Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Оснащение музыкального уголка в группе»
    материал на тему

    Бордак Елена Ивановна

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
    «Оснащение музыкального уголка в группе» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx19.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
    «Оснащение музыкального уголка в группе» 

    Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д. 
    Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. 
    Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. 
    Как оформить музыкальный уголок? 
    Инструкция 
    При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. 
    Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. 
    В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания. 
    В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению. 
    Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами. 
    В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.
    Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук. 
    Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. 
    Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. 
    Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка! 
    При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей. 
    В музыкальных уголках должны находиться : 
    Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это 
    мягкие игрушки; 
    мягкие музыкальные игрушки; 
    куклы - неваляшки, 
    образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.) 
    Образные пособия — это 
    1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) 
    2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала 
    «Птицы и птенчики», 
    «Кукла шагает и бегает», 
    «Угадай на чем играю?», 
    «Повтори звуки», 
    «Где мои детки?», 
    «Что делают дети?», 
    «Сложи песню по ритмическому рисунку», 
    «Догадайся кто поет», 
    «Тише - громче в бубен бей», 
    «Назови песню по картинке», 
    «Чудесный мешочек». 
    Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку. 
    3) Иллюстрации 
    пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на них картинками 
    (н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.) 
    всевозможные картинки: 
    книжки-малютки «Мы поем», 
    музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, 
    иллюстрации по теме «Времена года», 
    иллюстрации из «Музыкального букваря», 
    иллюстрации музыкальных инструментов, 
    ноты, 
    картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, 
    альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях, 
    альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», 
    графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений. 
    Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое?) - это 
    неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.). 
    альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни 
    Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания: 
    1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.) 
    - Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой. 
    - Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. 
    - Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники , и т.д. 
    (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию. 
    2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.) 
    3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.) 
    4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.) 
    Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа): 
    1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.); 
    2) шелестящие инструменты: 
    а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»; 
    б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов; 
    в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, 
    скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д. 
    Технические средства 
    Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть. 
    Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона. 
    Театры 
    Виды театров: 
    театр картинок (Фланелеграф) 
    Пальчиковый театр 
    Кукольный театр 
    Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. 
    Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему "Организация психологического уголка в группе ДОУ"

    Данная консультация - составная часть семинара на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО". В консультации рассмотрены основные составляющие ("зоны") пс...

    Рекомендации для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

    В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют, четвёртые танцуют,...

    Консультация для воспитателей на тему: «Оформление музыкальных уголков в группе детского сада».

    Консультация для воспитателей на тему: «Оформление музыкальных уголков в группе детского сада».Шишкина Елена Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Колобок»...

    Консультация для воспитателей на тему: «Организация речевого уголка в группе ДОУ»

    Консультация для воспитателей    «Организация речевого уголка в группе ДОУ»...

    Консультация для воспитателей "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах"

    Полезные советы и рекомендации для воспитателей по оформление и оснащению музыкальных уголков в группах...

    "Консультация для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ"

    Консультация для воспитателей«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»...