Логопедический альбом на звук Ш
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_na_zvuk_sh.docx81.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ

для звука Ш

Правильная артикуляция звука Ш

губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);C:\Users\Alex\Desktop\Логопедические альбомы по звукам\Ш.png

рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;

широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба, но не прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Подготовительный этап коррекционной работы.

Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают с помощью специальных упражнений.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя-пя-пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме чашечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, можно подложить ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижать к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу (см. положение органов речи при произнесении звука Ш). 

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционного уклада звука Ш

Наказать непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Приклей конфетку.

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок.
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2.Нельзя надувать щёки.

3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Постановка звука.

После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: "Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?" (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук).

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: "Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху".

Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т.п.). Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш.

Автоматизация звука Ш в слогах:

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Аш-аш-аш

Ош-ош-ош

Уш-уш-уш

Ыш-ыш-ыш

Автоматизация звука Ш в словах:

шар, шарф, шайба, шапка, шахта

дышать, лошадка, ошибка, машина, кувшин

Ваш, наш, карандаш, шалаш, камыш

Автоматизация звука Ш в словосочетаниях:

душистый шампунь
шелуха шиповника
шумят камыши
тушёный шпинат
пышная плюшка

катушка шёлка
шёлковая штопка
дешёвые книжки
широкополая шляпа
шёлковое кашне

Автоматизация звука Ш в предложениях, чистоговорках:

Наш Мишутка любит шутки.
Готовит Наташа пшённую кашу.
У нашей машины шипы на шинах.
Идёт пешком мышонок с мешком.
Маша и Даша шьют шубу Наташе.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.
Ош-ош-ош - Буратино дали грош.
Уш-уш-уш - в саду много груш.
Ше-ше-ше - шепчет Шура в шалаше.
Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.

Автоматизация звука Ш во фразовой речи

Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.

ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом на звук С

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....

Логопедический альбом на звук Щ

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....

Логопедический альбом на звук Ж

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....

Логопедический альбом на звук З

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З....

Логопедический альбом на звук Ц

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....

Логопедический альбом на звук Ч

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....

Логопедический альбом на звук Л

Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Л....