Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании
презентация по коррекционной педагогике по теме

Кушу Анжела Нальбиевна

Выступления на семинаре - практикуме для воспитателей детского сада " Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bukl_logopeda_artik_gimn.zip175.48 КБ
Office presentation icon tvorcheskaya_prezentatsiya.ppt1.76 МБ
Файл doklad.docx44.86 КБ
Файл ikt_vystuplenie.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста Кушу Анжела Нальбиевна г. Адыгейск

Слайд 2

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребёнок должен приобщаться с первых годов жизни. Язык – это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.

Слайд 4

Основные закономерности развития речи Голосовые реакции (до 1,5 -2 месяцев); Гуление (2-6 месяцев); Лепет (6-8 месяцев); Первые слова (8-9 месяцев); Фраза (три года) Заканчивается формирование правильного произношения всех звуков русского языка к 5 годам; единичные ошибки – до 6 лет) Накопление словарного запаса (к концу раннего возраста – 1000-1200 слов; к концу дошкольного возраста – до 3000 – 4000 слов).

Слайд 5

Центральный отдел речевого аппарата Зона Брока – активная экспрессивная речь) Зона Вернике - пассивная (импрессивная речь)

Слайд 6

Периферический отдел речевого аппарата

Слайд 7

Основные направления развития речи ЗКР речевое дыхание фонематический слух звукопроизношение просодика орфоэпия Грамматика синтаксис морфология словообразование Связная речь Грамота Лексика

Слайд 8

Основные направления развития речи ЗКР речевое дыхание фонематический слух звукопроизношение просодика орфоэпия Грамматика синтаксис морфология словообразование Связная речь Грамота Лексика Коммуникативная компетентность

Слайд 9

Коммуникативная компетентность – это … умение слушать и понимать чувства другого человека; умение вести диалог; понимать настроение собеседника.

Слайд 13

Благодарю за ваше внимание и участие!!! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ  Детский сад № 5 «Сказка» г. Адыгейска

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей- инвалидов

учителя – логопеда Кушу А.Н.

2017 год

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.

Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов

правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе дошкольных образовательных организаций.  Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

Что же это за категория детей? Дети - инвалиды  и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Дети с ОВЗ подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организации. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ  Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в  группе устанавливается до 15 человек.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

 «Конвенцией о правах инвалидов» и другими нормативно-правовыми актами в течение последних нескольких лет в Российской Федерации  создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов:

 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15),

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79),

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), и другие нормативные правовые акты.

Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы). Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

- с нарушением слуха;

- с дисфункцией речи;

- с патологией опорно-двигательного аппарата;

- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Статус «ребенок с ОВЗ» в дошкольном возрасте дает следующие права:

1.Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом , специальным педагогом  в условиях образовательной организации.

2.Право на особый подход со стороны педагогов, которые  должны учитывать  психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.

3.Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном  учреждении по месту  жительства, т.е. обычной образовательной  организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или  иные нарушения развития.

4. Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении третьим лицам, не участвующим  в процессе   образования детей.

 Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием должны заниматься специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель ознакомиться с полученными ими данными.

Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сегодня предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая будет обеспечивать адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание нравственной, психологической атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с  ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Работа проводится всеми специалистами ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения. Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:

1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;

2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;

3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.

Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:

• Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

• При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.

• Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, по

ниманию его ситуации.

• Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.

Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:

• создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;

• осуществлять коммуникативную направленность обучения;

• строго индивидуализировать обучение;

• всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;

• создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех

категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3. Овладение навыками коммуникации.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В образовательной организации должны создаваться специальные условия для получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами понимают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальной методической литературы, методических пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами, обеспечение доступа в здание детского сада, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. 

 В настоящее время МБДОУ Детский сад № 5 «Сказка» г. Адыгейска  

функционируют две группы компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР). В логопедической  группе 16 детей, из них с ОВЗ 12 детей и  4 детей с легким нарушением речи. В группе с ЗПР 10 детей одна из них с диагнозом ДЦП.

Образовательная деятельность с воспитанниками этих  групп осуществляется по  образовательным программам Феличевой Т.Б. и Чевелевой Н.А. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей для детей»;  Программа группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития С. Г. Шевченко.  Специалисты ДОУ проводят групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС ДОО:

-физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;

-социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь

-познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;

- развитие речи как средства познания;

-художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в следующих формах:

- закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (в режимных моментах),

- игры-тренинги,

- индивидуальная работа, все виды игр, беседы.

В организации образовательной деятельности мы учитываем:

-диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование

родителей, педагогическая  диагностика развития ребёнка, наблюдение за поведением детей в группе;

-планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организацию предметно-развивающей среды, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;

-организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу;  создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.);

- создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях;

-использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей);

- мониторинг образовательного процесса.

В детском саду   имеются: компьютеры, ж/к телевизор, DVD, музыкальные центры.  Мы планируем приобрести проектор для детей логопедической группы.  

 В нашем  ДОУ в кабинетах специалистов имеются методические пособия  и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают в коррекционной группе, я подобрала тематические книги:

«Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;

«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с

ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

 «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;

«ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;

«Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;

«Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

Большая работа проводится не только с детьми, но и с родителями. Консультирование, позволяющее дифференцированно подходить к каждой семье, имеющей «особого» ребенка, занимает важное место в нашей работе. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

Систематически мы проводим Дни открытых дверей, когда родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. На семинарах-практикумах  родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

На совместных праздниках родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Моя работа строится таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

На сегодняшний день мы используем следующие нетрадиционные методы воздействия:  игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др. Но мне хочется добавить, на мой взгляд, наиболее целесообразными и эффективными являются: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Для коррекционно-развивающего обучения очень важно создать положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Занятия с детьми проводятся специалистом с группой  (10 человек) или по подгруппам (5 - 6 человек), в первой половине дня. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятия по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателями. Учитель –логопед и дефектолог  проводят динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксирует в протоколах, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций.

Таким образом, организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой. Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Список литературы:

1.        Клещевникова В.И. Нормативно – правовое обеспечение работы коррекционных и оздоровительных групп ДОУ.- //Справочник руководителя ДОУ, 2009, №5, с.37.

2.        Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ОВЗ в новом законе об образовании.- //Справочник руководителя ОУ, 2013, №10, с.38.

3.        Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1015. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

4.        Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1014. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

5.        Груздева Л.А. Учебно – методические и образовательные комплексы в обучении детей  с  особыми образовательными способностями.- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.

6.        Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57

7.        Инклюзивный детский сад. Организация образовательного процесса. Партнерство с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей детей-инвалидов. Управление инклюзивным детским садом.- //Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2013, №12.

8.        Инклюзивное образование. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6.

9.        Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт /авт.-сост.А.А.Наумов.- Волгоград: Учитель, 2012.

10.        Комплексная работа с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Учебно – методические материалы предлагает библиотека ИРРО (электронные материалы есть в библиотеке ЦРОиИТО).

11.        Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. Малофеев Н.А. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики.-//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, №6.

12.        Пасечник Л. Дети с особыми познавательными потребностями.-//Дошкольное воспитание, 2009, №1, с.4 (о проблеме интеграции особых детей).

13.        Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов.- //Библиотека ж «Управление ДОУ.- М:Сфера, 2012.



Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Кушу Анжела Нальбиевна

учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

г. Адыгейск

Слайд 1

Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни.

Слайд 2

Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача- найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного образования осваивается в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.  Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или «компьютерная технология».

Слайд 3

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео- ).

Слайд 4

Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С  одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

  • Новые возможности для творческого развития детей
  • Повышает привлекательность содержания материала
  • Позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения
  • Повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля

С другой стороны:

  • компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
  • использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
  • «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером

Но жизнь не стоит на месте. Ю.Горвиц «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И педагог вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.

Рассмотрим существующие модели использования ИКТ в ДОУ.

Визуальная модель. Эта модель включает презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов, модули действий (в группе раннего возраста используется для обучения детей самостоятельной деятельности-последовательности умывания, одевания, собирания в правильной последовательности пирамидок, конструирования различных предметов), слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, не только обратиться к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Необходимое оборудование: телевизор; DVD, CD;  компьютер  с периферией (экран и проектор); сканер, интерактивная доска.

Аудиомодель.

Эта модель включает музыкальное сопровождение, аудиокниги, радиоспектакли. Фактически во всех типах занятий и во всех образовательных областях используется музыкальное сопровождение. Звуки музыки сопровождают ребенка на протяжении всего дня. Для реализации этой модели в распоряжении воспитателя имеется большая коллекция музыкальных фрагментов.  

Другим не менее важным средством является аудиокнига. Она оказывается прекрасным решением в случае непомерной скученности групп, когда воспитатель не имеет возможности постоянно держать в поле зрения большое количество детей.

Необходимое оборудование: музыкальные плееры с акустической системой; проигрыватель; компьютер с акустической системой; радио.

Игровая модель. Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом могут использовать не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включенные в процесс учебно-образовательной деятельности. Среди последнего можно назвать: детские компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактивные развлекательные игрушки.

Детский обучающий и развивающий компьютер или детский игровой компьютер предназначен, прежде всего, для того, чтобы развивать ребенка, однако для него все будет выглядеть как игра. Обучающая и развивающая электронная игрушка рассчитана на помощь ребенку в освоении алфавита, счета, чтения и письма. Детские компьютеры проектировались в расчете на детей от 2 до 16 лет. Те, что предназначены для детей младшего возраста, будут иметь интерактивные фигурки персонажей мультфильмов или смогут рассказать сказку, сыграть мелодию, показать мультик или предложить сыграть в интересную игру. Интерактивные, обучающие и развивающие товары выпускаются с четко заданной целью - развитие определенных знаний, умений или навыков. Мягкие развивающие игрушки предназначены для детей самого юного возраста и рассчитаны на развитие моторики и двигательной активности. Они позволят мять, колотить, бросать их. Все это нужно для того, чтобы у малыша наилучшим образом шло развитие опорно-двигательного аппарата. Мягкие обучающие игрушки позволят развить необходимую систему знаний, к примеру, разучить цифры, алфавит или познакомить с многообразием окружающего мира.

Интерактивные товары могут общаться с ребенком, читать ему стихи и петь песенки. Эти игрушки не сделают из ребенка научного гения, но заложат для этого основы и дадут необходимые навыки. Здесь неоценима роль взрослого, роль родителей в этом процессе -- именно он направит все усилия в нужное русло. Детские настольные и карманные электронные игры подразделяются на две основные категории — игры, созданные для развлечений, и развивающие игры.

Необходимое оборудование: интерактивные обучающие игрушки; электронные игры; интерактивные развлекательные игрушки; компьютеры.

Методическая модель. Важнейшую роль в организации учебно- воспитательного процесса играет методическая модель применения ИКТ, которая формируется буквально у нас на глазах. Методическая модель включает следующие части: методические видеозанятия, дидактические аудиокниги, система вебинаров, дистанционные семинары и лекции, электронные педагогические СМИ и методические интернет-ресурсы.

Методические видеозанятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий, созданных с разными целями (рекламными, мемориальными, а также непосредственно методическими).

Дидактические аудиокниги насчитывают уже несколько лет истории. Некоторые методические разработки были рассчитаны для использования в аудиорежиме. Но, хотя количество аудиокниг быстро растет, пока нет методики использования этого ресурса.

Дистанционные семинары и лекции - более традиционный по сравнению с предыдущим способ обучения с применением ИКТ.

Необходимые ресурсы: телевизор; . DVD, CD; компьютер с периферией: акустическая система; веб-камера; интернет; плеер; радио.

Подготовительная модель. Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, применяемая довольно широко, — это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Часто воспитатели, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей (к примеру, тетрадь на печатной основе, столь любимая детьми, родителями и педагогами), обращаются к родителям с просьбой сделать копии. Использование обычных сканера и принтера, а также наличие элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Подготовительная модель позволяет изготовить:

  • необходимые дидактические пособия;
  • раздаточный материал;
  • предметные и сюжетные картинки;
  • маски, медальоны для подвижных игр;
  • атрибуты для театральной деятельности.

Необходимое оборудование: компьютер с периферией (издательская система); сканер; брошюратор; графические программы.

Диагностическая модель. Проведение диагностики сопровождается заполнением большого количества бумаг, таблиц, которые зачастую подходят лишь для демонстрации проверяющему лицу как свидетельство того, что «ведется работа».

Для решения обозначенных проблем в ряде дошкольных образовательных учреждений организованы диагностические службы, советы, творческие группы; педагогическая диагностика внесена в годовые и календарные планы дошкольного учреждения и педагогов; ведется соответствующая документация (имеются диагностические программы и заключения по результатам педагогической диагностики). Таких дошкольных образовательных учреждений с каждым годом становится больше, и все-гаки в настоящее время они являются скорее исключением, чем правилом. Вместе с тем, согласно принятым ФГОС, требуется вести постоянный мониторинг. Для этой цели ИКТ являются крайне необходимым средством.

Необходимое оборудование:  компьютер; аппараты для диагностики физиологических параметров: электронные весы и т. п.

Информационная модель. Информационная модель - это колоссальный объем справочной литературы, блогов, рисунков, программ игровых и обучающих, которые хранятся в интернете.

Необходимое оборудование: компьютер и интернет.

Коммуникационная модель. Коммуникационная модель- способ профессиональной связи с помощью ИКТ со специалистами в профессиональной сфере.

Необходимое оборудование: компьютер и интернет.

Использование моделей. Как было показано выше, существует множество программ, уроков, размышлений на тему организации игрового и учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ для дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, ИКТ это - современный образовательный инструмент, который в руках  педагога преобразуется в учебно-познавательную динамическую наглядность, позволяющую решить воспитательно-образовательные задачи на качественно новом уровне. Можно говорить о том, что на современном этапе развития, компьютеризация педагогической  деятельности, становится технической базой для реализации развивающей дидактики, системного индивидуального и дифференцированного воздействия, направленного на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Всероссийская научно-практическая конференция «Проектирование новой школы: реализация образовательных стандартов» Направление 1. Дошкольное образование...

Презентация Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Презентация подготовлена к докладу на педагогическом совете...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования...

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании...