Использование Речевой IT-технологии БОС в работе учителя-логопеда.
статья по коррекционной педагогике на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

С целью организации работы по здоровьесбережению детей в комбинированных группах мы используем «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «Речевой комплекс БОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование Речевой IT-технологии БОС 

в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи»

С целью организации работы по здоровьесбережению детей в комбинированных группах мы используем «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «Речевой комплекс БОС», куда входят учебные электронные пособия «Задай ритм»«Гласные»«Шипящие», «Сонорные», «Аффрикаты», «Одно, двух и трех сложные слова», «Скороговорки для детей» (созданы на основе инновационной технологии Александра Сметанкина «БОС – Здоровье»). БОС-подсказки, постоянно поступающие ребенку по каналам мультимедийной обратной связи о важнейших компонентах речи: речевом дыхании, речевой разбивки текста, скорости чтения, звучания голоса и т.п., позволяют сформировать правильную и красивую речь.

Обучение по технологии «БОС – Здоровье» проходит с использованием диафрагмально-релаксационного дыхания (дыхания животом, без усилий, свободное как песня). Диафрагмальное дыхание отличается ярко выраженным успокаивающим действием, поэтому тренировка диафрагмального дыхания просто необходима детям с общим недоразвитием речи.

На первом этапе дети осваивали навык диафрагмального дыхания, где они контролировали правильность дыхания своей ладонью (одну руку кладём на живот, другую – на грудь).

Вместе с ребёнком повторяли инструкцию:

- сидим прямо, опираясь на спинку стула;

- на вдохе живот надуваем, как шарик, на выдохе сдуваем;

- вдох делаем через нос, выдох через рот. Вдох лёгкий, короткий. Выдох длинный и плавный.

Ты делаешь короткий, лёгкий вдох через нос, без напряжения и задержки и при этом надуваем живот как шарик. Затем плавно переходишь на равномерный продолжительный выдох через слегка приоткрытый рот, и при этом живот сдувается как шарик. Выдох длиннее вдоха как минимум в два раза. Задержек дыхания быть не должно.

На втором этапе включали тренировочно-игровые сюжеты «Открой картинку»«Покрась забор»«Раскрась картинку».

Вместе с ребёнком повторяли инструкцию:

- дышим в ритме открывания картинок на мониторе: картинка открывается вверх – делаем вдох, картинка открывается вниз или вправо – делаем выдох;

- дышим плавно без задержек на вдохе и выдохе.

Как только полоска (невидимая кисточка, столбик) начинает подниматься вверх – ты делаешь лёгкий, короткий вдох через нос и при этом надуваешь живот как шарик. А как только полоска начинает опускаться вниз (или вправо) ты плавно переходишь на равномерный продолжительный выдох через слегка приоткрытый рот, и при этом живот сдувается как шарик. Выдох длиннее вдоха как минимум в два раза. Задержек дыхания быть не должно.

Занятия за компьютером проводятся 2-3 раза в неделю индивидуально (одно занятие за компьютером 5 минут в день).

Подача изучаемого материала осуществляется с учётом оптимального дыхания детей 5-7 лет – это 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания составляет 5 секунд: вдох – 1,5 секунды, выдох – 3,5 секунды.

Поддерживая такой ритм дыхания, ребёнок самостоятельно приводит организм в физиологическую норму, которая является самым благоприятным фоном для усвоения учебного материала.

На третьем этапе внимание направлено на длительность и чёткость звучания гласных и согласных звуков, где вдох ладонью уже не контролируется. На данном этапе использую следующие игровые приёмы:

«Трубач»

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: пф. Педагог хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

«Жук»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Педагог предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – ж, одновременно опуская руки вниз.

«Комарик»

Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – з; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Топор»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

Приобретённый навык дыхания животом используем во всех моментах учебно-воспитательного процесса: на индивидуальных и групповых занятиях, в играх, свободной деятельности, в случаях психоэмоциональной и физической перегрузки (3-4 раза в день до еды от 5-7 минут).

Игровые приёмы для выработки длительного свободного выдоха проводятся на материале звуков и слогов. Постановка речевого дыхания производится на гласных звуках или звукоподражаниях. Речевой материал от занятия к занятию усложняется: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе.

Тренировка правильного речевого дыхания с детьми ОНР ведётся и со стороны специалистов ДОУ. Системное и эффективное взаимодействие с ними позволяет укрепить здоровье ребёнка.

Эффективность организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей подтверждается динамикой снижения ОРЗ;

- способствует развитию внимания и памяти;

- является оптимальным для формирования навыков правильной речи, что очень важно для детей с ОНР;

- способствует быстрому усвоению учебного материала.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие воспитанников имеет стабильную тенденцию к повышению показателей. Данные результаты обусловлены усовершенствованием содержания и методов коррекционной работы с детьми комбинированной группы.

Система работы по оздоровлению дошкольников с общим недоразвитием речи в нашем дошкольном учреждении действует на протяжении нескольких лет. Я считаю, что комплекс мероприятий профилактической работы, в том числе и использование инновационной технологии «Речевой комплекс БОС» обеспечит у большинства детей:

- значительное улучшение способности к обучению;

- заметное усиление концентрации внимания на занятиях;

- положительную динамику в поведении детей;

- устойчивое повышение адаптации детей к стрессовым ситуациям;

- позитивное отношение детей к здоровому образу жизни.

Сообщение подготовлено по материалам сайта maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию  предлогов у детей с ОНР....

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...