Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Приветсвую Вас, уважаемые коллеги и родители! В данной публикации Вы можете ознакомиться с упражнениями по формированию слоговой структуре слова. Желаю Вам успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_formirovaniyu_slogovoy_struktury.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по формированию слоговой структуры.

Для речи важны слоговые перестройки , мы тогда владеем речью, когда можем перейти от одного слога к другому.

ССС-чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

К 3-м годам ССС нарушена редко, главным образом в малознакомых словах, непонятных по значению. (водопроводчик, экскаватор ).

ВАЖНО: При формировании ССС имеют значение:

  • Фонематические способности ребенка. (слуховое восприятие, внимание, фонематический («звуковой») слух.
  • Пространственная ориентация.( Оптико -пространственная ориентация(местоположение и положение других объектов в пространстве), временно-пространственная ориентация, сомато-пространственная ориентация.(на собственном теле). Ориентация в двухмерном пространстве(на листе бумаге).
  • Возможности темпо –ритмической организации движений.

Далее представлены упражнения по развитию слоговой структуры и ее составляющих.

  • Упражнения на развитие фонематических способностей.

 (слух, восприятие, внимание, память, фонетический слух)

1.Упражнение. 

Звуковые игрушки, издающие звукоподражания, пищалки…

2. Упражнение.  Банки с насыпкой (крупа, песок, бусины…) - заготовить два набора баночек, предложить выбрать такую же по звучанию из двух, трех и более.

3. Упражнение . Колокольчики в разной тональности

4. Упражнение. Музыкальные инструменты, бытовые звуки – распознавание.

               5.  Упражнение. Упражнения на различение высоты, силы голоса:

             - пароход, поезд далеко и близко (тихо-громко)

             - голос мамы-животного и детеныша (низко-высоко) или большой-маленький транспорт

6. Упражнение . Узнать мужской и женский голос, детский – слушать аудиозаписи и смотреть на картинки с изображением этих персонажей.

7. Узнавание интонаций. Звуки,  слова или фразы, произнесенные с разной интонацией. а!а?а. - Пришла! Пришла? Пришла.

8. Прослушивание аудиозаписей со знакомыми голосами (мама, папа, сестра…) и незнакомыми голосами.

  • Упражнения на развитие пространственной ориентации .

(оптико-пространственная )

Упражнение № 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты, либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребёнком, за ним, над и под стулом, справа и слева.

Нужно правильно сказать ,где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение № 2.

Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребёнок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример.

Взрослый : «Пароход плывет…»

Ребёнок : «Далеко!...»

Взрослый: «Маша сидит…»

Ребёнок : «Близко!»

 Можно предложить следующие темы (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит и.д.)

Упражнение № 3.

Ребёнок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот(кукла, самолёт) идет вперед…Стоп! Направо…стоп! Вниз (под стол)…стоп. Вверх (встать)…стоп! Влево…стоп. И т.д.

 (Сомато-пространственная )

Упражнение 4.

После показа взрослым ребёнок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый: «Где находится сердце?»

Ребёнок : «Слева».

Взрослый : «Где у тебя темя?»

Ребёнок : «Сверху»

Взрослый : «Где стопы?»

Ребёнок : «Снизу».

Взрослый : Какой глаз я тебе закрыла?

Ребёнок : «Правый»

Взрослый : «Где у человека спина?»

Ребёнок : «Сзади». И т.д.  

Упражнение № 5.

Ребёнок самостоятельно показывает:  левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха….

Упражнение № 6.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

В двухмерном пространстве.

 Упражнение №7

Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

Поставь вверх листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в левом нижнем углу волну (в нижнем правом углу прямую линию ) и т.д.

Упражнение № 8

От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребёнок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо….стоп, вверх…стоп…и т.д.

Временно-пространственная ориентация.

Упражнение № 9

Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания.

Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок.

На дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.

Упражнение №10.

Диктанты со сменой ролей «учитель-ученик».

Ребенок диктует, правильно употребляя пространсвенно-временные термины, взрослый рисует.

Упражнение № 11

Взрослый и ребёнок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение № 12

Упражнение состоит в раскладывании ребёнком картинок по темам «Времена года»., «Части суток». В заключении взрослый и ребёнок обсуждают последовательность картинок.

  • Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

  1. Развитие ритмического чувства

  1. - Упражнения на построение ритмического ряда

  1. Повтори за мной

Цель: Формирование чередующегося ритма движений.

Ребенку предлагается повторить серию движений (хлопнуть-стукнуть-топнуть) сопряженно с логопедом, с очередностью и по речевой  инструкции.

С усвоением очередности заданной серии меняем порядок движений, сами движения.

  1. Цветная дорожка

Цель: Формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданными свойствами (дорожка из одноцветной мозаики, забор из желтых палочек, дорожку из квадратов), выбрав необходимые из множества.

  1. Фигуры

Цель: Составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов;

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

- цвета

- формы

- величины

  1. Забор

Цель: Воспроизведение линейного ритмического ряда, используя прием рисования.

Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме – с чередованием цвета, высоты линий и расстояния между ними (нарисовать забор, починить забор – вставить недостающие линии)

Подготовка – выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основа – линейка, лист бумаги.

  1. Кто внимательный?

Цель: Выделение заданной ритмической цепочки в предлагаемом ряду

Запомнить порядок расположения геометрических форм (разных предметных изображений, линейных конструкций, букв), найти ряд форм, расположенных в  той же последовательности на строке. (в ряду)

2 – Упражнения на установление ритмических координаций.

Упражнение 1. Стих-движение

Цель: Соотнесение ритма повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворения.

Ребенок проговаривает знакомый стих текст, отхлопывает ритм обеими руками или сопровождает движением руки как при «считалках».

Упражнение 2. Зарядка для пальчиков

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).

Последовательное вращение каждого пальца руки ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указательный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный  
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма»

Упражнение 3. Музыканты

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кулаков по столу, бубна — похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование слоговой структуры слова" (рекомендации для родителей)

Материал содержит игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова....

Рекомендации по формированию слоговой структуры слова.

Рекомендации по формированию слоговой структуры. 1 занятие. ...

«Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова»

Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова:Играйте с ребёнком в неречевые игры:Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показа...

Рекомендации родителям по формированию слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, слоговая структура слова воспроизводится неверно.В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способнос...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...