Логопедический альбом на звук Р
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_na_zvuk_r.docx131.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

для звука Р

Правильная артикуляция звука Р

губы находятся в положении следующего гласного;C:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\р.png

зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать

мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

ВЫРАБОТКА ВИБРАЦИИ КОНЧИКА ЯЗЫКА.

Для вибрации необходимы следующие упражнения:

1. ребенок произносит р роторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.

2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционного уклада звука Р

Накажем непослушный язычок

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

Блинчик

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Качели

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).

Почистим верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Грибок

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Гармошка

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

Дятел – барабанщик

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Постановка звука Р

Постановка звука Р от звука Д.

Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.

Постановка Р от звука З.

Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».

Постановка звука Р на вдохе.

Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.

Постановка с механической помощью.

Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.

Автоматизация звука Р в слогах:

Ра-ра-ра

Ро-ро-ро

Ру-ру-ру

Ры-ры-ры

Ар-ар-ар

Ор-ор-ор

Ур-ур-ур

Ыр-ыр-ыр

дра-дры-дро-дру  
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Автоматизация звука Р в словах:

Травы, трап, трасса, травка, трос гусак, Тетрадь, матрос, метро, патрон, ватрушка Рома, роза, роща, перо, урок

Баран, буран, гараж, парад, жираф

Простор, разгар, размер, разговор

Автоматизация звука Р в словосочетаниях:

морская рыба
российский сыр
дорогой подарок
царский трон
северный ветер

грозная стража

гитарная струна
громадная стройка
просторная квартира
быстрый разговор

Автоматизация звука Р в предложениях, чистоговорках:

Офицер носит мундир.

У мартышки в кормушке помидор.

Мы идём на базар за персиками и арбузами.

Повар кладёт сахар в тесто для торта.

На чердаке воет ветер.

Ра-ра-ра - весь мусор уберём с утра.

Ро-ро-ро - в городе метро.

Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.

Гра-гра-гра - хорошая игра.

Автоматизация звука Р во фразовой речи

Дружит Рома с носорогом.
Носорог тот - недотрога.
Не даёт потрогать рог
Недотрога-носорог.

ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом на звук С

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....

Логопедический альбом на звук Ш

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....

Логопедический альбом на звук Щ

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....

Логопедический альбом на звук Ж

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....

Логопедический альбом на звук З

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З....

Логопедический альбом на звук Ц

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....

Логопедический альбом на звук Ч

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....