Игры направленные на формирование общения со взрослым и сверстниками детей с ЗПР дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наумова Родика Радионовна

 

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни,  функционирует и  формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, поэтому важно правильно организовывать работу по формированию навыков общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Работа по развитию навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью  должна строиться  на доброжелательном и положительном отношении взрослого.

В ходе коррекционной работы  для развития навыков общения необходимо расширять возможности ребенка в использовании разных  видов детской деятельности (лепка, рисование, конструирование, труд, аппликация и др.), важно включать ребенка в разные виды игровой деятельности (подвижные игры, сюжетно-ролевые, пальчиковые, дидактические  и др. игры), очень важным является также чтение художественной литературы.

Привлечение родителей к активному участию в коррекционной работе, также играет немаловажную роль. Ведь работа должна проходить не только в образовательном учреждении, но и дома. От  общения в семье во многом зависит развитие коммуникативных навыков ребенка.  Совместное   посещение  музея,  зоопарка, театра и др. расширяет у детей представление об окружающем мире. Именно родители вводят ребенка в социальный мир, поэтому их умение правильно построить взаимоотношение с окружающими играет большую роль в дальнейшем развитии ребенка. Родителям необходимо уделять больше внимания детям, проводить совместный досуг, чаще хвалить ребенка, формировать у ребенка уверенность в себе, стимулировать к общению со сверстниками и взрослыми.

Коррекционная работа по развитию навыков общения  должна быть систематической и целенаправленной. В ходе работы необходимо развивать активность в общении со сверстниками и взрослым, инициативность, избирательность, развивать речь, учить правильно применять усвоенные навыки.

Правильно построенная коррекционная работа приводит, к положительным результатам - возрастает активность ребенка во взаимодействии с окружающими, дети учатся адекватно выражать свои желания и чувства.

Особое значение при  организации занятий и игр по развитию навыков общения имеют следующие приемы (Шипицына 2004: 76):

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;

-   смена видов деятельности в режимных моментах;

-   положительный и эмоциональный фон.

Общение необходимо развивать на всех этапах развития ребенка. Важная роль в развитии навыков общения отводится воспитателям и дефектологам. На всех занятиях необходимо стимулировать, поощрять и поддерживать  речевую  активность детей, развивать интерес к предметному миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры направленные на формирование общения со взрослым и  сверстниками детей  с ЗПР дошкольного возраста

Игры, направленные на формирование контактности и избирательности в общении

  1. Дидактическая игра  «Возьми шарик»

Цель игры: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шарика.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

  1. Дидактическая игра:  «Зайка».

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу.    Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит».

Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь   поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

При формировании избирательности в общении у детей можно рекомендовать следующую игру:

  1.   «Найди свою пару» (С кем играть?)

           Цель: продолжать учить обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

  1. Дидактическая игра «Небоскреб».

Цель:  развитие умения договариваться, работать в команде.

Оборудование: складной метр, кубики разного размера, по 3-4 на каждого ребенка.

Ход игры: дети садятся в круг, в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, что бы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

 Примечания: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя, он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно  более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый  может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что играя сообща можно сделать более устойчивую и высокую башню.

  1.  Игра «Совместный рисунок»

Цель: развитие чувства близости между детьми.

Оборудование: листы бумаги.

Педагог предлагает каждому ребенку выполнить отпечаток своей ладони на листе бумаги, а другому ребенку предлагает  дорисовать его, придумав название рисунку.

        

Игры, направленные на  развитие средств общения

  1. Дидактическая игра «Помоги»

Цель: учить использовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. 1-й вариант (проводится парами). Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать – подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садится за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.

  1. Дидактическая игра «Чего не хватает»

Цель: продолжать учить обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.

Ход игры: дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д.  Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.

  1. Подвижная игра «Солнышко»

Цель: Формировать речевое общение, учить договаривать о совместных действиях, изображать действия.

Оборудование: обручи, бубен.

Ход игры:         и        грающие образуют круг. В центре круга - «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.

Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки.

Дети идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим.

Мы колечки соберем,

 Золоченые возьмем.

Дети, стоящие рядом с обручами, берут их и образуют четыре маленьких круга.

 Покатаем, поиграем,

 И тебе назад вернем.

Играющие выстраиваются в общий круг, обручи кладут на пол. По сигналу ведущего (удар в бубен), дети разбегаются. По последнему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.

  1. Подвижная игра  «Что мы делали- не скажем…»

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

  1. Дидактическая игра: «Найди свою пару»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого по характеру мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с изображением различных эмоциональных состояний (на каждое состояние – по две карточки).

Каждому ребенку выдается по одной карточке. Задача детей- найти свою пару. При этом можно пользоваться только невербальными средствами общения.

  1. Дидактическая игра «Шоферы и строители»

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).

Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).

Ход игры (проводится с подгруппой из 4–6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шофер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда постройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.

В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны постройки.

При повторном проведении игры дети меняются ролями.

Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.

Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».

Игры, направленные на   формирование инициативности в общении со взрослыми сверстниками

  1.  Рисование на тему «Мой лучший друг»

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сотрудничества, проявления внимания друг к другу.

Ход занятия: Педагог читает детям стихотворение.

Жить на свете очень туго

 Без подруги

Или друга.

 Без тебя и твой щенок

 Нестерпимо одинок.

Педагог показывает рисунки с изображением друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать, как его зовут. В конце занятия дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях.

  1. Рисование на тему « Грустное и веселое солнышко»

       Цель: знакомить ребенка с окружающим миром. Учить правильно, выражать свои чувства (грусть, радость). Учить умению рассказать о своих эмоциональных состояниях.

Ход занятия: педагог предлагает детям нарисовать каким они представляют себе солнышко.  Педагог рисует элемент и предлагает ребенку дорисовать его до получения образа, уточняя: «Что это?» или «Кто это?».

Педагог: Какое у тебя сейчас настроение – веселое или грустное?

В зависимости от ответа ребенка, педагог помогает ребенку дорисовать солнышко. Если ребенок не может ответить, нужно помочь ему наводящими вопросами: «Что ты делаешь, когда радуешься?»( улыбается).

  1. Игра «Переманивание»

Цель: разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений.

Ход игры: Половина детей сидит на стульях лицом в круг, другая половина стоит сзади за стульями. На одном стуле никто не сидит. Задача того, кто стоит за этим стулом переманить на свой стул кого-то из детей так, чтобы этого не заметил стоящий за его спиной. В свою очередь, тот, кто стоит за спиной ребенка, должен его не пустить (вовремя поймать).

Игры, направленные на формирование положительной реакции ребенка в процессе занятий

  1. Игра  «Ладушки».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.

  1. Игра «Иди ко мне».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

  1. Игра «Возьми, положи, брось».

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» – и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому – вкладывая мяч в руки.

Игры, направленные на преодоление безразличного отношения сверстников у  ребенка в группе

  1. Игра « Послушный мячик».

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Передавать мяч по воздуху нельзя. Тот,  кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

 

  1. Подвижная  игра «Нам не тесно».

Цель: учить детей как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

Ход игры: игра проводиться во время прогулки. Педагог чертит на земле линию и говорит:

- Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.

Педагог отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле черту, параллельную первой. Затем он помогает детям построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия.

 Ножки, ножки

Бежали по дорожке

         Бежали лесочком, (дети бегут по направлению ко второй линии).

         Прыгали по кочкам:

        Прыг- сок, прыг-скок,

        Прибежали на лужок,

 Потеряли сапожок.(дети прыгают на двух ногах приближаясь к педагогу. С последним словом останавливаются, приседают на корточки, и приседают то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок).

- Нашли сапожок!- говорит педагог, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

 Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно. Это имеет двойной смысл. Во-первых, двигаясь вместе (шеренгой) в ограниченном пространстве и  в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей между собой и со взрослым.

 В ходе игры необходимо помогать  детям соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей с задержкой психического развития затруднительно.

  1. Игра- рисование : «Создание портретов»

Цель: сплочении группы. Учить детей высказывать свои пожелания относительно друг друга.

 Ход игры: дети решают, чей портрет будут рисовать. Один ребенок садиться в  центре  круга на стульчик. Педагог задает детям направляющие вопросы. Например:

-Какого цвета у Лены волосы?

-Во что она одета?  

В ходе занятия ребенок перечисляет предметы одежды, (педагог помогает правильно называть предметы одежды, помогает правильно составить портрет).

На одном занятии рисуют один портрет, постепенно создается портретная галерея. В процессе работы  дети с радостью позволяют себя рассматривать, «изучать» себя. Для некоторых расторможенных детей просидеть на стуле несколько минут, не так- то просто, но интересно (упражнение на управление своим эмоциональным состоянием).

В заключении дети « проводят экскурсии» по созданной  ими галерее: находят свои портреты и портреты сверстников, показывают родителям.

  1. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у зайки»

Цель: учить эмоционально, выражать чувство радости и веселое настроение от общения с окружающими людьми.

Ход игры: педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У Зайки, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

 Педагог предлагает детям приготовить для Зайки подарки. Зайка любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и пр. все подарки дети складывают в корзинку.

Педагог предлагает ребятам посмотреть со стороны, как Зайка готовится к приему гостей. Он берет в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Все сумею, все успею, Все сумею сделать.

Прежде чем на стол поставить

 Чашки и конфетки, Хорошо бы постелить

Чистые салфетки. Чашки, ложки ставлю в ряд,

 Чай готовлю для ребят.

 Чтобы понял каждый гость: Очень ему рады,

Я поставлю здесь цветы - Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает детей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают ему подарки с поздравлением:

День рожденья - день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И, конечно, любят гости

В этот день поздравить всех.

 Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления. Затем приглашает их за стол и угощает чаем с пирогом и конфетами. После угощения Зайка предлагает гостям поиграть.

 В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить за угощение Зайку и  попрощаться с ним.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»

Нам взрослым  нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, ...

Игры, направленные на формирование лексико -грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр для формиования лекско -  грамматического строя речи у детей старшего возраста...

5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

        1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных  математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. №1 «Правильный счет»Цель: помочь усвоению поряд...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на формирование элементарныхматематических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию количественных представлений&la...