Круглый стол для родителей подготовительной группы «Дошкольник на пороге школы»
материал (подготовительная группа)

Лисова Ольга Владимировна

нетрадиционная форма проведения родительского собрания посожет воспитателям сделать работу более интересной и продуктивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3

муниципального образования Темрюкский район

Круглый стол

 для родителей подготовительной группы

«Дошкольник на пороге школы»

Подготовила:

воспитатель Лисова О.В.

г. Темрюк

2019

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

  • Развивать у родителей представления о понятии психологическая, педагогическая, физиологическая готовность детей к школе;
  • Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе;
  • Привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;
  • Дать практические рекомендации для успешной подготовки детей к школе

Участники круглого стола: педагоги группы, родители детей подготовительной группы, воспитатель по физической культуре.

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук, экран, мультимедийный проектор
  • Листы бумаги, ручки, фломастеры
  • Анкеты, памятки, рекомендации для родителей
  • Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»

Ход проведения:

Воспитатель:

Добрый день, уважаемые родители и гости! Сегодня наше собрание будет проходить в форме «Круглого стола». Наши дети сегодня – это будущие школьники. А вы – родители будущих школьников. Как помочь им перешагнуть порог школы и успешно идти по непростой, но такой интересной школьной дороге Знаний?  Это и будет темой нашей встречи.

Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И, конечно, сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Как ему помочь, если он столкнется с первыми школьными трудностями? Как у него сложатся отношения в новом коллективе?

Предлагаю вам пройти тест:

Если вы согласны с утверждением – поставьте напротив него «+», если нет – «-»

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, 4 урока – непомерная нагрузка для ребенка.
  4. Не уверена, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учитель – его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник быстро может научиться читать, писать и считать.
  7. Боюсь даже думать, что мой ребенок сможет обходиться без дневного сна.
  8. Мой ребенок стесняется, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  9. Мой ребенок с трудом ходит даже в детский сад.
  10. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  11. Мой ребенок, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  12. Боюсь, что учитель не сможет оценить успехи каждого ребенка.
  13. Мой ребенок часто говорит мне «Мы пойдем в школу вместе»

А теперь подсчитайте количество плюсов. Если положительных ответов:

До 4 – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября! Вы готовы к школьной жизни вашего ребенка.

5-10 – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 и более – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

(Родители обсуждают результаты тестирования)

Упражнение: Все вы очень хорошо знаете своего ребенка. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка и напишите на ней синей пастой те черты, – которые помогут и красной пастой те, – которые затруднят учебу вашего ребенка, а после этого поставьте человечка на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Фиолетовая полоска – означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая – нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями).

Воспитатель: А как сами будущие первоклассники представляют себя в школе? Предлагаю вам небольшое видеоинтервью с нашими пока еще дошкольниками!

Просмотр видеоролика интервью с детьми «Хочу ли я в школу?»  (родители смотрят и обсуждают ответы детей)

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе.

  1. Физиологическая готовность. Это означает, что ребенок должен быть готов к школе физически. Т.е. состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание и охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Кроме того, физиологическая готовность к школе предусматривает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движений. Ребенок должен знать, в какой руке и как держать ручку. А также при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.д.

А как вы укрепляете здоровье своих детей дома? (Родители делятся опытом по укреплению здоровья своих детей)

Выступление воспитателя по физ. культуре с рекомендациями по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению. (Приложение 1)

2.Психологическая готовность.

У многих из родителей есть четкое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью у него навыков счета, письма, чтения. Что же для вас, уважаемы родители, является основными факторами успешной подготовки к школе?

 Задание: на листочках перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе, выберите только три  фактора, главных на ваш взгляд, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор.

1 Физическое здоровье.

2.Развитый интеллект

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение считать и писать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7.Хорошая память и внимание.

*.Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно.

(Родители выполняют задание и обсуждают его)

Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.

  1. Мотивационная готовность.

К такой готовности относится желание стать школьником и выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для них большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

2)Эмоционально-волевая готовность. Это такие качества как настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность и дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя.

3).Интеллектуальная готовность. Ребенку необходим запас знаний. Родителям надо помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не сколько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, как быстро ребенок запомнил стихотворение. Да, у детей хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему в овладении решения простых арифметических задачи особенно умением самостоятельно их составлять, пусть даже в пределах пяти.

4) Коммуникативная готовность

Первоклассник должен уметь устанавливать контакты с учителем, сохранять чувство дистанции, уметь «влиться» в детский коллектив.

Ребенок, идущий в первый класс должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы и задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.

Чтобы вам проще было ориентироваться  в наборе знаний, умений и навыков ваших детей я предлагаю вашему вниманию данные памятки «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в первый класс» (Приложение 2)

Подводя итоги нашего круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного собрания. (Приложение 3)

Приложение 1.

1.  Испытывать уважение к ребенку как к личности.

2. Сохранять доброжелательную атмосферу в семье

3. Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.

4. Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки

5. Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.

6. Не требовать любой ценой высоких результатов и оценок.

7. Объяснить, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

8. Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать ему гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе)

9. Строго придерживаться режима дня.

10. перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статической позе)

11. Совершать в выходные дни прогулки на свежем воздухе

12. Во время выполнения домашнего задания (не более 90 мин) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.

13. Для мобилизации внимания ребенка напоминать правило «Успеваек»:

«Делай все скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!»

  1. два раза в неделю выполнять с ребеноком комплекс из 7 упражнений для укрепления мышц спины и живота (с целью сохранения правильной осанки)
  2.  Вместе с ребенком как можно чаще делать пальчиковую гимнастику, используя песенки (для улучшения вентиляции легких и поддержания хорошего настроения)
  3. Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами)
  4. Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 мин
  5.  Обеспечить отход ребенка  ко сну не позже 21.00
  6. За 10 мин до сна проветривать комнату
  7.  посидеть на кровати рядом с ребенком, погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра будет все хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый
  8. следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 мин, ставить у изголовья кровати будильник противопоказано)
  9. Проводить утреннюю гимнастику под музыку
  10. Использовать при приготовлении блюд продукты богатые минералами, белками, легкими углеводами, витаминами
  11. В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.
  12.  Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
  13. Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.
  14. Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить  холодную воду (если очень хочется пить, взять теплый чай в столовой)

Приложение 2.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в первый класс.

  1. Свое имя, фамилию, отчество.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения)
  3. Свой домашний адрес
  4. Свой город и главные его достопримечательности
  5. Страну, в которой живет
  6. ФИО родителей и их профессию
  7. Времена года и их последовательность
  8. Домашних животных и их детенышей
  9. Диких животных лесов, Севера, жарких стран
  10. Транспорт наземный, воздушный, водный
  11. Различать одежду и обувь, головные уборы
  12. Различать зимующих и перелетных птиц
  13. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
  14. Знать великих русских писателей и поэтов А.С.Пушкина, Л.н. Толстого, С.А. Есенина и др.
  15. Различать  и правильно называть некоторые плоскостные фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
  16. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая сторона, верх-низ)
  17. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный текст, составить или придумать рассказ по картинке.
  18. Запомнить и назвать 10 картинок, слов, предметов
  19. Различать гласные и согласные звуки
  20. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков
  21. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. уметь работать, не отвлекаясь 30-35 мин

Приложение 3.

Уважаемые родители, Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного собрания.

  1. Что побудило Вас прийти на мероприятие?
  • Дисциплинированность
  • Интерес к поднятой теме
  • Уважение к воспитателям
  • Любопытство
  • Возможное душевное успокоение
  • Настойчивые просьбы воспитателей
  • Не знаю

  1. Пожалуйста, оцените насколько вам понравилась та или иная часть мероприятия в баллах: 3 – довольны, 2 – частично довольны, 1 – не довольны
  • Дискуссия
  • Видеозапись
  • Предварительное анкетирование
  • Оформление
  • Работа с памяткой
  • Практические задания