Главные вкладки

    Семинар для родителей подготовительной группы «Ребенок на пороге школы»
    план-конспект занятия по теме

    Гуркова Татьяна Николаевна

    Целевая аудитория: родители будущих первоклассников

    Цель: создать условия для формирования понятия «Готовность ребенка к школе»

    Задачи:

    ·                     Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

    ·                     Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.

    ·                     Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

    Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация «Скоро в школу», бланки для тестирования.

    Предварительная работа: блиц-опрос детей группы «Что я знаю о школе», выставка детских рисунков «Скоро в школу».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар для родителей подготовительной группы

    «Ребенок на пороге школы»

    Дата проведения 22 апреля 2016 года

    Место проведения: подготовительная группа «Радуга»

    Целевая аудитория: родители будущих первоклассников

    Цель: создать условия для формирования понятия «Готовность ребенка к школе»

    Задачи:

    • Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
    • Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
    • Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

    Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация «Скоро в школу», бланки для тестирования.

    Предварительная работа: блиц-опрос детей группы «Что я знаю о школе», выставка детских рисунков «Скоро в школу».

    Ход:

    1.Выступление педагога-психолога

    Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу. В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребенок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

    • к новому взрослому, к коллективу;
    • к новым требованиям;
    • к повседневным обязанностям.

    И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

    Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

    Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 -  летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок индивидуальность, каждый рожден со своими свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого.

    От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной

    жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

    Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а формируется постепенно:

    • в играх;
    • в труде;
    • в общении со взрослыми и сверстниками;
    • в непосредственно образовательной деятельности.

    Компоненты психологической готовности: физическая готовность, мотивационная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, социальная.

    Физическая готовность.

    Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.

    Необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков - может ли он играть в мяч, прыгать, бегать).

    Может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени.

    Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым.

    Мотивационная готовность к школе

    наличие желания идти в школу

    формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – школьника (отношение к учебной деятельности, новому социальному окружению, к школе в целом)

    наличие учебной мотивации, то есть желание учиться в школе, чтобы иметь возможность получать новые знания

    Интеллектуальная готовность 

    Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

    Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.

    Выполнять задания, не отвлекаясь около20 минут.

    Находить отличия между предметами.

    Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.

    Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

    Уметь находить одинаковые предметы.

    Копировать в точности узор или движение.

    Память:

    Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных слов или предметов.

    Рассказывать по памяти стихи, сказки , рассказы.

    Повторять дословно предложения из 9-10 слов.

    Запоминать расположение предметов (8-9), называть по памяти, что где находилось.

    Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картины.

    Восприятие:

    Различать цвет и форму предмета.

    Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года).

    По незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, и т.д.

    Ориентироваться в пространстве (вниз, направо, на лево, на другую сторону и т.д.).

    Мышление:

    Объединять предметы в группы по определённым признакам.

    Находить закономерности.

    Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.

    Решать логические задачи.

    Сравнивать предметы друг с другом находить сходства и различия.

    Уметь выстроить последовательность событий.

    Мелкая моторика

    Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.

    Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

    Ориентироваться в тетради в клетку и линейку.

    Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

    Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

    Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает:

    умение сознательно подчинять свои действия правилу

    умение ориентироваться на заданную систему требований

    умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме

    умение проявлять эмоциональную устойчивость

    Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в учении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.

    Социально-коммуникативная готовность

    Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

    • толерантность -  это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

    • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

    • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    • умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика.

    Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

    2.Самодиагностика «Готов ли мой ребенок к школе»

    Тест для родителей.

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

    4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

    5 Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

    10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

    11.Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

    12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

    13. Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

    14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

    15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

    16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

    17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

     

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

     Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

    3. А теперь я предлагаю послушать, что говорят дети о школе

    4. Обсуждение по теме семинара. 

    5.Заключение.

    Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к школе и учебе. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

    И в заключении, мне хочется рассказать Вам притчу о мудреце.

    Жил на свете один мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.

    - Вот сейчас я поймаю бабочку, положу ее в ладони, - подумал мальчик, - пойду к мудрецу. Я спрошу его: «Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрет, покажу ему мертвую бабочку и скажу: «Нет, ты не прав». Если же он скажет: «Мертвое», я раскрою ладошки и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

    Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришел к мудрецу и спросил: «О, великий мудрей, как ты думаешь, у меня в ладошках: живое или мертвое?»

    Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: «Все в твоих руках».

    Все уважаемые родители, в ваших руках. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Психологическая готовность детей к обучению в школе

    Слайд 2

    Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Что же такое психологическая готовность к обучению в школе

    Слайд 3

    в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно

    Слайд 4

    Физическая Интеллектуальная готовность Эмоционально-волевая готовность Мотивационная готовность Коммуникативная готовность Компоненты школьной готовности

    Слайд 5

    Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков - может ли он играть в мяч, прыгать, бегать). Может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени. Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым. Физическая готовность

    Слайд 6

    н аличие желания идти в школу формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – школьника (отношение к учебной деятельности, новому социальному окружению, к школе в целом) н аличие учебной мотивации, то есть желание учиться в школе, чтобы иметь возможность получать новые знания Мотивационная готовность

    Слайд 7

    р азвитие основных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь) с формированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, умение устанавливать связь между явлениями и событиями) о риентация во времени, пространстве и своём ближайшем окружении Интеллектуальная готовность

    Слайд 8

    Выполнять задания, не отвлекаясь около20 минут. Находить 10 отличий между предметами. Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу. Уметь находить одинаковые предметы. Копировать в точности узор или движение. Внимание

    Слайд 9

    Развиваем внимание

    Слайд 14

    Тренируем внимание

    Слайд 15

    Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных слов или предметов. Рассказывать по памяти стихи, сказки , рассказы. Повторять дословно предложения из 9-10 слов. Запоминать расположение игрушек(8-9), называть по памяти, что где находилось. Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картины. Память

    Слайд 16

    Развиваем память

    Слайд 17

    Различать цвет и форму предмета. Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года). По незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, и т.д. Ориентироваться в пространстве (вниз, направо, на лево, на другую сторону и т.д.). Восприятие

    Слайд 18

    Объединять предметы в группы по определённым признакам. Находить закономерности. Выделять предмет, не подходящий к общим признакам. Решать логические задачи. Сравнивать предметы друг с другом находить сходства и различия. Уметь выстроить последовательность событий. Мышление

    Слайд 19

    Развиваем мышление

    Слайд 21

    Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования. Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ориентироваться в тетради в клетку и линейку. Уметь копировать фразы, простейшие рисунки. Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей. Мелкая моторика

    Слайд 22

    у мение сознательно подчинять свои действия правилу у мение ориентироваться на заданную систему требований у мение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме у мение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу у мение проявлять эмоциональную устойчивость Эмоционально-волевая готовность

    Слайд 23

    потребность в общении с другими детьми и взрослыми у мение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения Социально-коммуникативная готовность

    Слайд 24

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? 2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? 4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей? 5 Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам? 9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке? 10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 11.Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки? 13. Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных? 16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? 17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д. Оцените готовность вашего ребенка к школе.

    Слайд 25

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Готов ли мой ребенок к школе?

    Слайд 26

    Ребенок должен быть уверен в том, что отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания ! Помните!

    Слайд 27

    Желаем успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родителям будущих первоклассников - игры на пороге школы

    Эти методические приёмы игровой деятельности, по отзывам родителей, способствовали  подготовке  детей к школе....

    Итоговое родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школы"

    Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:· Подвести итоги уходящего учебного года.· Вовлечь родителей в процесс определе...

    Открытое развивающее занятие в подготовительной группе. Тема "На пороге школы"

    Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе направлен на формирование универсальных предпосылок учебной деятельности....

    Практикум для родителей совместно с детьми «На пороге школы»

    Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи, необходима разработка  и внедрение  в практику дошкольных образовательных  учреждений...

    Круглый стол для родителей подготовительной группы «Дошкольник на пороге школы»

    нетрадиционная форма проведения родительского собрания посожет воспитателям сделать работу более интересной и продуктивной....

    Родительский практикум - игра в подготовительной группе «Ребенок на пороге школы»

    Родительский  практикум - игра в подготовительной группе«Ребенок на пороге школы»...