- Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

- Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.

- Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).

 

Работа с педагогами.

- Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.

- Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

- Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

- Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

-  Психолого - педагогические семинары, практикумы.

Работа  родителями.

- Анкетирование родителей.

- Индивидуальное консультирование родителей.

- Просветительская работа среди родителей.

- Участие в родительских собраниях, проведение практикума.

Методики исследования познавательной сферы

1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Шкала Бине-Симона

3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

Перечень  коррекционно-развивающих программ

Дронь А.В.,Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» . .-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

Епанчинцева О.Ю. Путешествие в песочные фантазии. Программа занятий песочной игротерапии (кн. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста). .-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.-М.: АРКТИ,2010

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М.:Книголюб,2005

Фазлетдинова А.А. «Волшебная комната» (Коррекция эмоционального состояния детей 4-7лет в условиях сенсорной комнаты) /Справочник педагога –психолога,№8,2014

3. Организационный раздел

3.1. Оформление предметно-пространственной среды

Перечень основного оборудования:

предметы мебели, ТСО:

  • письменный стол;
  • шкаф для методической литературы, пособий, документации;
  • шкаф для детского игрового оборудования;
  • стул детский(6);
  • детские столы(4);
  • компьютер;
  • принтер;
  • песочница с набором мелких игрушек

Перечень методических средств кабинета

Диагностические средства:

- Диагностический комплект . Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.Авт.-сост.Семаго Н.Я.,Семаго М.М. –М,:Аркти,2000

-ПавловаН.П.,Руденка Л.Г.Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений.- М.:Генезис,2008.

- Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия»-М,:НПЦ «Коррекция»,1993.

Развивающие игры и игрушки:

-планшет с предметными вкладышами (1);

- вкладыши «Геометрические фигуры» (1);

- планшет-разрезная картинка –деревянная: «Дом», «Яблоня», «Кошки» (3)

-детский набор музыкальных инструментов(1);

- шнуровки «Лев», «Лодка», «Коровка», «Бабочка»(4);

- счетный материал (1);

- настольная игра «Подбери по форме»;

- настольная игра –лото «Времена года»;

-конструктор напольный (1);

- пирамидка деревянная(1);

- пирамидка с кольцами (1);

- матрешка (1);

- материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста:

«Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Скоро в школу»№1, «Скоро в школу» №2.

-магнитная мозаика(1);

-интеллектуальные игры Б.П.Никитина (3)

-детское домино (1).

Перечень методической и справочной литературы

  1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.
  2. Алябьева Е. А.Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления.М.,2010
  3. Алябьева Е. А.Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.2003
  4. Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М., 2005.
  5. Афонькина Ю.А. Технологии комплексного сопровождения детей.-Волгоград,2013
  6. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.-Волгоград,2014
  7. Веракса А.Н, М.Ф.Гутова. Практическмий психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов.М.,2012
  8. Веракса А.Н, Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.,2008
  9. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов. М.,2012
  10. Гринченко И.С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе.-М,:"ЦГЛ",2009
  11. Данилина Т.А.,В.Я.Зедгенидзе,Н.М.Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУМ.,2004
  12. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост.Н.Д.Денисова.-Волгоград,2013
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.-СПб-2002
  14. Игротренинги с использованием сенсорных модулей.Старшая и подготовительная группы/авт-сост.М.В.Янчук.-Волгоград,2013
  15. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.-М.,2011
  16. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.Практические рекомендации.-М.,2010
  17. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии./сост.С.В.Лесмина,Г.П.Попова,Т.Л.Снисаренко.-Волгорград,2014
  18.  Коробицына Е. В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет» Диагностика. Тренинги, занятия. М., Учитель 2012.
  19. Короткова Л.Д. Сказка для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работа.М,:Педагогическое общество России,2010
  20. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.-СПб,2001
  21. Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.,-М.,2000
  22. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей.- М, 2002
  23. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. М.: Сфера,2011
  24. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.Занятия,игры.-М.:АРКТИ,2005
  25. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3 лет.-М.,2004
  26.  Панфилова М. А. « Игротерапия общения» М. Гном, 2000.
  27. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет.-СПб,2010
  28.  Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью-СПб,2005
  29. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников.Методические рекомендации.-М.,2009
  30. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.-М.,2002
  31. Севостьянова Е.О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.,2010
  32. СемагоН.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб,2011
  33. Семаго Н.Я.,Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога-М.2001
  34. Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Экспертная деятельность психолога образования. Методическое пособие.-М.:Айрис-пресс,2005
  35. Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.-М.:Айрис-пресс,2006

Периодические издания:

Справочник педагога-психолога ДОУ 2011-2014гг.

Рыба-диски:

Внутрисадовский контроль  - 2009,выпуск 1

Психолого-педагогическая диагностика -2009,  выпуск 2

Организация работы с педагогами в ДОУ - 2009, выпуск 3

Подготовка детей к школе - 2009, выпуск 4

Психолого-педагогическое сопровождение – 2011, выпуск3

Сенсорная комната:

оснащена интерактивным оборудованием, оборудованием  для сенсомоторного развития, мягким инвентарем (инвентарная карточка группового учета объектов основных средств.)

  1. Организация деятельности

Расписание групповых коррекционно-развивающих занятий

Группа

Дни недели / время

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2мл.группа «Василек»

15.40 – 15.55

Циклограмма работы педагога-психолога Гурковой Т.Н. на 2016-2017 учебный год

День недели

Время

Вид деятельности

Понедельник

9.00 – 9.30

9.30 -10.30

10.30 -11.00

11.00 – 12.30

12.30 – 13.18

13.18 – 15.00

15.00 – 15.30

15.30 – 15.55

15.55 – 17.00

Подготовка к занятиям

ИКР (средняя группа «Радуга», 2мл.гр. «Василек»)

ИКР (подготовительная группа «Солнышко»)

ОМР по оформлению текущей документации

Обед

ОМР с педагогическим коллективом

Подготовка к групповой КРД

Групповой игротренинг (старшая группа «Рябинка»)

Анализ результатов

Вторник

9.00 -  10.10

10.10 -11.00

11.00 – 12.30

12.30 – 13.18

13.18 – 15.00

15.00. – 15.40

15.40 – 16.00

16.00 – 16.30

16.30 – 17 00

Посещение образовательной деятельности (наблюдение, экспертиза, деятельность отдельных детей)  

ИКР (старшая группа «Колокольчик»)    

Индивидуальная ОМР с узкими специалистами

Обед  

ОМД с воспитателями групп    

Подготовка к групповой КРД

Групповой игротренинг (средняя группа «Ромашка»)  

ГКРД (подготовительная группа «Солнышко»)

ОМР по оформлению текущей документации

Среда

10.00 – 11.00

11.05 - 12.30

12.30 – 13.18

13.18 – 15.00

15.00 – 15.30

15.30 – 15.55

15.55 – 17.00

17.00 – 18.00

ИКР (средняя группа «Ромашка»)

ОМД , аналитическая деятельность

Обед

ОМР с администрацией. ПМПК.

Подготовка к КРД

Групповой игротренинг (старшая группа «Колокольчик»)

ИКР (старшая группа «Рябинка»)

Индивидуальные и групповые формы работы с родителями

Четверг

9.00 – 9.30

9.30 -10.15

10.15 -11.00

11.00 – 12.30

12.30 – 13.18

13.18 – 15.00

15.00 – 15.40

15.40 – 15.55

15.55 – 17.00

Подготовка к занятиям

ИКР (2 младшая группа «Василек»)

ИКР (подготовительная группа «Солнышко»)

ОМР по оформлению текущей документации

Обед

ОМД с педагогами, младшими воспитателями

Подготовка к занятию

Групповой игротренинг (2 младшая группа «Василек»)

ИКР (старшая группа «Рябинка»)

Пятница

9.00 – 9.30

9.30 -11.00

11.00 – 12.30

12.30 – 13.18

13.18 – 15.00

15.00 – 15.40

15.40 – 16.00

16.00 – 17.00

Подготовка к занятиям

ИКР  (средняя группа «Ромашка», старшая группа «Колокольчик»)

 ОМД

 Обед

Консультативная работа с участниками ОП

Подготовка к групповой КРД

Групповой игротренинг (средняя группа «Радуга»)

Аналитическая деятельность. Планирование  работы на следующую неделю.

Список использованной литературы:

1.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения при подготовке к школьному обучению.-СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

2.Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО.- Волгоград: издательство «Учитель»,2014

3.Афонькина Ю.А.Технологии комплексного сопровождения детей.-Волгоград: издательство «Учитель»,2013

4.Веракса А.Н.,Гуторова М.Ф.Практический психолог в детском саду.- М,: Мозаика-Синтез,2012

5.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М,: Мозаика-Синтез,2012

6.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет .-М,: Мозаика-Синтез,2012

7. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Воспитание обучение слабослышащих детей дошкольного возраста Москва «Просвещение» 1991 год

8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9.Прохорова С.Е. Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный период// Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2012.-№5.

10.СемагоН.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб,2011Семаго Н. Я., М. М.Семаго.

11.Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001

12.Фазлетдинова А.А. Коррекция эмоционального состояния детей 4-7 лет в условиях сенсорной комнаты// Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2014.-№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средняя группа-2016-2017 учебный год.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ на 2016-2017 учебный год средней группы «Радуга»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВОСПИТАТЕЛЯна 2016-2017 учебный годсредней группы «Радуга»...

Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанни...

рабочая программа педагога-психолога 2016-2017 уч.г.

организационно-методическая работа...

Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа воспитателя на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа педагога-психолога 2016-2017г.г.

Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год...