"Чудеса на огороде"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Болтунова Елена Александровна

Познавательно - творческий проект для детей ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА  

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –

ДЕТСКИЙ САД №11

Познавательно-творческий проект

«Чудеса на огороде»

                                                                                           Составили воспитатели

                                                                                           МБДОУ БГО ЦРР                                                                                                                

                                                                                          – детского сада №11

                                                                                            Болтунова Е.А.

                                                                                            Киричек М.Н.

                                                                                            Житенёва О.В.

г. Борисоглебск 201

Продолжительность проекта – краткосрочный со 2 по 6 октября 2017 года

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители воспитанников.

 Цель:

создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей с ЗПР в процессе реализации образовательного проекта «Чудеса на огороде».

 Задачи проекта:

 закрепить знания детей об овощах, их пользе для здоровья человека; уточнять и расширить представления об овощах;

 расширить словарный запас по данной теме;

 совершенствовать грамматический строй речи;

 закрепить умение составлять рассказ-описание по схемам;

 учить различать овощи по вкусу, цвету, форме, размеру;

 учить определять место звука в словах;

 повысить заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – накопление знаний.

- Чтение художественных и энциклопедических изданий об овощах;

- Игры: дидактические, словесные, пальчиковые, хороводные, подвижные игры.

- Сочинение и разгадывание загадок (мнемотаблицы, схемы), разучивание стихов.

2 этап – практический

- рассматривание с детьми иллюстрации, фотографии, открытки с изображением овощей;

- чтение художественной и энциклопедической литературы об овощах;

- проведение исследовательской деятельности: проба на вкус, на ощупь, описание и определение,

где растут овощи;

- занятие творчеством: рисование- «Что растет на грядке?», «Собираем урожай»; аппликация

«Овощи»; лепка «Овощной натюрморт»; работа с прищепками;

- тематические беседы с детьми;

- проведение дидактических, словесных пальчиковых хороводных, подвижных игр;

- сочинение и разгадывание загадок об овощах (мнемотаблицы, схемы), разучивание стихов;

- разучивание стихов об овощах.

- проведение развлечения «Осенние именины»

3 этап - завершающий:

презентация _проекта (создание и демонстрация для детей и родителей выставки творческих

работ детей, совместной работы детей и родителей: коллаж «Дары осени»);

• - выставка-презентация для педагогов ДОУ.

Тема: «Материалы, использованные при реализации проекта»;

• - проведение мастер-класса к проекту.

Тема: «Использование предметов-заместителей (прищепок) в коррекционно- развивающем обучении детей с ЗПР».

• развлечение «Осенние именины»;

• альбом «Все овощи хороши, выбирай на вкус»;

• коллаж овощей из бросового материала.

Предварительная работа:

• изучение методической литературы;

• подбор литературы по теме «Овощи», иллюстраций, подвижных, дидактических, настольно-

печатных, пальчиковых игр, загадок по теме;

• чтение произведений художественной литературы по теме: русская народная сказка «Вершки и корешки», Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным», Н. Носов «Огурцы», творческая инсценировка сказки «Репка» с элементами импровизации, инсценировка стихотворения «Помидор» («В огороде помидор взгромоздился на забор…»)

• чтение стихов про овощи, отгадывание задок;

• проведение дидактических игр: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай овощ по его части», «Скажи наоборот», «Узнай блюдо», «Кто назовет больше качеств», «Что лишнее», «Без чего не бывает огорода»;

• ознакомление родителей с темой проекта.

Актуальность проекта

Дети с нарушением в развитии в недостаточной степени имеют представления об овощах. Не владеют понятием обобщения, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный словарный запас. Участие детей в проекте «Чудеса на огороде» позволит обогатить знания и представления об овощах и их свойствах. Активизируются связная речь, творческие способности детей.

Предполагаемый результат:

• развитие познавательной активности детей;

• формирование представлений по теме «Овощи»;

• изготовление наглядности (рисунков, поделок, аппликаций) по теме «Овощи»;

• вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, желание активно участвовать в проектах и жизни группы и ДОУ.

План мероприятий в рамках проекта

• Изготовление наглядности (рисунки, поделки).

• Сбор информации: рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, открыток.

• Совместное изготовление детьми и родителями поделок из овощей и участие в выставке «Дары природы».

• Интегрированные занятия, беседы с детьми по теме «Овощи», использование игр и упражнений для развития мыслительной деятельности. Накопление информационной базы по изучаемой теме.

• Изготовление альбома «Загадки про витаминки с грядки».

• Составление описательных рассказов об овощах с помощью схем.

Итоги проекта

• уточнили и расширили представления детей об овощах;

• обогатили словарный запас по данной теме;

• познакомили детей с образованием относительных прилагательных, существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; со звукобуквенным анализом;

• закрепили у детей умение составлять рассказ-описание по схемам;

• научили детей различать овощи по вкусу, цвету, форме, размеру;

• научили детей изображать овощи в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Продукты проектной деятельности:

• альбом мнемозагадок об овощах «Загадки про витамины с грядки»;

• дидактические игры: «Вершки-корешки», «Найди свой домик», «Четвертый лишний»;

• картотека словесных, дидактических пальчиковых, подвижных игр по теме;

• изготовление родителями и детьми овощей из бросового материала;

• коллаж – изготовление овощей из бросового материала совместно родителями с детьми;

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Образовательная область: познавательное и речевое развитие

Тема: «Овощи. Огород»

Цель: Уточнить и закрепить знания представление детей об овощах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного

падежа;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- упражнять в образовании имён существительных и прилагательных с уменьшительно –

ласкательными суффиксами;

- закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

- упражнять в узнавании овощей по их описанию;

- развивать внимание, мышление, координацию речи с движениями;

- развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материалы:

Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно,

волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

I. Организационный момент

1.Воспитатель: — Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

- Назовите, что это?

- Как можно это назвать одним словом?

- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

- Какие еще овощи вы знаете?

- Где растут овощи?

- Как собирают овощи?

- Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Воспитатель: — Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

- Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?

3. Игра «Подбери признак»

Воспитатель: - Я буду выставлять картинку- овощ, а вы назовите как можно больше слов про него. Какой он? Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Игра «Чего не стало?»

Воспитатель: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

5. Воспитатель: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

6. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Учитель-дефектолог: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ

ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

7. Игра «Один — много»

Учитель-дефектолог: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)

Помидор — помидоры

Огурец — огурцы

Тыква — тыквы

Кабачок — кабачки

Баклажан — баклажаны

8. Речь с движением «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

9. Игра «Назови сок, салат».

Воспитатель: — Сейчас я буду называть овощ. А вы скажите какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха — гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля — картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Чудеса на огороде"

инновационный проект по изучению фруктов и овощей в первой младшей группе...

Проект во 2 младшей группе «Чудеса на огороде»

Проект во 2 младшей группе «Чудеса на огороде»...

Деревья нашего участка Огород на подоконнике Чудеса природы

Деревья нашего участкаОгород на подоконникеЧудеса природы...

Конкурс "Чудеса на огороде"

с 1по 30 октября в группе "Ягодка" прошел семейный смотр-конкурс"Чудеса на огороде" целью которого было содействие укреплению партнерских отношений ДОУ и семьи.На конкурсе было пре...

Чудеса в лесу и на огороде

анализ развлечения для детей...

Открытое занятие Тема: " Чудеса в огороде"

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.Задачи:Развивающие:- закрепить названия некоторых овощей, учить выд...