Использование рисуночных методик в коррекционной практике педагогов.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Фаиля Минигарифовна Колесникова

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_risunochnyh_metodik_v_korrektsionnoy.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование рисуночных методик в коррекционной

практике педагогов.

   Осуществлять работу по развитию речи в ДОУ сложнее , чем в домашних условиях. Такие распространённые методы как описание объекта, рассказ по картинкам, пересказ, обладают общим принципиальным недостатком:

они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью

можно «поставить звук», но трудно развить эмоциональную , яркую, образную речь. У неё исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребёнка. Развивающий эффект этих методов ниже , чем  у живого диалога.

     Как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку.

      Дефекты звукопроизношения - ещё не катастрофа, их можно исправить.

Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной,  фрагментарной,

отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Самое же страшное, если к подростковому возрасту она не станет инструментом мышления.

     Для успешного формирования речи ребёнка в каждом возрастном периоде

взрослые должны создать необходимые для этого условия .

     Целостный подход , при котором развитие речи включается в общий план

оптимизации развития ребёнка, может осуществляться разными путями.

Один из них- активное включение  в практику педагогов рисуночных методик.

   Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

       -- для установления контакта с ребёнком ;

       -- для пробуждения интереса к себе (ребёнку);

       --  для развития памяти у детей;

       -- для развития монологической речи;

       --  для заучивания стихотворных текстов;

       -- для составления описательных рассказов;

       --  для составления рассказов из личного опыта;

       -- для составления сказок и т.д..

Например, для установления контакта с ребёнком можно применить упражнение  «Свободный полёт» (закорючки):

педагог просит ребёнка  нарисовать на чистом листе бумаги любую линию и затем дорисовывать её до чего-нибудь осмысленного.

Или: предлагаем детям рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их,  затем описывать рисунки друг друга.

      Важно использовать два карандаша,  чтобы видеть исходную линию и то что дорисовывает партнёр по игре.

«Пойми меня»

     Это упражнение можно проводить в группе от 3х до 5 человек. Его суть: передавать свой замысел другому человеку и понимать замысел другого без слов. Важно чтобы все рисовали разными цветами. Каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде воспитателя все приступают к работе , но через 10-20 сек. рисунок прерывается и передаётся соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает  рисунок и т.д.,

пока не дойдёт до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-нибудь дорисовать, но не может ни менять, ни зачёркивать уже выполненный рисунок.     После этого каждый сообщает, что хотел нарисовать и что получилось. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального  плана , нужно обсудить, что помешало его реализовать .

     Важно, чтобы дети проговорили, уровень понимания замысла одного и уровень понимания замысла другого тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение  усложнив правила игры : ограничить детей определённой темой, уменьшить время рисования.

 

         

                Цвет для передачи настроения и чувства      

    Это упражнение основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций.

     Ребёнок получает набор карандашей и задание воспитателя : « Сейчас я буду описывать какую-нибудь ситуацию- попробуй изобразить её цветом ,на другой стороне рисунка поставь номер. Не рисуй картинку , рисуй только своё настроение.» После того как ребёнок изобразит все ситуации в цвете , перемешать рисунки . Перечитывая ситуации ребёнок находит рисунок .

Это упражнение можно проводить в группе. Цель упражнения – учить детей находить определения различным  эмоциям и переживаниям, различать их.

    Рисуночные методики могут быть элементами занятия, а могут являться элементом индивидуальной работы с ребёнком или с группой детей . Одним из главных  преимуществ использования этих методик становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи , т.е. когда ребёнок говорит, чтобы выразить себя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.

Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр...

Психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей 5 -7 лет с использованием рисуночных методик

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:·Совершенствования умения у детей передачи своего эмоциона...

«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Вашему вниманию я предлагаю рисуночные методики они являются диагностическим (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в р...

Консультация на тему : "Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Консультация  на тему:«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»  В последние годы в России, так же к...

План по самообразованию «Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»

Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ре...