Консультация для педагогов - Особенности коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кузнецова Алена Борисовна

Консультация для педагогов «Особенности коррекции звукопроизношения  у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей логопедических групп при работе с детьми с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности коррекции звукопроизношения  у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей логопедических групп  при работе с детьми с нарушениями речи.

Нарушение звукопроизношения:

  •  мономорфное  (нарушается только одна группа звуков).
  • полиморфное  (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или  полиморфное.

В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

  • ·  искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
  • ·  отсутствие звука в речи ребенка (например, коова  вместо корова)
  • ·  замена одного звука другим (колова).

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся:

  • свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)
  • шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч
  • сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ)

заднеязычные – К, КЬ,  Г, ГЬ, Х, ХЬ;  губно-зубные - Ф, ФЬ, В, ВЬ; носовые согласные М,МЬ,Н,НЬ и т.д.

Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие заключения (диагнозы):  

общее недоразвитие речи (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН, дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, заикание, задержка речевого развития (ЗРР)….

Норма усвоения звуков (по годам):

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки:

А, О, Э, М, Б, П.

В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки:

И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.

От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (о этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками):

С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч.

В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки

Р, Л.

В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи?

Основные причины патологии детской речи:

Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы. Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин три:

  1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха)
  2. Выраженные дефекты в строении речевых органов ( губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба)
  3. Недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики  (недостаточная подвижность губ и языка)

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Рассмотрим каждую из причин в отдельности, чтобы помочь их устранить.

Одной из причин перехода так называемого «возрастного косноязычия» в более поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (т.е. в различении их на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков  ( С-З, С-Ш, З–Ж, Р-Л и др).   По этой причине слова типа ЗАЙКА - САЙКА, РАК - ЛАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком , воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.

Эта форма нарушения звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начнут отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет СУБА вместо ШУБА, ЗУК вместо ЖУК, ЛЫБА вместо РЫБА , то есть возникает так называемое косноязычие в письме» Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены и родителями, замены (свистящих –шипящими, сонорные звуки- Р, Л, Й, а также звонкие - глухими, твердые - мягкими) 

Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 
1. Дефицит внимания;
2. Низкий уровень развития самоконтроля. 
3. Низкий уровень познавательной активности. 
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность. 
5. Особенности зрительно-пространственного восприятия. 
6. Низкий уровень мотивации к обучению. 

Преодоление недостатков произношения требует определённой системы  и особых методов коррекционной работы. Методика занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к  трудному, от простого к сложному.

Коррекция звукопроизношения проводится в несколько этапов:

1-й этап – подготовительный

 1) Разучивание артикуляционной гимнастики.

 2) Развитие фонематического слуха.

 3) Отработка опорных звуков.

 2-й этап – постановка звука. (звуки «ставит» логопед)

 3-й этап – автоматизация звука

 1) Начинаем с автоматизации звука в слогах.

 2) Затем автоматизация звука в словах.

 3) Далее автоматизация звука в предложениях.

 4) И автоматизация звука во фразовой речи.

 4-й этап – дифференциация звуков

(если у ребенка очень хорошо развит фонематический слух, то данный этап не требуется)

 1) Дифференциация звуков в слогах.

 2) Дифференциация звуков в словах.

 3) Дифференциация звуков в предложениях.

 4) Дифференциация звуков во фразовой речи.

 5-й этап – введение звука в речь (нужен детям с тяжелыми нарушениями речи)

Работа проводится последовательно.  

В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем -  в более сложных.   Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более  сложному. Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. 

Для автоматизации звука использовать наглядность. Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью. У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).

Учитель-логопед: Кузнецова А.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

консультация для воспитателей "Особенности математического развития детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей" Особенности математического развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....

Консультация для родителей " Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых...

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста»....