развиваем красивую устную речь ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Ловчикова Татьяна Ивановна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_krasivuyu_ustnuyu_rech.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 37 «Дружная семейка».

 

Консультация для родителей

«Развиваем красивую устную речь ребенка»

Воспитатель: Прутских Татьяна Ивановна.

Проблема: Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе. Но на каком уровне он это усвоит – в значительной степени зависит от взрослых (родителей, педагогов). Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется?

Во-первых, растет число старших дошкольников (свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д.

Во-вторых, речь малышей нередко бывает однообразной. К примеру, типично отмечено, что они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия.

В-третьих, слабо развита связная, монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или простейшей сказки. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Решение проблемы: Начнем мы со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач:

- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи; 

- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;

- владеть культурой общения (смотреть в глаза говорящему, не прерывать других, использовать в речи «волшебные слова» - здравствуйте, пожалуйста, спасибо и т. п.).

Вначале о звукопроизношении. Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков встречаются у дошкольников, как уже отмечали, все чаще. Иногда они вызваны физиологическими причинами, но чаще такие явления объясняются психологическим состоянием вашего ребенка. Степень запущенности произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Ну, а нам пока стоит задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. И для более глубокого понимания обратимся к такому примеру. Давайте представим на минутку, что мы только что прошли краткий курс английского языка и вдруг встречаем товарища, который говорит на английском с детства. Нам, конечно, сразу же покажется, что товарищ очень быстро, говорит с нами по- английски. Даже знакомые слова в его речи перестают быть понятными для нас. То же происходит в нашем общении с детьми, если мы сними говорим быстро и нетерпеливо. Только нашим детям еще труднее – у них вообще еще нет богатого словарного запаса. В этой связи крайне важно наладить не только характер вашей речи, но и ее содержание.

Что же касается произношения, то в Приложении вы найдете стишки, скороговорки и другой словесный материал. Упражняться можно в следующем плане:

  1. Расскажи стишок так, чтобы я услышала звук «ж»;
  2. Кто быстрее произнесет скороговорку;
  3. А сейчас расскажи скороговорку быстро – медленно – быстро;
  4. Твоя любимая игрушка хочет, чтобы стишок ты рассказал вначале громко, затем тихо, а потом снова громко.

Следующей очень важной задачей, стоящей перед нами, является задача   обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. С этой целью мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения:

  1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, санитарные, служебные…);
  2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это?- Береза);
  3. Подбирать действия к предмету – (Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
  4. Подбирать обстоятельства – (Трудиться можно как?- хорошо, спустя рукава, быстро);
  5. Подбирать синонимы – (Большой, огромный, громадный);
  6. Находить пропущенные слова – (Пришел почтальон, он принес…);
  7. Называть составные части целого – (Дерево – ствол, ветки, почки…);
  8. Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день-ночь, грусть-радость);
  9. Длинные – короткие слова;
  10. Подбирать слова: шить… платье, штопать…,  завязывать…;
  11. Игра «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы);
  12. Про что можно сказать: холодный…, холодная…, холодное…;  
  13. Придумать от слова «лес» много новых, но похожих слов;  
  14. Придумывать необычные предложения из 2 слов «Лиса чирикает», «Ворона мяукает»…;
  15. Познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у елки иголки, швейная иголка…, рассмотреть слова коса, ручка.

Постепенно мы, пытаемся учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространенными предложениями и короткими текстами.

Я. Корчак  писал, что родной язык не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа. В решении данной основополагающей задачи вам помогут разнообразные формы малого фольклора: потешки, загадки, кричалки, обрядовый фольклор, считалки, перепутанницы и т.д.

Задания для воспитания связной, монологической речи разнообразятся и задаются детям в ненавязчивой форме, лучше к ситуации:

- вместе пересказать сказку;

- рассказать только эпизод, который очень понравился;

- описать вашу квартиру, игрушки, членов семьи, друзей и любимых животных.

Используйте проблемные вопросы, стишки.

Скороговорки, чистоговорки.

Купила бабуся, бусы Марусе.

Алеша Ульяне сигнал подает,

Ульяна услышит – Алешу найдет.

Мо-мо-мо – едим эскимо,

Му-му-му – молоко кому?

Ло-ло-ло –на улице тепло.

Оль-оль-оль –мы купили соль.

Материал взят из книги: Л. Б. Фесюкова «От трех до семи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребёнка"содержит речевые игры и упражнения и памятку для родителей....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Не все родители знают как помочь ребенку правильно и грамотно разговаривать. Этот материал поможет им в решении проблемы....

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Уважаемые педагоги! Консультация содержит игровой материал для родителей по звуковой культуре речи, грамматике, по формированию связной речи, упражнения для развития артикуляционного аппарата. Игры ис...

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Запоздалая речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков  у дошкольников корректируются не только логопедами, но и могут исправить эти нарушения речи родители детей....

"Развиваем красивую устную речь"

Консультация для родителей о том, с помощью каких упражнений можно развить у дошкольника красивую устную речь....

Консультация для родителей Развиваем устную речь ребенка

     Я.Корчак писал, что родной язык не должен быть просто сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа....

Развиваем красивую устную речь ребёнка

Консультация содержит подборку игр на обогащение словаря, развитие связной речи, упражнения на развитие дыхания. Материал может быть полезен родителям детей, имеющих речевые нарушения.http://doospc.do...