Родительское собрание "Развиваем красивую устную речь"
консультация
Работа по развитию красивой устной речи дошкольников в рамках
ФОП ДО предполагает тесное сотрудничество с родителями. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению, зависят успехи малыша в усвоении языка.
Задачи работы по речевому развитию дошкольников согласно ФОП ДО:
-формирование словаря, развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи и другие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетного дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек»
Тема: «Развиваем красивую устную речь»
Форма проведения - практикум с применением игротренинга
Разработала: Заварыкина Альбина Алексеевна
учитель логопед МБДОУ детский сад «Огонек
2025
Работа по развитию красивой устной речи дошкольников в рамках
ФОП ДО предполагает тесное сотрудничество с родителями. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению, зависят успехи малыша в усвоении языка.
Задачи работы по речевому развитию дошкольников согласно ФОП ДО:
-формирование словаря, развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи и другие.
Цель: - создание условий для речевого развития дошкольников в семье; - повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка;
- познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста, познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Формы проведения: практикум с применением игротренинга.
Участники: учитель-логопед, родители. Оборудование для проведения мероприятия: запись музыки «Для глаз и души», мяч.
Подготовительная работа: разработка памяток для родителей.
План проведения.
1.Вступительная часть.
2. Игротренинг «Развиваем красивую устную речь ребенка».
3. Заключительная часть.
Вступление:
Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
- Что значит развивать речь ребенка? Ответ на это вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом – то и вся сложность.
Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи очень трудно, и потому, что человеческая речь – явление сложное. Мы считаем, что ребенок плохо говорит, когда у него плохая дикция или, когда он не может ответить на простой вопрос, когда мало разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы. Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать: ребенок порой плохо произносит (или не произносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого, очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом легко и охотно беседует с близкими. Поэтому, говорить о развитии речи (или о недоразвитии) вообще не возможно. Но очень важно понять, какая сторона речи отстает, поняв суть, предпринять соответствующие меры. И здесь без специальной работы, направленной на развитие речи, не может быть развития ребенка. Ведь речь – средство уникальное, незаменимое. О способах развития речи и речевой коммуникации мы сегодня и поговорим с Вами.
- Итак, давайте вместе уточним – разницу между речью и пониманием речи. (Высказывания родителей).
Развивать способность к пониманию речи окружающих так же важно, как учить говорить. Малыши с минимальным запасом слов или очень застенчивые дети, которые не могут заговорить, своим поведением все же показывают, что они понимают информацию или наставления. Проверяя речь детей, можно рассматривать понимание речи обособленно от способности пользоваться словами. Такое понимание называется иногда рецептивной речью.
Слова, которые дети произносят сами, составляют их язык или - экспрессивная речь.
Чистота детской речи – то, как они выговаривают, - называется артикуляцией.
ПРОБЛЕМА: ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно.
Приобщается ребенок и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, но и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.
Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложения.
Все это необходимо детям для успешного в дальнейшем обучения в школе. Но, на каком уровне он это усвоит – в значительной степени зависит от нас с вами.
Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется?
Во – первых, растет число дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, и т.д.
Во – вторых. Речь малышей нередко бывает однообразной. К примеру, типично отмечено, что они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия.
В – третьих, слабо развита связная речь, монологическая, т.е. умение логично без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что, речь у дошкольника формируется по подражанию.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Начну я со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частичных задач:
- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;
- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
- владеть культурой общения - (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» - «здравствуйте! пожалуйста!» и т д.)
Вначале о причинах трудностей в развитии речи.
Существует много причин создающих проблемы в развитии речи. И не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию.
В отдельных случаях проблема легко определяется как физическая – это неправильное строение неба очень влияет на речь, несовершенство артикуляционного аппарата – мышцы языка, челюсти и губы, а так же голосовые связки еще слабы. У детей слабый укороченный выдох, они не умеют говорить шепотом и регулировать силу и высоту голоса. Ведь необходимо помнить и то, что мышление, воображение, внимание, память развиваются параллельно с развитием речи
Однако не все физически недостатки мешают речи.
Вызвать языковые трудности может Эмоциональная жизнь ребенка. Сюда входят собственные чувства малыша, то, как он относится к своему окружению, реакция на события в его жизни, а также поведение взрослых и других детей.
Влияние эмоциональных факторов весьма различны, поскольку дети по - разному реагируют в, казалось бы, одинаковых ситуациях.
Если взрослый очень мало говорит с ребенком, то этот ребенок может недобрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому.
Ребенку не будет хватать услышанных слов. Более старший и владеющий речью ребенок может оказаться заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь состоит из запрещенной, вроде «нельзя» или «замолчи».
Степень запущенности произношения звуков заключает в детском саду логопед к пяти годам. Ну, а пока стоит задуматься о том, как мы говорим со своими детьми.
Переходим к следующему этапу нашего родительского ринга. Он нам поможет познакомиться с некоторыми событиями в развитии речи дошкольников до пяти лет.
Итак: я не ставлю цель длинное описание стадий развития речи, я надеюсь, что Вы осведомлены уже достаточно в данной области, я предложу в конце нашей беседы книги, в которых вы найдете подробную информацию. Мне, скорее, хотелось указать на главные события, что поможет нам при обсуждении общих проблем, которые могут возникнуть в дальнейшей работе.
Трехлетние дети обычно общаются посредством речи, отличающейся разнообразием громкости и тона, - это придает ей выразительность, близкую взрослой речи. У них уже солидный запас - более двухсот слов. Их речь в целом понятна. Трехлетние должны уметь вести простую беседу, хотя у них есть еще, по сравнению со взрослым, ошибки в грамматике и произношении некоторых звуков. Речь детей пока еще прерывиста. В основном они говорят в настоящем времени, ибо их понимание прошлого и будущего пока ограничено.
Понимание речи явно расширяется. Ребенок может, выполнит несложную двойную просьбу – запоминая первую часть, пока слушает вторую. При поддержке взрослых развивается более абстрактное понимание. Ребенок уже не только узнает предмет, название предмета, но их функции («Из чего мы пьем?»), или простому сравнению в разных сочетаниях (поставить что – то «в», «на», «под»), а может уже ближе к 4 –ем годам, словами описать знакомый предмет, который в данный момент не находится в поле его зрения («Что такое яблоко?).
Трехлетние по – разному осваивают абстрактные понятия, требующие подумать, посмотреть и подобрать слова.
Они могут сосчитать до десяти, не понимая значения чисел более двух ил трех, поскольку весь ряд заучен вроде стишка. Могут понимать цвета и осознанно использовать на практике цветные метки, однако, если одни дети уверенно определяют цвета, другие все еще затрудняются в этом.
К трем годам ребенок овладевает речью настолько, что свободно может рассказать о прошедшем дне, об увиденном, и отвечать на вопросы. Но, ему еще трудно держать в голове и помнить всю последовательность событий. Ребенок может отгадывать простейшие загадки, если в тексте или рисунке дается отгадка, может закончить знакомый стих и добавить по смыслу что - нибудь свое к прослушанной сказке. За год ребенок добивается значительных успехов, хотя произношение многих слов еще не так отчетливо и не совсем правильно.
Вашему вниманию я предлагаю перейти к практическому подходу к проблемам речи в развитии ребенка.
С ребенком интересно и полезно играть в игры.
Упражнять детей можно в следующем плане: - полезно играть в те игры, где необходимо проговаривать что-то шепотом или дуть. Можно пускать мыльные пузыри, дуть на перышко, чтобы оно как можно дольше летало по воздуху, дуть на одуванчик, на воду, на шарик, который плавает в воде.
Можно сделать из спичечной коробки кораблик и приделать к нему парус (спичку с кусочком бумаги), на который надо дуть, изображая ветер. К той же категории игр относится изображение звуков различных птиц и животных
В это время дети знают небольшие стишки, которые полезно рассказывать с различной интонацией, меняя тембр голоса, его высоту: прошептать, пропеть, тихо – тихо по секрету рассказать всем на ушко. А как детям нравится «зашифровывать» А стихи! Попробуйте нарисовать схему маленького четверостишья и ребенок с удовольствием его запомнит.
(практическая часть игры с родителями на шифрование стихотворения).
Хорошо вести диалоги, в которых используются способности ребенка память, мышление, воображение, внимание
Такие диалоги расширяют кругозор ребенка и пополняют словарный запас.
Диалоги можно начинать с вопроса «Что это?», показывая какой - нибудь предмет или игрушку, допустим плюшевого мишку. Дальше вы спрашиваете:
«Какого цвета глаза у мишки?»
«Какой мишка? (мягкий, твердый, круглый, большой, маленький, тяжелый, легкий, коричневый, плюшевый).
Словарный запас ребенка пополняется при чтении КНИЖЕК! Рассказывании СКАЗОК! С иллюстрациями, по которым можно задавать многочисленные вопросы: «Кто это?», «Что делают?», «Куда идут?», «Что будут делать?», «Какого цвета?», «Какой величины?»
Что же касается произношения, то упражнять детей можно в следующем плане:
- Расскажи стишок так, чтобы мы с (папой, бабушкой), услышали звук «ж»
- «Кто быстрее произнесет скороговорку я или ты?».
- «Ой! Твоя кукла Алиса хочет, чтобы ты стишок рассказала вначале громко, затем тихо, а потом снова громко».
Следующая очень важная задача – это задача обогащение словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. набор слов, которыми мы апеллируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью я предлагаю Вам использовать следующие игры и упражнения:
1. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, санитарные, служебные, охотничьи и др.)
1. Зеленая, кудрявая, белоствольная – Что это?» - (береза).
2. Подбирать предметы к действию: (на небе сверкает, землю согревает - Что это?») – (солнце).
3. Подбирать обстоятельства – (трудиться можно как?- хорошо, быстро).
4. Подбирать синонимы (большой, огромный, громадный).
5. Находить пропущенные слова (Пришел почтальон, он принес…).
6. Называть составные части целого (дерево – ствол, ветки).
7. Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день – ночь, печаль – радость).
8. Упражнять детей в правильном склонении существительных, т.е. воспитывать грамматически правильную речь. Вы называете животного, а ребенок его детенышей:
–курица – цыплята, лошадь жеребенок.
9. Сделать длинными, ласковыми имена своих близких.
10. Какая в сказке лисичка? (рыжая, ловкая…)
11. Про что можно сказать: холодный, холодная, холодное…
12. «Назови слова» - у лисы – длинный хвост – как одним словом сказать? (длиннохвостая).
13. Есть простейшая игра, которая великолепно развивает у ребенка память и внимание. Эту игру можно усложнять до бесконечности, (в зависимости от способностей ребенка и взрослого). Для нее нужна только скатерть и несколько игрушек (кубик, погремушка, машинка, кукла, книжка).
В дальнейшем количество игрушек можно увеличить. Ребенок берет каждую игрушку, называет ее и кладет на стол. Затем взрослый накрывает игрушку скатертью и просит на ощупь определить, какая игрушка лежит под скатертью. После этого ребенок вынимает игрушку и убеждается в правильном ответе.
И так, пока не будут названы все предметы.
Еще одна разновидность этой игры – на развитее памяти.
Вы выкладываете на стол 3-4 игрушки, ребенок смотрит на них, трогает, затем вы накрываете игрушки скатертью и просите его назвать игрушки, которые остались под скатертью. После того, как ребенок справляется с заданием, вы усложняете его, увеличивая количество игрушек и меняя их состав.
Можно задавать дополнительные вопросы, например, назвать цвет игрушки и другие отличительные признаки. Эту же игру можно провести по - другому. Спрятать под скатертью две – три игрушки, предварительно попросив ребенка посмотреть на них и запомнить. Затем, убрать одну из них (незаметно).
Снять скатерть, показать ребенку игрушки и снова их накрыть. Ребенок должен ответить на вопрос, «какие игрушки остались под скатертью. Если он затрудняется, разрешите ему определить предметы на ощупь или поднимите скатерть еще раз…
Диалог с родителями (разные вопросы)
Учитель-логопед: Таким образом, благодаря нашей совместной работе нам удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, сформировать в дальнейшем положительную мотивацию к учебной деятельности. Хочется пожелать Вам, дорогие родители, чтобы речь Вашего ребёнка была полной, красивой и связной. Желаю Вам терпения и удачи!
4. Выставка методической литературы, игр.
(В конце собрания родителям раздаются «памятки»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"
Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"
Не все родители знают как помочь ребенку правильно и грамотно разговаривать. Этот материал поможет им в решении проблемы....

Родительское собрание: "Ошибки устной речи у детей 4 - 5 лет".
Родительское собрание«Ошибки в устной речи у детей 4 -5 лет»Чем и как занять ребенка дома или игры для детского ума.Ход мероприятия-Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в...

Развиваем красивую устную речь ребёнка
Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков у дошкольников корректируются не только логопедами, но и могут исправить эти нарушения речи родители детей....

"Развиваем красивую устную речь"
Консультация для родителей о том, с помощью каких упражнений можно развить у дошкольника красивую устную речь....

Развиваем красивую устную речь ребёнка
Консультация содержит подборку игр на обогащение словаря, развитие связной речи, упражнения на развитие дыхания. Материал может быть полезен родителям детей, имеющих речевые нарушения.http://doospc.do...



