Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_myshleniya.docx-11.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.

Методика 1 
Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины.

Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца). 
Инструкция
"Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек".


Оценка выполнения 
♦ не может подобрать ни одной пары — 0 баллов; 
♦ правильно подобрал одну пару — 1 балл; 
♦ правильно подобрал две пары — 2 балла; 
♦ правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла. 
Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2
Диагностика развития элементов логического мышления (методика "свободная классификация")

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше. 
Инструкция
"Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом". 
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения 
♦ невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов; 
♦ выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл; 
♦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла; 
♦ выполнение по основной инструкции — 3 балла.

♦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем "зоны ближайшего развития" ребенка;
♦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности; 
♦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В, Синельников, В. Кудрявцев)

Показаны методики "Солнце в комнате", "Складная картинка", "Как спасти зайку", "Дощечка"...

Методика диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность изучения состояния мелкой моторики. Приведены методики для оценки состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...

Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:1) понимание текста – прав...

Методики диагностики мышления( для детей дошкольного возраста)

Методика диагностики направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания у детей дошкольного возраста. Ее использование даёт воз...

Диагностика мышления у детей старшего возраста (5-6 лет)

Методика диагностики направлена на изучение особенностей развитияпознавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и вниманияу детей дошкольного возраста. Ее использование даёт возмо...

Методика диагностики мышления дошкольников

Методика диагностики мышления дошкольниковМышление — это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобраз...

Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления

Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...