Семинар-практикум для воспитателей «Как организовать развлечение» на примере развлечения в группе раннего возраста
методическая разработка

Чернова Ирина Владимировна

Семинар-практикум для воспитателей «Как организовать развлечение» на примере развлечения в группе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_veselye_zaychata.docx655.58 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Как организовать развлечение» на примере развлечения в группе раннего возраста.

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.        

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям Рассмотрим некоторые из них.

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.

Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой. Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая» «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.  Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками. Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризности.

Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей  с   игрушкой,   помогает   использовать  ее в дальнейших самостоятельных играх. Пение воспитатель сопровождает действиями: гладит зайца, дает морковку. После этого предлагает поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки, играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять. Игра повторяется. В заключение воспитатель предлагает собрать морковки, положить в корзинку, «подарить» зайчику и пригласить его остаться в группе. Это развлечение для младших групп. Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины), показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы. Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы — инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение. Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления. Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости. Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.

Таким образом, развлечения с использованием музыки (концерты, детские   оперы,   музыкальные   игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

А сейчас предлагаю принять участие в развлечении с участием группы раннего возраста «Веселые зайчата».

Сценарий развлечения «Веселые зайчата» с участием группы раннего возраста

Цель: формировать умение детей согласовывать свои движения с другими, ходить по группе, используя свободное пространство; закреплять умение прыгать на двух ногах с передвижением вперед; вызвать желание детей совместно играть, соблюдая правила игры.

Виды деятельности: двигательная деятельность, музыкальная деятельность, познавательная деятельность.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Музыкальный руководитель:

-Жил-был на свете маленький зайчик. ( воспитатель одевает на себя шапочку зайца) И была у зайчонка большая семья. (одевает нагрудные знаки зайцев на детей)

-Вот как много у нас зайчат, какие они маленькие, да хорошенькие.

-Зайчата были дружные и очень любили всё делать вместе, ходили и гуляли вот так.

Ходьба «Вот как мы шагаем, посмотри» (2 -3 минуты)

Музыкальный руководитель:

-Каждое утро они, как и все мальчики и девочки, начинали умываться:

ИГРА «Зайки умываются»

-Носик, носик! Где ты носик? (дети «моют» носик)

-Ротик, ротик! Где ты ротик? (дети «моют» ротик)

-Щечки, щечки! Где вы щечки? (дети «моют» щечки)

-Глазки, глазки! Где вы глазки? (дети «моют» глазки)

-Будут чистые зайчишки! (игра продолжается 2-3 раза)

Музыкальный руководитель:

-Умывшись зайчата любили погладить себя по головке.

Упражнение «Погладь себя по голове» (2 -3 раза)

Музыкальный руководитель:

-Умылись зайчики и пошли завтракать. А что любят зайки кушать ? Кто знает? (ответы детей). Мама зайчиха варила для своих деток морковную кашу.

Песня «Варись, варись, кашка»

1.

Варись, варись, кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее

Булькай веселее! (Дети водят указательным пальчиком одной руки по ладошке другой руки – «варят кашку»)

ПРОИГРЫШ: (сжимают пальчики в кулачки и разжимают пальчики, повторяя: «Буль! Буль!)

2.

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Из густого молока

Да из мелкой крупки…(«варят кашку» - повторяют движения 1 к.)

ПРОИГРЫШ: (сжимают пальчики в кулачки разжимают пальчики, повторяя: «Буль! Буль!)

У того, кто кашку съест (грозят пальчиком)

Вырастут все зубки. (щёлкают зубками)

Музыкальный руководитель:

- Каша была горячая, и малышам приходилось ее остужать. Вы умеете это делать? (проводится дыхательное упражнение – дети вдыхают воздух бесшумно через носик, затем, сложив губы трубочкой, дуют)

Дыхательной упражнение «Подуем на кашу» ( 1-2 минуты)

Музыкальный руководитель:

- После завтрака зайчата ходили гулять. Они выходили из дома. Когда на улице солнышко зайки прыгали, играли.

Игра «Светит солнышко в окошко»

Музыкальный руководитель:

- Если пойдет дождь, то все зайчики прятались под зонт.

Игра «Солнышко и дождик»

(Игры проводятся под музыку)

Музыкальный руководитель: -Зайчики очень любили отдыхать на полянке и получать

угощения от мамы. (дети берут овощи – муляжи (морковку),  

под спокойную музыку дети-«зайчики» усаживаются на ковре. Звучит спокойная музыка - релаксация, «зайчата» отдыхают вместе с мамой-«зайчихой».

Благодарю за внимание и сотрудничество всех педагогов, принявших участие в нашем сегодняшнем семинаре-практикуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста «Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей»

Театрализованное развлечение для детей во второй группе раннего возраста«Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей» Оборудование: l  ширма для кукольного спектакля;l  игруше...

Сценарий развлечения к 8 Марта в группе раннего возраста «Бабушкины сказки»

Сценарий развлечения к 8 Марта в группе раннего возраста «Бабушкины сказки»...

Сценарий развлечения к 23 февраля в группе раннего возраста

«Праздник мальчиков».Цель:способствовать психологическому сближению детей в группе, развитию гармонии в отношениях.Задачи:1. Образовательные:- расширять представление детей о государственном празднике...

Спортивное развлечение "Весёлые зайчата" во 2 группе раннего возраста

Дети превращаются в зайчат и вместе с маой - зайчихой подлезали через препятствия, прыгали с кочки на кочку, играли в пальчиковую игру, подвижные игры....

Сценарий развлечения на 8 марта в группе раннего возраста

Сценарий развлечения на 8 марта составлен для детей раннего возраста....

Спортивное развлечение "Мамины помощники" во 2 группе раннего возраста

Данное развлечение составлено для детей второй группы раннего возраста. Включает в себя подвижные игры, игры-соревнования....