Консультация для педагогов «Особенности психологического развития детей дошкольного возраста и адаптация их к дошкольному учреждению. Ребенок и сверстники"
консультация

Васильева Ольга Васильевна

В статье содержаться рекомедации воспитателям дошкольных групп по социализации детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_sotsilizatsii.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Вопросы социализации. Ребенок и сверстники»

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Так он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Навыки общественного поведения, сдержанность, взаимопомощь, товарищество, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, в коллективизм-легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

 

Нельзя не учитывать, что ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступать в спорных случаях – отнять или просить, поделиться или единолично владеть  «сокровищем», пожаловаться на товарища или договориться.

Ребенок пришел в детский сад.  Уже само по себе для него это событие, которое меняет его образ жизни. Здесь он получает много преимуществ, отвечающих его естественному стремлению быть большим, самостоятельным. Ребенок находится в обстановке, максимально отвечающей его интересам и потребностям.

Но дети по- разному проявляют себя, переступив порог детского сада. Одни контактны и общительны, чувствуют себя среди сверстников спокойно и естественно. Другие с трудом расстаются с близкими, скучают по дому, тяжело входят в контакт с воспитателем. Третьи отличаются неорганизованностью, неумением подчиняться общему распорядку жизни. Четвертые бойки и шустры, в общении со сверстниками раскованы, но одновременно проявляют агрессивность, стремление отнимать, повелевать. И все они нуждаются в теплом, внимательном отношении педагога.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.

Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении воспитателя выслушать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя и неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику.

Разговор по душам «воспитатель – ребенок» имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между взрослым и детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение взрослого к тому, о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.

Важно не оттолкнуть ребенка от себя несправедливым замечанием, окриком или резким осуждением его поступка. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, детский поступок заслуживает порицания, воспитатель обязан щадить ребенка как личность, помнить о том, что рядом дети.

Воспитатель намеренно должен использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, и этим самым упражнять детей в положительных формах общения: сначала ты помоги товарищу, потом он тебе, сегодня дежурные потрудились для тебя, а завтра- ты для них, он вежлив с тобой, будь и ты вежлив с ним.

Детям прививают элементарную культуру общения, регулирующую их отношения и помогающую им жить в коллективе: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться тем, чем играешь; спокойно разговаривать; не нарушать игры неуместным вторжением. Самых старших детей учат проявлять друг к другу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость (благодарить за оказанную помощь, извиняться в случае оплошности, просить разрешения пройти или подождать, посторониться, чтоб пропустить товарища и пр.). Когда дети знают и выполняют эти правила, то общение между ними протекает более спокойно, они не ссорятся, относятся друг к другу доброжелательно.

Так возникает привычка к коллективной жизни: общие дела, заботы все больше доставляют ребенку удовлетворения. Он на опыте убеждается: вместе дело спорится лучше, игра становится интереснее, одному – скучно, вместе – веселее.

К концу пребывания в детском саду каждый ребенок благодаря целенаправленному воспитанию овладевает элементарными умениями строить отношения со сверстниками, руководствуясь правилами:

-все игрушки, пособия, имеющиеся в группе,- достояние детского сада, предназначены для всех детей; игрушки детского сада брать домой не полагается;

-все, с чем играешь вместе со сверстниками должно распределятся по справедливости;

- ты обязан считаться с общим замыслом игр, согласовывать свои действия с другими ребятами;

- при необходимости умей уступать, ждать, помогать, выполнять не только ведущие роли, но и   – таков закон товарищества;

- отнимать игрушки или выбирать лучшие, жадничать, капризничать, командовать другими ребятами на красиво и стыдно;

- хочешь, чтоб с тобой дружили, старайся не ссориться, проявляй заботу о своем товарище, не оставляй его в беде;

- если ты хочешь, чтоб тебя приняли в игру, умей вежливо обратиться с просьбой к ним, не диктуй им своих условий.

Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

.Консультация для родителей "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                     ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    Игра — основной в...

Консультация для педагогов "Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для педагогов "Особенности диагностики развития детей с сенсорными нарушениями"

Консультация по вопросам: - особенности развития детей с сенсорными нарушениями- особые организационные условия обследования детей с сенсорными нарушениями...

Консультация для педагогов «Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте развитие познавательного характера имеет свои особенности, связанные с возрастной спецификой детей дошкольного возраста....