Аналитический отчет педагога-психолога Гурковой Т.Н.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Гуркова Татьяна Николаевна

В 2016-2017 учебном году деятельность педагога-психолога осуществлялась в соответствии с рабочей программой, составленной  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения,  в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 8 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,   значительное место уделялось целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.   

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей и спецификой ДОУ.

Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»

Аналитический отчет педагога-психолога Гурковой Т.Н.

(дошкольные группы) за 2016-2017 учебный год

Г.СУРГУТ

В 2016-2017 учебном году деятельность педагога-психолога осуществлялась в соответствии с рабочей программой, составленной  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения,  в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  для детей с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 8 лет, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,   значительное место уделялось целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.    

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей и спецификой ДОУ.

Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

‒ охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

‒ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Количественный анализ

Направление работы

Дети(количество человек)

Родители (количество человек)

Педагоги (количество человек)

2мл.гр

Ср.гр.

Ст.гр.

Подг.гр.

Диагностическое

5

20

22

12

49

18

Развивающее и коррекционное

5

20

22

12

-

-

Психопрофилактическое

5

20

22

12

12

20

Консультативное

-

-

-

-

26

9

Просветительское

-

-

-

-

59

20

Работа по запросу

1

2

1

2

-

Качественный анализ

Направление деятельности

Мероприятие

Используемая методика, программа

Целевая аудитория

Краткий итог

Психопрофилактика   и психопросвещение

Игровые сеансы в сенсорной комнате

Программа игровых адаптационных сеансов в сенсорной комнате.

(С.Е.Прохорова.Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный перид//Справочник педагога-психолога.Детский сад. №5,2012)

Все возрастные группы

Занятия позволили детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, освоить правила поведения в группе, установить контакты друг с другом.

 «Возрастные особенности психического развития детей».

Наглядно-стендовая информация:

Родители воспитанников всех возрастных групп

Данная информация направлена на повышение психологической грамотности и культуры родителей в вопросах понимания и воспитания детей.

Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

Презентация

Родители подготовительной группы «Солнышко»

Родители познакомились с критериями готовности детей к школе, получили практические советы и рекомендации по подготовке детей к школе, созданию условий для успешной адаптации к новым условиям.

Рекомендации «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»

Практические рекомендации

Педагоги

Педагоги получили советы, как справляться с негативными эмоциями, познакомились с информацией о влиянии положительных эмоций взрослого на эмоциональное состояние детей.

Практико-ориентированный семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания»

Теоретический материал.

Психологические упражнения Рефлексия

Педагоги

Семинар направлен на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса; лучше понять самих себя, понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

Все педагоги высказали положительные отзывы.

Аутотренинг в рамках проведения Дня здоровья в ДОУ

Клюева Н.В.,Касаткина Ю.В. Учим детей общению.Характер, коммуникабельность.-Ярославль: «Академия развития»,2014

Старшие группы «Рябинка», «Колокольчик»

В ходе тренинга дети учились не только расслаблять мышцы, но и осознали состояние покоя, ненапряженности. Состояние покоя способствует снятию эмоционального возбуждения.

Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению ко всему новому, улучшить взаимоотношения, организовывать  бесконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжать работу в указанном направлении, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые удобны в использовании, а также проведение семинаров-практикумов, тренингов.

Психологическая диагностика

Стартовая диагностика познавательных способностей

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ.- Сост.Е.А.Горбунова //Справочник педагога-психолога, - №№3,4 – 2013 г.-www.resobr.ru

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ.- Сост.Е.А.Горбунова //Справочник педагога-психолога, - №№3,4 – 2013 г.-www.resobr.ru

Группы

Уровень

Средн. гр. «Радуга»

Средн. гр. «Ромашка»

Ст. гр. «Рябинка»

Ст.гр. «Колокольчик»

Подг..гр. «Солнышко»»

высокий

10%

-

-

-

10%

средний

75%

85%

100%

90%

64%

низкий

10%

10%

-

10%

27%

Вывод: проведенная в сентябре 2016 года  первичная диагностика  детей с ОНР выявила проблемы в формировании сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, отмечается недостаточная устойчивость и переключаемость внимания, трудности слухоречевого запоминания, дети испытывают затруднения при сравнении предметов, установлении простейших причинно-следственных связей, прослеживается ограниченность словарного запаса. Разработаны программы индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Диагностика психического развития детей   для ЦПМПК

Диагностический комплект для исследования особенностей познавательной деятельности.Дошкольный и младший школьный возраст/Авт.-сост.Н.Я.Семаго,М.М.Семаго.-М:АРКТИ,2014

2мл.гр. – 1 ребенок,

Ср.гр. «Радуга»-6чел.

Ср.гр. «Ромашка»-9чел.

Ст.гр. «Рябинка»-2 чел.

Ст.гр. «Колокольчик»-11чел.

Подг.гр. «Солнышко» -12чел

По результатам  проведенного обследования на каждого ребенка дано психологическое представления для ЦПМПК.

Уровень психического развития соответствует возрастной норме - 80% обследованных детей.

Парциальная несформированность когнитивного компонента деятельности, в т.ч. в условиях слабослышания-14%.

Парциальная несформированность ВПФ смешенного типа -4%.

Отношение родителей к проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности детей.

Анкета «Отношение родителей к проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности детей»

Родители всех групп

Родители воспитанников знают о важности формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности, знакомят детей с правилами безопасности (в основном в быту). Из правил дорожного движения родители упоминают лишь светофор, зебру, никто из родителей не указал о важности перевозки детей в машине с обязательным использованием ремня безопасности. Больше всего родителей интересуют такие темы как «Ребенок и незнакомые люди», «Ребенок и дорога»,  «Ребенок и огонь», «Ребенок и бродячие животные».Все родители считают, что целесообразно ли проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении, и принимать в этом участие и закреплять полученные знания в ДОУ согласны 45 человек – 91,8%.

Итоговая экспресс-диагностика уровня психического развития (по результатам коррекционной работы)

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ.- Сост.Е.А.Горбунова //Справочник педагога-психолога, - №№3,4 – 2013 г.-www.resobr.ru

Дети групп «Радуга», «Ромашка», «Колокольчик»,  «Рябинка» «Солнышко»,

Группы

Уровень

ср.гр. «Радуга»

Ср.гр.«Ромашка»

Ст..гр.«Рябинка»»

Ср..гр. «Колокольчик»

Подг..гр. «Солнышко»

Подг.гр. «Радуга»

высокий

10%

11%

30%

10%

27%

-

средний

70%

77%

60%

80%

54%

100%

низкий

20%

11%

10%

10%

18%

-

Вывод:по результатам психолого-педагогической коррекционной работы с детьми увеличился показатель достаточно высокого уровня психического развития детей. Однако,около 14% детей нуждаются в особом внимании со стороны педагогов, родителей. Эти дети имеют поведенческие проблемы, низкий уровень развития ВПФ, трудности общения со сверстниками, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Диагностика готовности детей к школе

Семаго Н., Семаго М.Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации/ Н. Семаго, М. Семаго. – М.: ООО «Чистые пруды», 2015.

Дети  подготовительной группы «Солнышко»

        Анализ выполнения заданий и поведенческих особенностей детей в процессе выполнения работы выявил следующие результаты:

Обследовано 11 детей.

Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): 7человек – 63,7%  (30А, 49Б, 44Г,17Е, 16Е, 63С, 21Н)  

Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): 4 человека – 36,3% (25Д, 24Х, 26Х, 22Ш).

Данных, свидетельствующих об условной неготовности к началу регулярного обучения и неготовности  на момент обследования к началу регулярного обучения при проведении диагностики не выявлено.

У 8 человек (72,7 %) данной группы внутренняя позиция школьника полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Трое детей (27,3 %) ориентированы на содержательные моменты школьно-учебной действительности, выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.                                                                            

Сравнительный анализ показателей готовности детей данной группы к школьному обучению по результатам диагностики, проведенной в сентябре 2016года ( готовность к началу регулярного обучения -33%,   условная готовность к началу регулярного обучения-16%, условная неготовность к началу регулярного обучения -33%,  неготовность к обучению в школе 16%) позволяет сделать вывод об эффективности проведенной психолого-педагогической работы по подготовке детей к школе.

Коррекционно-развивающая работа

Игровые психокоррекцион-ные сеансы с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты.

Психологическая подготовка детей к школе.

Индивидуальная психо-коррекционная деятельность  по решению ПМПК

Индивидуальная психокоррекционная деятельность по запросу педагогов и родителей

Цикл адаптационных игровых сеансов в сенсорной комнате для детей. (С.Е.Прохорова// Справочник педагога-психолога.Детский сад,№5,2012) 

«Волшебная комната» (Фазлетдинова А.А. Коррекция эмоционального состояния детей 4-7 лет в условиях сенсорной комнаты  // Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2014.-№8.

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.-М.,2010)

Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения при подготовке к школьному обучению.- СПб2011.

Е.О.Севостьянова. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.,2010

Материал для диагностических и коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.- г.Киров,-2011

О.Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.-СПб,2011

Е.О.Севостьянова. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.,2010

Коррекционно-развивающие занятия.Занятия по снижению детской агрессивности. Сост.С.В.Лесина,Г.П.Попова,Т.Л.Снисаренко.-Волгоград,2014.

Материал для диагностических и коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.- г.Киров,-2011

2мл.группа «Василек»

Дети всех групп

Дети подготовительной группы «Солнышко»

«Василек»-5чел.

«Радуга»-1 реб

«Ромашка»-2 чел.

«Рябинка»-9чел.

«Колокольчик»-4чел.

«Солнышко»-6чел.

2мл.гр. «Василек»- 1ребенок,

старшая гр. «Колокольчик»- 1 ч-к, старшая гр. «Рябинка» - 1ч-ка, подг.гр. «Солнышко»- 1ч-к.

У всех детей во время занятий с использованием сенсорных модулей отмечается снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности. Занятия способствовали формированию навыков позитивного общения, стимулировали развитие воображения, речи, внимания, мыслительной деятельности.

Работа по программе была нацелена на становление физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности детей перед поступлением в школу. Содержание  каждого занятия было направлено  на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностных сфер, развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников. В конце каждого занятия проводилась релаксация с использованием  оборудования сенсорной комнаты, что способствовало повышению интереса детей.

При индивидуальном комплексном ППМС сопровождении учитывались индивидуальные особенности воспитанников, структурно-функциональные нарушения, а также особенности познавательной деятельности, сенсорные возможности, уровень физического развития детей и др. особенности.

У всех детей отмечается положительная динамика.  Этому способствовала совместная работа психолога, педагогов  и родителей.

Для каждого ребенка разработаны индивидуальные целевые циклы занятий . Снизился уровень тревожности, агрессивности. Наблюдается положительная динамика в формировании мотивационной сферы, познавательной сферы. Дети стали активнее вступать в контакт, проявлять инициативу.  Трудности при проведении коррекционной работы отмечались  с  одним ребенком (87К) – проявления неадекватного поведения в течение дня. При индивидуальной работе ребенок хорошо идет на контакт, но контакт формальный, задания выполняет только при заинтересованности и ограниченное время.

Выводы:  В целом проведенная коррекционная работа имеет положительный результат. 11детей  подготовительной группы  готовы к началу регулярного обучения в школе. Требуется продолжительная психокоррекционная работа с отдельными детьми старших групп «Рябинка»  и «Колокольчик», средних групп «Радуга», «Ромашка». Особое внимание следует уделить детям  группы «Василек».  По итогам работы ЦПМПК и  проведенной итоговой диагностики будут составлены программы индивидуальной работы.

Психологическое консультирование

Консультирование по запросам. Индивидуальные консультации по запросам родителей и педагогов

«Как предупредить отклонения в поведении ребенка»

«Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ»

«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

«Полезные подсказки для взрослых»: «Поощрения и наказания в семье», «Влияние родительских установок на развитие ребенка».

«Детские конфликты. Как их разрешить»

«Как  подготовить ребенка к ПМПК»

«Факторы, влияющие на успешность обучения в школе»

«Составляющие психологической готовности к обучению в школе»

Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми, имеющими проблемы в личностной сфере.

Рекомендации по формированию  социально-адаптированного поведения у старших дошкольников.

«Решаем проблемы, играя с детьми».

Родители

Педагоги

Наглядно-стендовая информация.

Папка консультативного материала психолога в группах.

Педагоги

Основные вопросы, с которыми обращались родители: адаптация к условиям ДОУ, проблемы взаимоотношений ребенка со сверстниками, подготовка к школе, сложности в воспитании. Основные темы обращения педагогов: индивидуальные особенности детей, общение с родителями, вопросы дисциплины, адаптации к ДОУ.

Повышение уровня психологической компетентности родителей и формирование запроса для работы с педагогом –психологом

Обеспечение индивидуального подхода в работе с детьми

Выводы: по результатам анализа запросов родителей и педагогов можно сделать вывод об их заинтересованности в получении консультативной помощи. Чаще всего родители обращаются за помощью в сложные периоды развития ребенка- адаптация к ДОУ, подготовка к школе. Родители , особенно подготовительных групп, проявляют интерес к результатам диагностики. Были обращения родителей по возникающим конфликтным ситуациям между воспитателем и ребенком, ребенком с другими детьми в группе.

Методическая работа

1.Выступления на родительских собраниях по вопросам подготовки детей к школе,сохранения психического здоровья детей, возрастных особенностей развития ребенка

2.Оформление  консультативных материалов для родителей.

 3.Участие в мероприятиях «Дня открытых дверей» для родителей  воспитанников ДОО.

 4.Подготовка материалов психолого-педагогического семинара, выступлений на педагогических советах, оформление памяток-буклетов для родителей и педагогов.

 4.Работа в жюри при проведении конкурсов.

5.Подготовка представлений на детей для ПМПК, участие в работе окружной ЦПМПК на базе КОУ. Представления педагога-психолога для ЦПМПК.

7.Повышение квалификации, самообразование: участие в вебинарах  АО издательства «Просвещение», «Мерсибо»  (сертификаты участника)

8.Участие в апробации учебных пособий АНО "НМЦ "СУВАГ"( вебинары)

9.Пополнен комплект материалов для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми.

Оформлены папки диагностики коррекционно-развивающей работы, консультативный материал для педагогов и родителей, раздаточный и демонстрационный материал для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Выводы: необходимо продолжить методическую работу  по пополнению банка диагностического материала, подбору литературы, коррекционно-развивающих программ, по самообразованию и повышению квалификации

Перспективные направления на 2017– 2018 учебный год:   профилактические и развивающие занятия с детьми, направленные на психологическую подготовку к школе; коррекционно-развивающая работа с детьми по рекомендациям ЦПМПК и ПМПК; профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОО;  психологическое просвещение родителей и педагогов.                                                

Педагог-психолог___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога-психолога ДОУ

В помощь педагогу-психологу для написания ежегодного аналитического отчета своей деятельности....

Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год

Представлен  аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...

Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год

РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:Цель: создание психолого-педагогических условий, с...

Аналитический отчет педагога -психолога

По окончании учебного года педагог-психолог ДОУ анализирует свою деятельность за прошедший период и оформляет аналитический отчет,  выстраивая при этом планы и перспективы на следующий учебный го...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2017 – 2018 учебный год

Данный отчет является образцом, составленный на основе моего опыта работы за учебный год....