Содержание, задачи и методы воспитателя коррекционной группы.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Назаркина Елена Владимировна

Содержание работы воспитателя логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_zadachi_i_metody_vospitatelya_korr.gr_.mo_.docx93.23 КБ

Предварительный просмотр:

      В любой логопедической группе, как во всех группах компенсирующего вида, существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное,причём первое является ведущим.

     С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям: неуклонно растёт объём знаний, которыми им нужно овладеть; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осознанным.

В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что к началу школьного обучения они должны обладать хотя и элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте, о добре и зле, о правде и лжи и т.д. И всё это становится доступным детям только посредством речи. Состояние речи является показателем полноценно развитой личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности познать действительность; полноценнее его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Особое значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения детей грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в учебной деятельности, породить неуверенность в своих силах.

По статистическим данным , ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, около 70% детей дошкольного возраста имеют нарушения речевого развития. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, указывает М. И. Лисина, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом . Рассматривая закономерности развития речи, Т.Н. Доронова тесным образом связывает её с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребёнка .                                                                                                                          Ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, отмечает Л.П. Федоренко, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определённый часто достаточно объёмный круг речевых навыков и умений, которые в свою очередь имеют собственную динамику развития .   Произносительная сторона – один из самых объёмных компонентов речи. Сюда относятся: развитие речевого слуха, звукопроизношение, словопроизношение, речевое дыхание при произнесении слов и фраз; темп, сила, высота, громкость речи.

Речевой слух – это база для развития речи, и, чем она прочнее, тем совершеннее речь ребёнка. Речевой слух представляет собой сочетание фонематического и фонетического слуха. На это указывали Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов даёт серьёзный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога, подчёркивает А. А. Зрожевская .

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорождённых выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребёнка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга .                                                                                                                                          В системе дошкольного образования полноценная коррекция речевых нарушений у детей возможна только при активном включении в логопедическую работу воспитателя.                                                                                                 Цели и задачи воспитателя  логопедической группы                                                                                                                                 1 Осуществление необходимой комплексной коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

.  Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонетического восприятия

2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата

3. Закрепление и автоматизация произношения  поставленных логопедом звуков

4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах

5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий

6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи

7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза

8. Закрепление навыка чтения

9. Подготовка детей к письму, формирование грамматических навыков

10. развитие компенсаторных механизмов формирования речи и других высших психических процессов;  

  Развитие памяти, внимания, мышления                                                                                   11.Преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

12.Подготовка к обучению в школе с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка                                                13.Профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей дошкольного возраста путем пропаганды логопедических знаний среди работников Учреждения и родителей (законных представителей).

     Основные направления коррекционной работы воспитателя

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепления звукопроизношения. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребенка в целом.

Дети, поступающие в группы указанного профиля в пятилетнем возрасте, по запасу знаний, по своему речевому и психическому развитию, поведенческим навыкам отстают на год или на два года от сверстников с нормальным развитием. Их обучение приходится начинать по программе средней группы массового детского сада. В первую очередь это касается занятий по формированию элементарных математических представлений и изобразительной деятельности. Дети с ОНР ослаблены, расторможены, быстро утомляются. Увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано. Поэтому, количество занятий по нескольким дисциплинам должно быть значительно меньше, чем в массовых группах. Воспитатель логопедической группы  выполняет  ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка.                     Особое внимание воспитатель должен уделить развитию восприятия мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.                                                                                                                                                  Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.                                                            Воспитатель должен также создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.                                                                                                                                   Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально-приемлемые  отношения.                                                       Специфика работы воспитателя в группе детей включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей .   В задачу воспитателя  входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни При необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он  должен владеть достаточно широким лексическим запасом.                                                                              Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков р , р’, л, л’, свистящих и шипящих звуков . Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от ребёнка.   Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха,навыка звукового анализа и синтеза) Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. п. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

      Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Определение содержания каждого этапа обусловлено представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. При устранении заикания дети последовательно овладевают навыками самостоятельной речи без заикания. При этом осуществляется формирование правильного произношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматического строя речи. Учитывая последовательность этапов по коррекции речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, который содержит доступные детям по сложности формы речи и усвоенные ими звуки и, по возможности, исключает ещё не изученные . При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должна усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых и  индивидуально-типологических особенностей у детей. Это объясняется наличием различия в структуре и тяжести речевого дефекта и неодновременностью его преодоления на логопедических занятиях. Кроме того, у детей логопедической группы наблюдается различная степень выраженности особенностей внеречевых процессов и деятельности. Поэтому, осуществляя принцип индивидуального подхода, воспитатель должен знать и учитывать особенности речевой и внеречевой  деятельности в  коррекционной работе  детей  . Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу сообщить логопеду.                                                                                                                    

В связи с коррекционными требованиями изменяются  методы и приемы работы воспитателя.

     От этапа к этапу меняются  методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям логопедической группы. Поскольку выполнение действий или опора на наглядность при продуцировании высказываний облегчают речь детей и способствуют предотвращению появлению запинок. . Словесные методы ( рассказ, беседа) вводятся позднее. Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).

       С чего начать планирование воспитательной работы в группах для детей с ОНР? В первую очередь, следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спален и так далее. Нужно выделить время, может быть, провести специальные занятия по знакомству детей с кабинетами, группами, музыкальным, физкультурным залом и другими помещениями детского сада. Первоначально, когда речь детей невнятна, неразборчива, искажена, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. На данном этапе целесообразно применять такие формы работы: чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; просмотр  видеофильмов, использование по возможности компьютерных технологий; проведение экскурсий; проведение бесед по картине. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда можно усложнять требования, разворачивать работу по развитию речи: развивать навыки диалогической речи, работать над развитием структуры фразы, формировать и активизировать навыки связной речи. Логопед и воспитатели учат детей рассказывать по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, учат составлять описательные, сравнительные рассказы. В соответствии с планом работы логопедической группы все, без исключения, занятия содержат и реализуют основные коррекционные задачи, все виды детской деятельности оречевлены. Активно применяется так называемый «речевой режим». Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе. Вначале года даётся 1-2 слова, затем, по методике детского сада, с учётом речевых возможностей детей. Перед утренней гимнастикой, а так же перед каждым занятием ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик». Занятия – основной вид деятельности в обучении и развитии ребёнка. Воспитатели планируют занятия с учётом всех поставленных задач, совместно с учителем-логопедом обговаривают планирование занятий, объективно оценивая достигнутые результаты, намечают дальнейшую работу с детьми.  Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом ребёнка, произнесено и сохранено им в памяти. Для этого, ребёнок должен воспринимать его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен его часто повторять, закреплять не только автоматически, но овладевая при этом навыками самоконтроля. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение , способствует их   повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основой для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков. На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.  

Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.                                                                                                                         На занятиях познавательного цикла, проводимых в соответствии с программой, и в повседневной жизни воспитатель стремится создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Воспитатель расширяет у детей представления о предметах окружающей действительности, учит вычленять и называть их существенные признаки.                                                                                                                          Закрепляя знания детей об осени, воспитатель уточняет их представления  вопросами об  осенних явлениях, побуждающими мыслить и повторять про себя: - Как мы узнали, что это осень? Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т.п. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Воспитатель предлагает детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока).   Специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит на  занятиях по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам и т.п.). Логопед на этой базе получает возможность закрепить навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, бабочек, флажков), углубить знакомство детей с категорией одушевлённости (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух девочек

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструировании воспитатель учит детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширяет и обогащает словарь, работает над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении воспитатель точно употребляет нужные слова, чётко проговаривает их, задаёт конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращается внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания. Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения малышу стать таким, как все. Воспитатели должны создать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний. Воспитатель должен стараться задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях. Музыкальные занятия, пение развивают дыхание, улучшают артикуляцию, подвижность речевых органов, закрепляют поставленные звуки. Пение способствует воспитанию выразительности речи, ладовая окраска помогает правильно интонировать. Музыка влияет на психику и эмоции ребёнка, устраняет стеснение и скованность. Развитие речи должно рассматриваться в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово должно закреплять каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Очень часто, как уже упоминалось, дети-логопаты не умеют играть. Игры детей 5-6 лет примитивны, соответствуют возрасту 3-4-летнего ребёнка. Не умея создавать сюжет, дети не вступают и в речевое общение. Воспитатель учит детей играть самостоятельно, правильно планировать и проводить сюжетно-речевые игры. В литературе широко описаны разнообразные приёмы руководства игрой. Но текст подвижных игр лучше разучивать на физкультурном занятии, в утреннее или в вечернее время. Большое место надо отводить и хороводным играм. При планировании прогулок, воспитатель пишет конкретные наблюдения, продумывает вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использует художественное слово. Потом этот материал повторяется на занятиях по закреплению правильного звукопроизношения. Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. (Определить позицию того или иного звука в составе слова). Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? – Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т.п. В практике логопедической группы слабо используются режимные моменты: умывание, завтрак, одевание на прогулку, подготовка ко сну. Бывает так, что воспитатели дают детям однообразные стандартные указания: «Мойте руки!», «Сели!», «Встали!», «Тихо!». Такие отрывочные односложные фразы не способствуют развитию детской речи. Опытный воспитатель старается, разговаривая с детьми, активизировать их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?» Во время еды воспитатель сообщает детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами. Перед занятием дежурные сообщают день, месяц, число. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко сну закрепить обобщающие понятия «одежда», « постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды. Индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по закреплению речевых заданий можно также проводить, используя утреннее время, когда ещё мало детей. Таким образом, только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех педагогов и сотрудников ДОУ, является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития, формированию общепсихических навыков. Дети могут, в итоге, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.                               

         Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя, с учётом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей произвольной деятельности каждого ребёнка. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей. Не следует останавливать детей, подавлять их желание высказываться, а, наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора, углублять понимание ребёнком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекать и других детей в беседу. Режимные моменты для поддержания инициативной речи детей даже более благоприятны, чем занятия.

В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застёгивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.                                                                                              Только согласованные действия родителей, воспитателей и логопедов могут привести к блестящему результату в речевом развитии детей. А для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребёнка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения, подчёркивает Т.А. Маркова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

«Дневник воспитателя логопедической группы» (пособие для воспитателей, логопедов, заведующих дошкольных учреждений)

Автор Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т.А. Ткаченко

Десять советов воспитателю логопедической группы 

http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image004.jpg 

Для ребёнка, начавшего посещать логопедическую группу, многое в ней пугает новизной: дети, помещение, педагоги, порядки,т* нятия, необходимость «делать уроки» дома и пр. Незнакомая среда требует привыкания, адаптации малыша. В этом отношении первый месяц учебного года является и для детей, и для педагогов наиболее сложным. У отдельных ребят нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Иногда, как следствие психологической перегрузки, связанной с адаптацией, у ребятишек наблюдается даже невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и т.п.

Важно помнить, что привыкание длится в среднем месяц,и при спокойной, комфортной обстановке в груцПе, доброжелательном, мягком отношении педагогов проходит без дополнительных мер воздействия.

Педагог, незнакомый с коррекционной работой, в случаях непослушания или конфликтности ребёнка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Специалист, знающий проблемы коррекционной педагогики, представляет, что причин конфликтности может быть немало. Ими могут оказаться слишком строгий отец, недостаток внимания со стороны родителей, ссоры между ними, завышенные требования родственников, рождение в семье http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image006.jpg младших брата или сестры и пр. То есть конфликтное поведение малыша является, как правило, его защитной реакцией, либо самым верным способом самоутверждения. Помимо названных причин, важно учитывать сведения о рождении и развитии ребёнка, а также его личностное и характерологические особенности.

Только суммируя указанные данные, а также результаты собственного изучения ребёнка, педагог может  делать выводы о причинах детской конфликтности.

В логопедической группе важны не только профессионализм педагога,который будет участвовать в коррекционном процессе, но и его личностные черты.Эта значимость объясняется тем, что в дошкольном возрасте ребёнок наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, принимает его без критики и избирательности, подражает ему. Поэтому воспитателю важно быть для ребёнка примером и образцом подражания в словах, оценках, манерах, чувствах http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image008.jpg и поступках.

Дети с проблемами; в развитии, которые зачастую ранимы, обидчивы, повышенно эмоциональны, не должны опасаться плохого настроения воспитателя, его отрицательной оценки или наказания.

В связи со сказанным, существенную роль для воспитателя коррекционной группы играют следующие способности: правильно оценивать состояние ребёнка, его поступки, их причины; сопереживать ему, добиваясь расположения и взаимопонимания, а не подчинения.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image010.jpg Воспитание, кроме личного и прочих примеров, осуществляется педагогом посредством мер поощрения и порицания.От их выбора во многом зависит механизм становления личности ребёнка. Самостоятельно малыш не может оценить полезность или вредность некоторых своих поступков. Всё, что поощряется взрослым, войдет в стереотип его поведения. Хвалить детей за любой даже самый незначительный положительный поступок следует искренне, радостно, громко, не жалея красок и эмоций. Тогда необходимость порицаний сведётся к минимуму. Задача профессионального педагога: поощряя или порицая воспитанников, приучить их к сознательной дисциплине, к следованию понятным, обоснованным и знакомым правилам.

День в детском саду начинается с утреннего приёма детей. От того,
как воспитатель 
встретит ребёнка,как продемонстрирует ему свою
радость, во многом зависит настроение малыша, его самочувствие и
даже работоспособность на занятиях. Прекрасно, если встреча с воспитателем - это праздник для каждого ребёнка! 
http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image012.jpg

Ребёнок действует импульсивно, он не способен удерживать в памяти все перемены своего быстро меняющегося настроения. Самостоятельно анализировать свои прошлые поступки он ещё не в состоянии. Поэтому важно оценивать, поощрять или проявлять не http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image014.jpg довольство именно в момент совершения поступка,не откладывая оценку «на потом». Даже через короткое время у малыша может резко измениться настроение, раздражение или агрессия пройдут, забудутся, тогда порицание педагога окажется бессмысленным.

Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезненно реагируют на замечания воспитателя по поводу поведения или успехов ребёнка.Поэтому, особенно в начале учебного года, следует отмечать всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребёнка. http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image016.jpg

Говоря родственникам о плохих поступках ребёнка, воспитатель (взрослый опытный человек) расписывается в собственной беспомощности. Исключение могут составлять только болезненные, патологические проявления, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих. Что же касается трудностей в обучении, то их лучше фиксировать в специальной, индивидуальной, логопедической тетради, оформляя как задание для домашней работы.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image018.jpg В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения - дело обычное, важна максимальная индивидуализация обучения и воспитания. Учёт особенностей, способностей, возможностей ребёнка важно обеспечивать не только в процессе индивидуальной работы, но и на каждом групповом занятии. В педагогике вообще, а коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, религиозными воззрениями, моральными нормами, житейским опытом и пр. Незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребёнку.

В логопедической группе особенно важен эмоциональный комфорт для каждого ребёнка. Ощущение и понимание собственной значимости, защищённости; того, что рядом взрослые, которые любят, ценят, помогут, научат, да ещё сделают всё это с радостью, обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у ребёнка возможностей.

Положительный эмоциональный климат в отношении воспитате http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image022.jpg ля к детям, в свою очередь, влияет на становление доброжелательных отношений между сверстниками. В обстановке дружеского расположения со стороны всех окружающих каждый ребёнок чувствует себя гораздо свободнее, увереннее и комфортнее.

В возрастной психологии нормально развитый ребенок в среднем дошкольном возрасте характеризуется следующими качествами: жизнерадостность, активность, живое воображение, заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, инициативность, полоролевое поведение (игры, занятия в соответствии с по http://ok-t.ru/studopediaru/baza11/1165467321996.files/image024.jpg лом). Важно помнить, что большая часть осложнений психического развития являются лишь отклонением от нормы, а не симптомом психических заболеваний. Как правило, выявленные осложнения можно скорректировать педагогическими мерами воздействия.