Развиваем красивую устную речь ребёнка
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Корнева Елена Александровна

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков  у дошкольников корректируются не только логопедами, но и могут исправить эти нарушения речи родители детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ КРАСИВУЮ УСТНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Начнём мы со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;

- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;

- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» - здравствуйте, пожалуйста, спасибо и др.).

Вначале о звукопроизношении

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков встречаются у дошкольников всё чаще. Иногда они вызваны физиологическими причинами – неправильным строением нёба, либо некоторыми видами паралича, но чаще такие явления объясняются психологическим состоянием вашего ребёнка.

Степень запущенности произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Ну, а нам пока стоит задуматься о том, как мы говорим с ребёнком. И для полного понимания обратимся к такому примеру. Давайте представим на минутку, что мы только что прошли краткий курс английского языка и вдруг встречаем товарища, который говорит на английском с детства. Нам, конечно, сразу же покажется, что наш товарищ очень быстро, ну просто невыносимо быстро, говорит с нами по-английски.  Даже знакомые слова в его речи перестают быть понятными для нас. Так вот, тоже самое происходит в нашем общении с детьми, если мы с ними говорим быстро или нетерпеливо. Только детям ещё труднее – у них вообще ещё нет богатого словарного запаса. В этой связи крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и её содержание.

Что касается произношения, то при постановке звука и во время автоматизации его во фразовой речи ребёнка можно использовать стишки, чистоговорки,  скороговорки и другие тексты на данные звуки алфавита. Упражняться с ними можно в следующем плане:

  1. Расскажи стишок так, чтобы мы услышали звук, например, звук «ш».
  2. Кто быстрее произнесёт скороговорку.
  3. А сейчас расскажи скороговорку быстро – медленно – быстро.
  4. Твоя кукла Алиса хочет, чтобы стишок вначале ты рассказала громко, затем тихо, а потом снова громко.

Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами является обогащение словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и предложения:

  • учить подбирать определения и эпитеты – (какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, охотничьи, служебные и т.п.);
  • узнавать предметы по описанию – (зелёная, кудрявая, белоствольная, что это? – берёза);
  • подбирать действия к предмету – (ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
  • подбирать предметы к действию – (на небе сверкает, землю согревает, что это? – солнце);
  • подбирать действия к объекту – (кто или что плавает? летает? – рыба, самолёт, бабочка, пушинка);
  • подбирать обстоятельства – (трудиться можно как? – хорошо, плохо, быстро, сообща, медленно, «спустя рукава»);
  • подбирать синонимы – (большой, огромный, громадный);
  • подбирать антонимы – (белый-черный, легкий-тяжёлый, сильный-слабый, высокий-низкий, полный-худой);
  • находить пропущенные слова – (пришёл почтальон, он принёс…);
  • распространять и дополнять предложения – (кошка взобралась на дерево; какое дерево? зачем взобралась?);
  • называть составные части целого – (неделя: понедельник, вторник, среда...);
  • составлять предложения по опорным  словам   – (птичка, комната – птичка залетела в комнату; цветок, ваза – цветок стоит в вазе и т.д.);
  • упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж), т.е. воспитывать грамматически правильную речь.
  • взрослый называет животного, а ребёнок его детёныша (курица – цыплёнок, лошадь – жеребёнок). Причём в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространённой ошибкой у малышей;
  • придумывать слова, заканчивающиеся на -ок, -ек, -ёк или, начинающиеся с ва-, за- и др.;
  • игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы, небольшого размера… Что это?);
  • какой в сказке герой? – (лиса – рыжая, хитрая, ловкая; колобок – круглый, любопытный; волк – серый, глупый, недогадливый);
  • про что можно сказать? -  холодный - …, холодная - …, холодное - …;
  • как можно назвать одним словом:  людей, лечащих больных? взрослых, перевозящих груз? детей, идущих в школу?
  • придумывать однокоренные слова – (лес – лесок, лесной, лесничий…);
  • игра «Скажи одним словом» - (у лисы длинный хвост – длиннохвостая, у жирафа длинные ноги – длинноногий, у зайца длинные уши – длинноухий);
  • придумывать необычные предложения из 2 слов: «Лиса чирикает», «Ворона мяукает» и т.п.;
  • познакомить детей с многозначными словами – (у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки. Аналогично рассматриваются значения слов коса, ручка, ключ и т.п.);
  • познакомить со словами, которые ничего не значит:

шапка – это шапка, оделся и пошёл,

тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол,

а я придумал слово, смешное слово – плим,

и ничего оно не значит – плим, плим, плим.

Таким образом, постепенно мы пытаемся развивать монологическую речь, т.е. учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространёнными предложениями и короткими текстами. Здесь уместно будет знакомство детей с  богатством русского языка и литературы: метафорами, сравнениями, эпитетами, гиперболами, олицетворениями и другими языковыми средствами. Тогда ребёнок в речевой практике будет «с помощью родного языка творить чудеса» (К. Паустовский).

В решении данной задачи нам помогут разнообразные формы фольклора: потешки, загадки, кричалки, считалки, дразнилки, перепутаницы и др. средства устного народного творчества. Важно только, в зависимости от текста, продумать вопросы речевого поискового характера. В этих обстоятельствах весьма активно развивается творческая речь, мышление и воображение детей. Посмотрите:

  1. Предложить ребёнку придумать созвучные слова (картошка – ножка, ноготок – локоток…);
  2. Научите детей повторять стишки с разными эмоциональными состояниями: реально, весело, страшно, удивленно, грустно и т.п.;
  3. Нарисуйте или вылепите вместе из пластилина (глины, слоёного теста) героя литературного произведения таким, каким видит его мама.
  4. В перепутаницах поставить всё на свои места, что получилось?
  5. При чтении художественных произведений, спросить у ребёнка какие чувства оно у него вызвало?
  6. Обратите внимание на рифмы в стихотворениях.
  7. Восстановите слова, которые рифмуются между собой. Кто больше придумает? (…жок, …шка, …еть);
  8. Учите детей составлять рассказы по картинкам, используя жесты и мимику.
  9. Учим отвечать и задавать вопрос «почему?» - (Почему Снегурочку так назвали?);
  10. Сравни и объясни: чем отличаются и чем похожи? (огурцы и помидор, апельсин и мандарин) – детям легче найти отличия, чем сходства;
  11. Учите рассказывать о себе (автобиографию).
  12. Учите мечтать «А если бы я был…, А если бы я оказался…
  13. Учите детей придумывать окончание рассказа, сказки, например, придумай счастливый конец в сказке «Колобок»;
  14.  Придумайте другое название произведению.
  15.  Попробуйте по опорным словам придумать чуть-чуть новую или совсем новую сказку: Дед, Бабка, Курочка Ряба, яичко, мышка; ввести в старую сказку новых героев, например, появляются лиса, кот.

Как вы видите, мы от отдельных фраз и слов перешли к более распространённым ответам детей. Задания для воспитания связной, монологической речи должны быть разнообразные, задаются детям в ненавязчивой форме, лучше к ситуации:

- вместе пересказать сказку;

- рассказать только эпизод, который очень понравился;

- описать игрушки, членов семьи, друзей, любимых животных и т.п. можно по плану, по образцу, по частям, по очереди;

- и др. приёмы.

Вполне понятно, что наиболее подходящим, интересным материалом для упражнений в речи являются сказки. Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Они хороши не только для развития мышления и воображения, но и формирования устной речи, т.к. эти процессы взаимосвязаны.

В связи с этим нам думается, что предлагаемые приёмы помогут детям развить красивую связную речь. И поэтому мы ещё раз напоминаем: «Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»

 

Литература

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996
  2. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио, Ростов н/Д: Феникс, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Не все родители знают как помочь ребенку правильно и грамотно разговаривать. Этот материал поможет им в решении проблемы....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Уважаемые педагоги! Консультация содержит игровой материал для родителей по звуковой культуре речи, грамматике, по формированию связной речи, упражнения для развития артикуляционного аппарата. Игры ис...

Статья на тему :"Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка."

Речь детей с ФФН характеризуется произношением звуков: пропусками, искажениями, замеными....

развиваем красивую устную речь ребенка

консультация для родителей...

"Развиваем красивую устную речь"

Консультация для родителей о том, с помощью каких упражнений можно развить у дошкольника красивую устную речь....

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Консультация содержит подборку игр на обогащение словаря, развитие связной речи, упражнения на развитие дыхания. Материал может быть полезен родителям детей, имеющих речевые нарушения.http://doospc.do...