СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для воспитателей коррекционных групп "Оснащение коррекционного уголка в коррекционной группе ДОУ ".
методическая разработка по логопедии на тему

Лычагина Валентина Эрбертовна

Использование коррекционного уголка  позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_korrektsionnyy_ugolok.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 города Кропоткин

Муниципального образования Кавказский район

Семинар – практикум

для воспитателей коррекционных групп

«Оснащение коррекционного уголка

в коррекционной группе ДОУ»

                                               подготовила и провела:

                                                                                       учитель-логопед

                                                                                       Лычагина В.Э

                                                         

                                                     2017г

      Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Большое внимание  воспитателям коррекционных групп нужно уделять оборудованию в  специальных речевых коррекционных уголках, такие речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, должен иметь многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи.

При организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования:

  • Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
  • Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
  • В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.
  • Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.
  • Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
  • Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  • Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

При подборе дидактического материала необходимо учитывать:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

  • фонематического слуха;
  • дыхания;
  • воздушной струи;
  • артикуляционной моторики;
  • правильного звукопроизношения;
  • словаря;
    фразовой речи;
  • мелкой моторики пальцев рук;
  • звукового анализа и синтеза слогов и слов.

Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,  физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также  удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.

Примерная наполняемость уголка:

1. Картотеки  игр по развитию речи:

а) звуковая сторона речи;

б) развитие фонематического слуха;

в) упражнения артикуляционной гимнастики;

г) упражнения дыхательной гимнастики;

д) пальчиковая гимнастика;

2. Картотека словесных дидактических игр.

3. Художественные произведения по программе.

4.Картотеки развития связной речи:

 чистоговорки, потешки, поговорки,  скороговорки, приговорки,  стихи.

5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации звуков.

6. Картотека предметных картинок по лексическим темам.

7. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

8. Картинки:

а) с изображением четко выраженных признаков предметов (для развития словаря прилагательных);

б) с изображением действий (для развития глагольного словаря);

в) с изображением синонимов;

г) с изображением антонимов;

д) с изображением животных и их детёнышей во множественном числе;

е) с изображением предметов во множественном числе (1-о ведро, 2-а ведра, 5 вёдер);

ж) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

9. Индивидуальные зеркала для каждого ребёнка.

10. Пособия для развития мелкой моторики рук.

 шнуровки, разрезные картинки, счётные палочки, конструкторы, пазлы, мозаики, пирамидки, трафареты, деревянные лабиринты, раскраски, массажные мячики, прищепки и т.д.

11. Пособия  и игры для развития дыхания.

 «Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.

«Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

12. Пособия и игры на формирование фонематического восприятия и слуха: Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;

«Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др.

13.Развитие артикуляционной моторики: Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой, ватные диски.

14. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи): Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)».

15. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме). «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

16. Игры на автоматизацию звуков:  «Логопедические лото»,«Логопедическое  домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.

17.Игры для развития грамматического строя речи: «Чей хвост?»,

«Один — много», «Назови ласково»,  «Чего нет?», «Большой – маленький» и др;

Таким образом, использование коррекционного уголка  позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют, четвёртые танцуют,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Оснащение музыкального уголка в группе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«Оснащение музыкального уголка в группе»...

Консультация для воспитателей "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах"

Полезные советы и рекомендации для воспитателей по оформление и оснащению музыкальных уголков в группах...

"Консультация для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ"

Консультация для воспитателей«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»...

Семинар-практикум для воспитателей «Как организовать развлечение» на примере развлечения в группе раннего возраста

Семинар-практикум для воспитателей «Как организовать развлечение» на примере развлечения в группе раннего возраста....

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая ритмика - один из эффективных видов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: теле...