Проект "Расскажи о мире"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Урасимова Фарида Таклифовна

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.Проект направлен на сотрудничество логопеда с семьёй, которое является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasskazhi_o_mire.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

                               Проект «Расскажи о мире»            

                         создан     Урасимовой Ф.Т.,   учителем-логопедом          

                подготовительной группы компенсирующей направленности

            МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» города Урай ХМАО-Югра

                                                 Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский, речевой            

Продолжительность проекта: среднесрочный, январь-апрель 2016года

Образовательная область: речевое развитие, познание

Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующего развития№8 и их родители, учитель-логопед.

Актуальность темы: поиск методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Цель: развивать речь детей, стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта: 

  1. Создание единого коррекционно-развивающего пространства как в детском саду, так и в домашних условиях;
  2. Формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития  речевой подготовки  своего ребенка.
  3. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • интернет-ресурсы,
  • книги,
  • журналы,
  • открытки,
  • художественные произведения и материалы,
  • семейный архив.

Гипотеза: эффективно ли  в системе коррекционной работы, направленной на исправление звукопроизношения и развития связной речи у  детей старшего дошкольного возраста взаимодействие учителя-логопеда с родителями (использование метода проектов)?

Ожидаемые результаты: реализация проекта будет способствовать формированию правильного звукопроизношения и развитию связной речи у старших дошкольников посредством взаимодействия учителя-логопеда с родителями. 

Механизм отслеживания результатов:

  • анализ детской деятельности (рассказы, рисунки, построение из конструкторов, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
  • наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы);
  • мониторинг достижения ребенком планируемых результатов в рамках  реализации проектной деятельности;
  • анкетирование родителей.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный

II этап – основной ( анализ, реализация)

III этап –рефлексивный 

       1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.

       2. Отметить успехи и неудачи.

       3. Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях.

       4. Обобщить собранный фотоматериал и подготовленные презентации.

       5. Презентация проекта.

В ходе работы  используются  следующие принципы взаимодействия с родителями:

  • доброжелательности -  позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строится вся работа;
  • индивидуального  подхода и индивидуализации;
  • сотрудничества;
  •  динамичности.

В педагогическом процессе используются следующие методы:

  • наблюдения; целевые прогулки и экскурсии;
  • беседа;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, обсуждение их;
  • рассказы  воспитателя, родителей, детей;
  • дидактические, подвижные игры;
  • поощрение детей за поддержание порядка, бережное отношение, культурное поведение в общественных местах.
  •   Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым  на логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным планом. Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».
  • 1.Как я отдыхал со своей семьёй.
  • 2.Расскажу о папе (маме).
  • 3.Мой режим дня.
  • 4.Как появились первые машины?
  • 5.Мои питомцы.
  • 6.Море и его обитатели.
  • 7.Города России.
  • 8.Флаги стран мира.
  • 9.Другая тема (по желанию)

Разработан перспективный план взаимодействия участников проекта по развитию связной речи.

                                           Перспективный план

Месяц

Лексическая тема

Рассказ ребёнка

Используемый материал

Январь

«Транспорт»

Рассказ «Как появился автомобиль»

Презентация «Автомобиль»

(семья Султанова Димы)

Февраль

«Нефть-богатство России»

Рассказ «Мой папа-нефтяник»

Презентация

«Папина работа»

(семья Егора Худякова)

Март

«Весна. Мамин праздник»

Рассказ «Моя семья»

Презентация

«Моя семья»

(семья Тихона Пилипук)

«Профессии. Швея»

Рассказ «Наша бабушка-швея».

Кукла, швейная машина, ткани, нитки, ножницы.

(семья Никиты и Максима Пролипото)

Апрель

Здоровье человека

Рассказ «Чтобы быть здоровым»

Презентация

«Хочу быть здоровым»

(семья Сабирова Ромы)

Дикие животные

Рассказ «Мои питомцы»

Презентация

«Мои питомцы»

(семья Савелия Злыгостева)

                     Распределение совместных проектных действий участников

                                             на этапах проектировании

Этапы проектирова

ния

Действия родителей

Действия детей

Действия

логопеда

Подготови

тельный

(15-20января)

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Наряду со взрослыми принимают участие в выборе и обсуждении проблемы, плана действий предстоящих дел, определении средств реализации.

Знакомит родителей и детей с тематикой

и целями проекта.

Основной (февраль-апрель)

 

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Проводят совместные и индивидуальные репетиции. 

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Отбирает нужный материал,

 продумывает

НОД,

рекомендует

использовать в презентации игровой материал с целью

активного участия контингента  группы

Совместно с семьёй отсматривает

готовящуюся

презентацию, согласовывает с членами семьи

предстоящие действия и игровые моменты НОД.

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Проводит НОД

с использованием

детско-родительских презентаций по лексической теме.

Рефлексив

ный

(апрель)

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Отвечает на вопросы и задаёт их. Намечает темы следующих проектов. Подводит итоги и

награждение участников проекта.

  Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым  на логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным планом. Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».

1.Как я отдыхал со своей семьёй.

2.Расскажу о папе (маме).

3.Мой режим дня.

4.Как появились первые машины?

5.Мои питомцы.

6.Море и его обитатели.

7.Города России.

8.Флаги стран мира.

9.Другая тема.

Промежуточные результаты (в конце февраля)

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • учатся контролировать своё звукопроизношение, накапливают активный и пассивный словарь, стремятся  правильно строить разговор с собеседником при отборе материала и в рассказе-монологе перед детской аудиторией. Созданная презентация (подбор слайдов, активизация словаря) является наглядной моделью, опорой рассказа ребёнка;
  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получают  возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  •  реализуют свои творческие способности и развивают способности ребёнка. 

 Педагог, использующий в своей деятельности проектный метод:

  • осуществляет  поисковую  педагогическую деятельность;
  • развивает умение  гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей.

Такая форма работы позволяет  привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка. 

Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить  творческие цели, которые будут успешно реализованы.  

Отдалённые результаты (в конце апреля)                                                   

Проанализировав, эффективность  своего взаимодействия родителями пришла к следующим выводам.

Активная работа по взаимодействию логопеда с родителями способствовала созданию   

  • для детейположительной  динамики  речевого развития (улучшение звукопроизношения, совершенствование монологической и диалогической речи),  успешной  социальной  адаптации в ДОУ и семье;
  • для родителей: повышение уровня знаний родителей в области развития речи; положительная оценка деятельности ДОУ;  готовность и желание помогать ДОУ;     использование   знаний  по  развитию  речи  детей  в домашних условиях и,   особенно, в летнее время (перед школой);
  • для педагогов:   индивидуальный подход к каждому ребёнку;

положительный психологический климат педагогов между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворённость собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учёт положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

Выводы.  

       Работа над проектом «Расскажи о мире»  позволяет органично сочетать воздействие на речевое развитие ребенка с ОНР в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить эффективность работы учителя-логопеда.

       Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе и заинтересованное отношение со стороны педагога.

        В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать им грамотно организовывать процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению педагогической литературы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Литература.

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника  М.: Педагогика, 1993.
  2.  Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"

Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись

Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?Задача педагога  состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творческ...

МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?

Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....

Занятие педагога-психолога "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!"

Занятие по развиватию  у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности; формировать умения находить приемы взаимодействия....