Игры, направленные на формирование лексико -грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Якунина Анна Алексеевна

Картотека игр для формиования лекско -  грамматического строя речи у детей старшего возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, направленные на  формирование

лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста

учитель – логопед

Якунина А.А.

2018

Игры, направленные на  формирование лексико-грамматических категорий

Игра «1-2-5»

Цель игры:  Согласование числительных ОДИН, ДВА, ПЯТЬ с существительными.

Ход игры: Сосчитай:  домашних животных, (домашних птиц, игрушки, одежду)

ОДНА лошадь, ДВЕ лошади, ПЯТЬ лошадей.

ОДИН петух, ДВА петуха, ПЯТЬ петухов.

ОДНА кофта, ДВЕ кофты, ПЯТЬ кофт.

ОДИН мяч, ДВА мяча, ПЯТЬ мячей.

Игра «Две, пять»

Цель игры: Согласование числительных ОДИН, ПЯТЬ с существительными.

Ход игры: Скажи верно:

Было ДВЕ лошади – стало ПЯТЬ… (лошадей)

Было ДВЕ куртки – стало ПЯТЬ… (курток)

Было ДВА гуся – стало ПЯТЬ… (гусей)   

Игра «Жадина»

Цель игры:  Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Ход игры: Логопед читает стихотворение «ЖАДИНА»:

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

-МОЙ медведь, МОЯ машина,

Мячик МОЙ, МОЙ Буратино!

Никому я их не дам!

- Ну сиди, играй в них сам!

 Затем уточняется, про какие игрушки Жадина говорил МОЙ, а про какие МОЯ!

(придумываем свои варианты)

Игра «Незнайка»

Цель игры: Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Ход игры: В гости к детям приходит Незнайка и говорит:

- Этот мяч теперь МОЯ,           

 И хозяин тоже я!  

Ребенок находит ошибку  и произносит правильное словосочетание.

Игра «Мой, моя»

Цель игры: Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Ход игры: Логопед просит детей повторять за ним движения, произнося такие стихи:

МОЙ мячик весело скачет,

МОЯ машина едет на вершину,

МОЙ мишка совсем малышка,

МОЯ кошка поспит немножко.

Затем логопед задает вопросы детям.

Игра «Мои-наши»

Цель игры: Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Ход игры: Дети вспоминают, как говорит жадина:

«Это МОИ игрушки, не трогайте! Это МОЙ аквариум, не подходите! Это МОЯ канарейка, я её буду кормить!»

 Логопед предлагает исправить ошибки  Жадины и заменить всё, о чём  он говорил «МОЁ» на ОБЩЕЕ. Дети исправляют словосочетания, заменяя местоимение  и правильно согласовывая его с существительным. 

«ИГРА С МЯЧОМ»

Цель игры:  Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку исправить неточности в согласовании слов и  бросает мяч:

НАШ курица, НАША петух, НАШ куртка, НАША шарф;

Игра «НАЙДИ СВОЮ ОДЕЖДУ»

Цель игры: Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.

Ход игры: У логопеда на столе различные предметы детской одежды: шарф, шапка, куртка и т. д. Логопед поднимает по вещи и спрашивает: ЧЕЙ шарф? ЧЬЯ куртка? И т. д.

Ответы детей: Димин шарф, Олина куртка, Серёжина шапка и т. д.

Игра «Чей, чье»

Цель игры:  Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.

Ход игры:  На картинке изображены части разных животных – козы, барана, лошади и др. Логопед показывает отдельные части тела зверя и просит детей назвать: ЧЕЙ хвост? ЧЬЯ мордочка? ЧЬИ лапы? ЧЬЁ ухо? (козьи, баранья, лошадиная и пр.)

Игра «Один-много»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве и назвать ее. Картинки подбираются с учетом изучаемой в данный момент лексической темы. Логопед показывает картинку и называет: корова. - А это?, - спрашивает логопед, - что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке коровы. Таким образом, предлагается назвать все картинки (гусь-гуси, кукла-куклы, перчатка-перчатки). Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

Игра «Чего не стало»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Ход игры: Перед ребенком картинка, на которой изображены животные, птицы, одежда или игрушки. Логопед может попросить ребенка самого назвать все эти предметы. Затем логопед предлагает ребенку отвернуться, спрятать одну картинку и спрашивает: «Чего не стало?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Не стало кукол».  Если ребенок ответил правильно, игра продолжается с другой картинкой. При неправильном ответе, логопед помогает ребенку. Картинки подбираются согласно изучаемым лексическим темам. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

Игра «Какие это вещи?»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку несколько разноцветных картинок, на которых нарисованы разные предметы разного цвета. Логопед спрашивает: «Сарафан какой?» Ребенок должен ответить: «Красный сарафан». Логопед спрашивает: «Футболка какая?» Ребенок отвечает: «Футболка серая». Начинать игру можно с основных цветов и их оттенков: черный, белый, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, розовый. Затем можно использовать качественные прилагательные более сложной формы сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый, желтоватый. Во время игры у ребенка тренируется не только умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, но и происходит запоминание цветов.

 

Игра «Посчитай»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена числительные с существительными.

Ход игры:  Ребенку предлагают картинку с цифрой и изображенными на ней предметами. Нужно правильно посчитать предметы, согласуя имена числительные с существительными. Выигрывает тот, кто не ошибется. Например: «Один заяц – два зайца – три зайца – четыре зайца – пять зайцев». Игру проводят на материале лексических тем.

Игра «Жадина»

Цель игры: Научить детей согласовывать в роде и числе местоимения с существительными (мой, моя, моё, мои).

Ход игры: На игровое поле выкладываются картинка по изучаемой лексической теме. Играют двое-трое детей или ребенок и логопед. Логопед дает ребенку такую инструкцию: «Покажи картинку, которая тебе нравится и скажи про нее, что она ТВОЯ». Если ребенок не понимает задания, логопед показывает. Например: «Это МОЯ кофта».  Ребенок берет следующую картинку и говорит: «Это МОИ брюки». Если ребенок согласовал местоимение с существительным правильно, то выдается фишка. Выигрывает тот, у кого больше собрано фишек. 

Игра «Дай задание игрушкам»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Для игры можно взять различные куклы или мягкие игрушки и картинку по лексической теме. Логопед говорит ребенку: «Придумай для куклы Маши задание». Ребенок должен составить предложение, используя в речи глаголы повелительного наклонения, например: «Маша, покорми кошку!» или «Маша, возьми мяч!»

Игра «О ком заботятся люди?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в предложном падеже.

Ход игры: На игровом поле перед детьми картинка с различными домашними животными. Логопед спрашивает: «О ком заботятся люди?» Дети попеременно показывают понравившуюся картинку и составляют предложения: «Люди заботятся о коровах» или «Люди заботятся о лошадях» и т.п. Если ребенок составил предложение правильно и верно употребил в речи существительное в предложном падеже, он получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.

Игра «Назови одним словом»

Цель игры: Формирование обобщающих понятий.

Ход игры: предложить ребенку рассмотреть и назвать несколько картинок из одной группы, а затем ответить на вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?».

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: Формирование слов-антонимов.

Ход игры: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!»  Логопед говорит и показывает «черный», а ребенок подбирает картинку и говорит «белый» и т.п.

Лексический материал:

Большой – маленький, высокий – низкий, теплый – холодный, широкий – узкий, стоять – лежать, длинный – короткий, толстый – тонкий, хороший – плохой и др.

Игра «Кто больше назовет игрушек (домашних животных, птиц, предметов одежды)?»

Цель игры: Расширение словаря имен существительных.

Ход игры: Игра проводится между 2-3 детьми или между логопедом и ребенком. Логопед дает задание: «Играем в игру «Кто больше назовет игрушек – называем по цепочке». Дети начинают вспоминать и называть разные игрушки, или же ребенок с логопедом попеременно называет разные игрушки – имена существительные.  Тот, кто не смог больше придумать ни одной игрушки – проигрывает и выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. Игра проводится постоянно на материале всех лексических тем.

Игра «Какие бывают собаки?» (шарф, кукла)

Цель игры: Расширение словаря имен прилагательных.

Ход игры:  На начальном этапе обучения игра проводится на материале картинок. Перед ребенком на игровом поле раскладывается несколько картинок с разных изображением одного и того же предмета. Логопед спрашивает у ребенка: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи, какие бывают собаки?» Ребенок должен подобрать к слову СОБАКИ как можно больше прилагательных: РЫЖИЕ, ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, ДОРЫЕ, ЗЛЫЕ, МОХНАТЫЕ, ВЫСОКИЕ, НИЗКИЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ и др.  Игра проводится постоянно при изучении большинства лексических тем.

Игра «Что делает кошка?» (утка и др.)

Цель игры: Расширение словаря глаголов.

Ход игры:  Игру проводят с 2-3 детьми одновременно. Им предлагается вспомнить, например, что делает кошка, и придумать как можно больше слов-действий. Например: кошка мяукает, бегает, умывается, спит, гуляет, шипит и др.  Игру проводят постоянно при изучении большинства лексических тем. Например: «Что делают птицы?» или «Что делает корова?». Выигрывает тот, кто придумает больше слов-действий.

Игра «Назови ласково»

Цель игры: Научить детей  образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разных размеров. Логопед показывает ребенку большой предмет и говорит: «Это кукла». Ребенок должен найти картинку с таким же предметом, но меньшего размера и назвать ее ласково. Если ребенок затрудняется, логопед уточняет: « Большая – кукла, а маленькая? Как мы его ласково назовем?»  Ребенок отвечает: «Куколка» и т.п.

Лексический материал:

кошка – кошечка, мяч – мячик, утка - уточка, и др.

Игра  «Угадай, чьи это вещи»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры:  Детям предлагаются картинки и игрушки людей, а также картинки с изображением отдельных предметов (сарафан, футболка, платье, шуба, шорты  и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет, например: Это платок бабушки – это бабушкин платок; Это халат мамы – это мамин халат; Это шуба дочки – это дочкина шуба и т.д.).

Игра  «У кого кто или найди маму для детеныша»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи названия детенышей животных.

Ход игры: Ребенку предлагается картинка, на которой изображены взрослые животные (дикие или домашние) и их детеныши. Логопед дает ребенку задание: «Найди маму для детеныша и скажи, у кого кто?» Ребенок совмещает правильно картинки и говорит: «У кошки – котенок» и т.д.

Лексический материал:

Кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, и др.

Игра  «Большой – еще больше»

Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с пренебрежительно-увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Для игры используется картинка «Семьи животных», на которых нарисованы мама, папа, детеныш. Логопед показывает ребенку корову и говорит: «У коровы большой хвост». Логопед показывает картинку, на которой изображен бык. «А у быка хвост еще больше. У теленка хвост меньше». Логопед показывает, как правильно нужно образовать слова: хвост-хвостище-хвостик. Далее ребенок должен сам образовывать слова с пренебрежительно-увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами. Если ребенок назвал  правильно, он получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются картинки предметов одежды и игрушек, сделанных из разных материалов. Играют от 2 до 4 детей. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся картинку и сказать,  из чего она сделана, например: «Это шуба сделана из меха, значит, она меховая» и т.д. Если ребенок правильно образует относительные прилагательные, то он получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая?

Игра «Найди отличия»

Цель игры:  развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия.

Ход игры: Логопед показывает ребёнку картинки (в рамкам лексической темы), предлагает их рассмотреть, описать, затем найти отличия и определить, чем они похожи.

Игра «Что (кто) где находится»

Цель игры: учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: Логопед показывает картинку с изображением домашних животных, игрушек, одежды или домашних птиц и задает вопросы:

Что находится в правом верхнем углу листа?

Что находится в левом  верхнем углу листа?

Что находится в правом нижнем углу листа?

Что находится в левом нижнем углу листа?

Что находится в середине листа?

Где находится корова (мяч, кофта, утка)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»

Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето"....

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...

Речевые игры для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

В данной консультации для родителей даны практические рекомендации: игры, игровые упражнения, отдельные приемы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на...

«Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе «бумагопластики»

В статье представлен опыт применения технологии бумагопластики в коррекции лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе интеграции логопеди...