Развивая моторику рук - развиваем речь ребёнка
статья по коррекционной педагогике по теме

Головастая Ольга Васильевна

       Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим:  руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развивая моторику  рук - развиваем речь ребёнка

Воспитатель  ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 «Теремок»

 Головастая Ольга Васильевна

       Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим:  руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились.

      Физиолог И.П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». По рукам судили о здоровье человека;  о положении его в обществе; его силе, энергичности, профессии;  о характере, темпераменте. Не случайно, в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Положа руку на сердце», «Золотые руки», «Рукой подать», «Руками развести», «Не подать руки», «Руки опускаются», «Обеими руками «за», «Своя рука-владыка», «Чужими руками жар загребать», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т.д.

      Наши руки очень часто помогают нашей речи. Если посмотреть на разговаривающих людей, мы их не слышим, но догадаться, о чем они говорят, можем по их жестам. Постоянно показываем руками то, что необходимо объяснить. Не случайно, видимо, отсюда возникло и слово «Руководитель», это тот, кто руками нас водит. Даже если посмотреть на памятники: руки всех великих деятелей показывают направление, дают народам ориентиры. Включаем телевизор. Если там разговаривают, вещают ораторы, то увидим, что: «Движения всего тела помогают оратору, но руки говорят сами...». «Не с их ли помощью мы требуем, просим, угрожаем, молим, выражаем отвращение и ужас, вопрос и отрицание? Не они ли передают нашу радость и печаль, сомнения, чувства вины и раскаяния, рисуют меру, количество, время. Не они ли одобряют, просят, обуздывают страсти, осуждают, восторгаются, требуют соучастия и, указывая в ту или иную сторону, на того или иного человека, освобождают нас от необходимости пользоваться наречиями и местоимениями». Эти наши мысли выразил так ясно еще в I веке до нашей эры римский оратор Квинтилиан!

Говорящие руки не только у руководителей и ораторов, говорящие руки - у любого ребенка. Каждый наблюдательный взрослый, имеющий опыт общения с детьми, скажет, что дети до 4-х лет больше изображают, показывают, чем рассказывают, объясняют. Речевых средств у них еще недостаточно, да и артикуляционные органы не успевают за мыслями, чувствами, желаниями, которые надо передать, а руки, тело, уже освоили способы передачи информации. Поразительно, но дети могут руками, телом ответить на все 6 основных вопросов: «Как? Почему? Кто? Что? Где? Когда?». Сообразительные и очень разговорчивые дети руками пользуются ничуть не реже, чем немногословные. Многие ученые полагают, что человечество сначала «разговаривало» жестами, руками и небольшим количеством звуков - команд.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

В современной педагогике по умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга, речи, а также выясняют степень соответствия к возрастным нормам, требованиям и «стандартам». Для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция руки.

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили, что уровень  развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Также учеными доказано, что уровень развития мелкой моторики и координаций движений рук - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому, тренировка движений пальцев рук в дошкольном возрасте является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим повышению работоспособности коры головного мозга, в, частности, развитию логического мышления, внимания, памяти, связной речи. Проблема в том, что в последние годы часто наблюдается задержка в развитии речи у абсолютно здоровых  детей,  не имеющих нарушений слуха или поражений центральной нервной системы. Это происходит вследствие того, что многие взрослые не осведомленные в вопросах педагогики считают, что для развития речи ребенка достаточно с ним общаться. Они не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики. При дальнейшем обучении в школе у таких детей появляются серьезные трудности в  овладении навыками письма. Неподготовленность к письму приводит к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Таким образом, если в дошкольном возрасте взрослые уделяют должное внимание развитию мелкой моторики, то решат сразу две задачи: во-первых, это будет способствовать общему интеллектуальному развитию ребенка; во-вторых, подготовят ребёнка к овладению навыкам письма.

Большое стимулирующее влияние функции руки на деятельность детского мозга, психику детей отмечают В.А. Сухомлинский, И.Кант, М. Монтессори. Известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи и интеллекта.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более сложную и тонкую работу. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, что позволяет отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной областью мозга.

Примерно таков же ход развития речи развития ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

В возрасте  около пяти месяцев, ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета; на шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными, на седьмом  - появляется  артикуляция слогов (да-да-да, ба-ба-ба и т.д.). В восемь -  девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцами на привлекающий его предмет. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произношение первых слов. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности мелких движений пальцев рук выдвигает необходимость стимулирования речевого развития путем тренировки рук с младенческого возраста. При этом приемы могут быть самыми разнообразными. Талантом нашей  народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Для гармоничного развития двигательных функций кистей руки необходима тренировка всех трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, использование изолированных движений каждого из пальцев.

           Развитие мелкой пальцевой моторики является важной  и неотъемлемой частью развития речи ребенка, всестороннего и полноценного развития малыша, формирования начальных ключевых компетентностей дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей....

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков  у дошкольников корректируются не только логопедами, но и могут исправить эти нарушения речи родители детей....

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....

Слайд-презентация к проекту "Развиваем пальчики-стимулируем речь ребёнка"

В слайд-презентации представлены главные аспекты проекта проведённого с детьми первой младшей групп для стимулирования речи ребёнка....

Проект "Развиваем пальчики- стимулируем речь ребёнка"

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.  Для этого был проведён проет для развития мелкой маторики ру...

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Консультация содержит подборку игр на обогащение словаря, развитие связной речи, упражнения на развитие дыхания. Материал может быть полезен родителям детей, имеющих речевые нарушения.http://doospc.do...