EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Гилигашвили Любовь Юрьевна

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее – РАС). Выделены ключевые возможности ресурсной зоны применяемой технологии для развития и обучения детей с РАС дошкольного возраста.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, EduQuest (ЭдуКвест) технология, интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл EduQuest (ЭдуКвест) 27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь Юрьевна Гилигашвили, учитель-дефектолог МБДОУг. Абакана «Детский сад комбинированного вида «Журавлик»; e.mail: vodolei9999@.ru, тел. 8 913 055 25 90.

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее – РАС). Выделены ключевые возможности ресурсной зоны применяемой технологии для развития и обучения детей с РАС дошкольного возраста.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, EduQuest (ЭдуКвест) технология, интерактивная доска,

Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.) [1, с. 9].

Психологические особенности развития, воспитания и обучения детей с РАС таковы, что традиционные методы воспитания и обучения малоэффективны. В тоже время, благодаря таким современным технологиям, как интерактивная доска, мультимедийное обучающее программное обеспечение EduGuest (ЭдуКвест), доступ в сеть Интернет к компьютерным коммуникаторам учитель-дефектолог получает широчайшие возможности выбора мотивирующей наглядности, вариантов коммуникации, средств воспитания и обучения. С помощью этих технологий, а также используя уже доказавшие свою эффективность методы воспитания и обучения детей с РАС, — технологии визуальной поддержки и структурированного обучения - в дошкольном учреждении выстраивается не директивная, а интерактивная и наиболее приспособленная для ребенка с РАС образовательная, развивающая среда.

EduQuest (ЭдуКвест) технология рассчитана на детей дошкольного возраста 3-5 лет с особыми потребностями, в том числе и с расстройствами аутестического спектра. Включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, дидактические материалы и детальные планы занятий.

EduQuest (ЭдуКвест) технология  соответствует образовательным стандартам и рекомендована экспертами к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Это симбиоз традиционных методов обучения с современными технологиями и достижениями, отвечающими всем образовательным требованиям и стандартам.

Интерактивное программное обеспечение EduQuest (ЭдуКвест) состоит из десяти основных тематических модулей, включающих в себя 218 заданий, направленных на развитие ключевых когнитивных и коммуникативных компетенций. Наличие  «Системы управления обучением» (LMS) и «Кабинета преподавателя» позволяет учителю-дефектологу создавать собственные интерактивные задания на групповых и индивидуальных занятиях, усложнять или упрощать предложенные разработчиками EduQuest (ЭдуКвест) задания, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, а также следить за результатами каждого из группы детей. Интерактивный рабочий стол EduQuest (ЭдуКвест)оснащен двумя пультами управления c 6 кнопками для групповой и индивидуальной работы. Мы считаем важным, чтобы дети с РАС сосредоточились на задании, а не искали кнопку на стандартной клавиатуре. Используя всего 6 кнопок, дети с РАС изучают направления, пространственную ориентацию,  развивают мелкую моторику. Разработчики EduQuest (ЭдуКвест) в помощь учителю-дефектологу создали руководство пользователя, а также пособие с детальными планами занятий. Разнообразные дидактические материалы, являющиеся неотъемлемой частью системы, используются в процессе выполнения заданий системы и способствуют более эффективному пониманию детьми с РАС сложных концепций. Рабочие листы, материалы для раскрашивания, дополнительные идеи для учителя-дефектолога обогащают учебный процесс и помогают создавать увлекательную развивающую среду. В EduQuest (ЭдуКвест) входит целый комплекс дидактических материалов и аксессуаров: цветные геометрические фигуры и блоки, яркие пластиковые коврики, пазлы, счетные рамки и занимательные карточки с различными рисунками для развития памяти. Сотни дидактических карточек для заданий на развитие памяти, логического мышления и умения классифицировать и сортировать предметы помогают детям с РАС в процессе выполнения заданий программного обеспечения. Карточки используются для развития связной речи и словарного запаса в игровой и учебной деятельности [2, 18.09.2017].

Одним из важнейших для нас методических подходов и психолого-педагогических принципов обучения детей с расстройствами аутистического спектра является эмоционально-уровневый подход, разработанный О. С. Никольской: стереотипии и аутостимуляции ребенка с аутизмом используются, по возможности, как первичные пути к будущей коммуникации. Стереотипные игры и ритуалы расширяются и добавляются в арсенал учителя-дефектолога для формирования социального взаимодействия с дошкольником. Далее процесс воспитания, развития и обучения идет с учетом стойких интересов детей с РАС: персонажи арифметических задач и упражнений по развитию речи, содержание презентаций по предметной области «Окружающий мир» и индивидуальных заданий — все это выбирается в соответствии с психофизическими особенностями, интересами и характером каждого ребенка. 

В тематическом модуле «Знакомство со Спарком» дети  с РАС знакомятся с главными героями системы EduQuest (ЭдуКвест) – Спарком и его друзьями, а также интерактивным рабочим столом. 

В тематическом модуле «Детки-конфетки» через увлекательные игры и головоломки о различных частях тела, ощущениях и чувствах дети с РАС исследуют собственное тело и знакомятся с миром чувств.

В тематическом модуле «Семья и друзья» происходит знакомство с членами семьи и их семейными ролями через занимательные истории, игры и творческие задания, а также развитие важных социально-коммуникативных компетенций.

В тематическом модуле «Карнавал цветов» дети с РАС изучают основные цвета, а также цвета, которые образуются в процессе их смешивания, знакомятся с цветами радуги и порядком их расположения.

В тематическом модуле «Волшебная математика» дети изучают числа, счет, сортировку и классификацию предметов, распознают формы, проводят измерения, сравнивают, складывают и вычитают числа и знакомятся с другими элементарными математическими представлениями.

В тематическом модуле «Окружающий мир» вместе со Спарком дети отправляются в путешествие и знакомятся с окружающим миром, профессиями, видами транспорта и многими другими интересными вещами. Задания, направленные на поиск соответствий, сортировку предметов по определенному признаку и развитие памяти способствуют активизации и расширению словарного запаса, развитию логического и ассоциативного мышления.

В тематическом модуле «Природа» дети знакомятся с понятием «одушевленные» и «неодушевленные» предметы и учатся различать их. Они также учатся распознавать свои потребности и желания. В процессе просматривания увлекательных видеосюжетов и выполнения заданий дети изучают животных и места их обитания, а также влияние времен года на животных, растения и людей.

В тематическом модуле «Во саду ли, в огороде», путешествуя по лесу, рассматривая деревья и их листья, изучая семена внутри плодов деревьев, дети получают новые знания об окружающем их мире. Выполняя задания этого тематического модуля, дети с РАС развивают любознательность, элементарные математические представления, логическое мышление и память, воспитывают любовь к природе и окружающему миру. 

В тематическом модуле «Кубики» дети исследуют богатый мир геометрии через силуэты облаков, предметы домашнего обихода, красивые камешки и бусинки, а также через тактильное взаимодействие с деревянными геометрическими фигурами. Развитие элементарных математических представлений, пространственного мышления и воображения лишь некоторые из умений, приобретаемых в процессе выполнения заданий этого тематического модуля.

В тематическом модуле «Родной язык» знание языка формируется через общение с ребенком, чтение сказок и рассказывание историй, а также посредством исследования, идентификации и классификации предметов, которые окружают детей в реальной жизни. Дети овладевают родным языком в процессе выполнения увлекательных заданий, направленных на создание слов из букв, завершение предложения и разгадывание загадок.        10 тематических модулей охватывает все сферы и аспекты повседневной жизни ребенка. В процессе выполнения заданий дети с РАС получают положительную или поощряющую обратную связь, что помогает детям быстрее накопить знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни.

Опыт работы учителя-дефектолога свидетельствует о том, что повышение качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра не только возможно, но и может быть эффективно обеспечено в рамках дошкольного учреждения, если использовать EduQuest (ЭдуКвест) технологию в условиях гибкой образовательной среды и в атмосфере принятия любого ребенка в группе детского сада. Мы уверены, что применение EduQuest (ЭдуКвест) технологии позволит специалистам эффективней развивать концентрацию и коммуникативные способности детей с РАС, повысит мотивацию к взаимодействию и поможет таким детям быстрее адаптироваться и социализироваться в дальнейшей жизни.

Литература

  1. Рудик О. С. Как помочь аутичному ребенку. М., 2014.
  2. Образовательная система EduQuest (ЭдуКвест)  [электронный ресурс] – режим доступа: http://educonsulting.org/eduquest/ (дата обращения 18.09.2017).
  3. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. М., 2015.
  4. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. «Детский аутизм: диагностика и коррекция» С.-Петербург, 2004 г.
  5. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Инновационный проект «Солнце для всех» по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации

Целью проекта является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма  и вызванных им нарушений...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...

Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации

Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медици...