Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике на тему

Савичева Ольга Юрьевна

Коррекционная работа с детьми с ДЦП в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом в условиях детского дошкольного учреждения

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особая категория детей, развитие которых в силу заболевания, отягощено не только двигательными, но и сочетанными нарушениями: интеллектуальными, речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями и, естественно, предполагает комплексное реабилитационное воздействие, направленное на быстрое и максимально полное восстановление физического, психологического и социального статуса ребенка.

Работа педагогического персонала с детьми в условиях детского дошкольного учреждения направлена на компенсирование или частичное компенсирование имеющегося у них неврологического дефицита, на адекватную социальную адаптацию и на улучшение качества жизни в целом.  Для осуществления данной цели педагогами ДОУ применяется  комплексный подход, который включает в себя три направления: медицинское, педагогическое и социальное.

Эффективность комплексной реабилитации зависит от следующих факторов:

  • раннего выявления и раннего начала целенаправленной медицинской, коррекционно-педагогической работы и социальной помощи;
  • своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • содержания и методов коррекционного психолого-педагогического обучения и воспитания;
  • правильных форм комплексного взаимодействия разных специалистов (невропатолога, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя);
  • своевременности, взаимосвязанности, непрерывности и согласованности оказываемых услуг.

Основной целью педагогической работы в детском дошкольном учреждении  является оказание детям психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обучение навыкам самообслуживания и бытовой адаптации, обеспечение максимально полной и ранней социализации.

Наиболее остро проблемы детей с ДЦП проявляются в ограничении самообслуживания и передвижения, в дефиците общения с окружающим миром, в отсутствии психолого-педагогической помощи, в социальной и правовой дискриминации. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы все специальные условия для обеспечения чувства защищенности детей с ДЦП. Таким образом, деятельность педагогов дошкольного учреждения должна быть направлена: на поддержание психологического комфорта в группе, на формирование навыков адаптивного поведения в новых социальных условиях, на развитие возрастных психологических новообразований,  на коррекцию первичных и предупреждение вторичных отклонений ребенка.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Для  этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а так же предупреждение и коррекции их нарушений.

Коррекционно-педагогическая деятельность педагогов детского сада строится с учетом результатов диагностического обследования ребенка с ДЦП каждым специалистом  и в соответствии с  индивидуальными возможностями ребенка, с ориентацией на «зону ближайшего и актуального развития».

Коррекционная работа специалистов представляет собой формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения – зрительного восприятии, пространственных представлений, звуковосприятия, звуковоспроизведения, программирования  и контроля, управления кинетическими и кинестетическим процессами.

Нарушение психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях в дошкольном учреждении необходимо стимулировать игровую деятельность, поскольку для дошкольного возраста она является ведущей.

Логопедическая работа с детьми с ДЦП своей целью имеет терапию дефектов речи, развитие способностей к общению. На основе этого программа коррекции речи включает оценку развития данной функции, развитие способностей к вербальному общению. Кроме классических методов работы с дефектами речи детям с ДЦП следующие виды работы: логоритмику, зондовый массаж, криотерапию.

Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию, диагностику нарушений способностей к обучению. Цель работы психолога с детьми с ДЦП представляет собой определение способности и потребности, помощь  в решении индивидуальных и психологических проблем. Наиболее эффективными способами работы с такими детьми психологи считают  музыкотерапия, игротерапия, артерапия и сказкотерапия.

Таким образом, одним из важных аспектов решения актуальной проблемы обучения и воспитания детей с ДЦП является обеспечение комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Рабочая программа учителя- логопеда с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата и детским церебральным паралич

СодержаниеΙ.  Целевой раздел. 1.Пояснительная записка ………………………………………………………. 31.1.Цели и задачи программы ………………….................................................131.2.Особенности образовательног...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкрет...

Тьюторское сопровождение ребёнка с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательного детского сада

Материалы Х Всероссийской научно- практической конференции "Адаптация детей и молодёжи к современным социально- экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий". Абакан, 27 о...