Консультация для педагогов «Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Анипова Анна Анатольевна

 

В дошкольном возрасте развитие познавательного характера имеет свои особенности, связанные с возрастной спецификой детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipova_poznavat_razvitie.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

        Антипова А.А., воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

В дошкольном возрасте развитие познавательного характера имеет свои особенности, связанные с возрастной спецификой детей дошкольного возраста.

Многогранность и многоаспектность процесса развития познавательного характера неоднократно подчеркивалась многими исследователями. Это связано с тем, что, по сути, этот процесс выступает основой для овладением детьми дошкольного возраста комплексом умений, знаний, а также включает в себя такие направления, как:

- развитие способностей познавательного характера;

- формирование креативности;

- развитие личностных качество;

- формирование ценностного отношения ребенка. Ъ

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[1] регламентируются основные направления образования дошкольников, реализуемые сегодня практике. К ним относится:

-  развитие качестве дошкольников интеллектуального, физического, эстетического, нравственного, личностного характера;

- формирование культуры общего плана;

- сохранение здоровья дошкольников;

- укрепление здоровья;

- формирование предпосылок для последующей деятельности учебного характера.

При этом в качестве одного из базовых требований ФГОС ДО определяется формирование у дошкольников интересов и действий познавательного характера путем осуществления деятельности разных видов.

В области образовательного характера, которая носит название «Познавательное развитие» регламентируется для детей дошкольного возраста развитие:

- мотивации для познания;

- любопытства и любознательности;

- действий познавательного характера;

- воображения;

- креативности;

- активности творческого характера.

Кроме того, предполагается необходимость становления сознания дошкольников, а также формирование у детей представления о самих себе первичного характера, представлений о других участниках социума, о явлениях окружающей действительности и т.п.[2]

Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина, смысл деятельности людей, деятельности социума понимается и усваивается детьми дошкольного возраста на разных уровнях при помощи ведущего вида деятельности.

Формирование способностей познавательного характера определяется тем, что к старшему дошкольному периоду у детей образуется сфера мотивационно-потребностного характера, которая побуждает детей к любознательности. Дети ощущают необходимость исследовать окружающий мир, социум, деятельность в различных видах, отношения. Кроме того, для детей важно понимать, затем они осуществляют ту или иную деятельность, что лежит в основе явлений и т.д.

Таким образом, можно выделить, что детское познание представляет ценность для самих детей, а его отличительными особенностями являются инициативность, активность, самостоятельность, эмоциональность, индивидуальность.

В старший дошкольный период развитие познавательного характера представляет собой многомерную систему, куда относятся процессы развития мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания. Именно данные процессы психического характера выступают как формы, позволяющие дошкольникам ориентироваться в мире, где он живет. Кроме того, они выполняют регулирующую функцию в отношении деятельности, которую осуществляет сам дошкольник.

Стимулирование активности познавательного характера должно быть соответствующим образом организовано, именно оно представляет собой основу для развития познавательных способностей. Такие стимулы нужно представлять детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, тогда они будут способствовать их интеллектуальному развитию, выступать как средство для их познания окружающей действительности.

Старший дошкольный период является наиболее сензитивным к развитию познавательного характера, что определяется, во многом, темпом такого развития на данном возрастном этапе, а также активным развитием психических процессов и функций ребенка.

И действительная сфера интеллектуального плана ребенка в этот период наполняется новыми возможностями и характеристиками, можно говорить о том, что внимание детей и желание познать переключается с внешнего на внутреннее, на желание понимать, анализировать, знать движущие основы, факторы влияния, связи и взаимосвязи, отношения и взаимоотношения между предметами, людьми, действиями.

Еще не так давно восприятие дошкольников характеризовалось глобальностью, однако с их взрослением оно изменяется. Ребенок осваивает различные способы конструирования, активно занимается деятельностью изобразительного характера, что позволяет ему обучиться отделять от предмета его свойства.

Таким образом, дети обучаются познавать отдельно предметы и их характеристики, что интеллектуализирует сам процесс восприятия, выводя ребенка на новый уровень познания.

Что касается памяти, ее характеристики также изменяются, появляется целенаправленность, а также произвольность. Это позволяет детям самим определять цели для запоминания, представления. Постепенно ребенок обучается не только представлять себе цель, к которой он идет, но и определять промежуточные задачи для достижения данной цели. Это приводит к возможности осуществлять планирование, а также дает возможность регуляции собственного поведения и своих действий.

Также этот возраст характеризуется возникновением у детей речи внутреннего характера, что расширяет его возможности.

У детей отмечается определенный тип деятельности нервного характера, который оказывает влияние на развитие познавательного характера. Рассмотрим основные типы.

Мыслительный тип.

Такие дети воспринимают мир с точки зрения слова. У них достаточно слабо развития первая сигнальная система. Именно слово позволяет детям отражать окружающую их действительность.

Художественный тип.

Такие дети воспринимают мир с позиции ощущения. Первая сигнальная система развита на высоком уровне.

Гармоничный тип.

Характеризуется равновесным развитием.

Согласно исследованиям, проведенным Н.Н. Поддъяковым, наиболее эффективными для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста выступают следующие направления педагогического воздействия:

- развитие у детей знаний обобщенного характера, куда включены такие базовые отношения, как отношения целого и части, предметов, предметов и системы:

- формирование таких умений, как проведение анализа с различных позиций; сравнение объектов с точки зрения разных оснований; группировка по разным основаниям; проведение рассуждений с выводами по итогам, умение делать заключения элементарного характера, определять связи и т.д.;

- обучение самостоятельному моделированию в различных ситуациях (наглядного характера, с использованием предметов-заместителей);

- развитие умений проведения деятельности поискового характера;

- побуждение к экспериментированию;

- поддержка активности познавательного характера;

- воспитание самостоятельности;

- обучение решению задач познавательного характера и т.д.[3]

Таким образом, в качестве основных направлений развития познавательного характера в старший дошкольный период является развитие интереса познавательного характера дошкольника, обогащение опыта дошкольника, поддержка его инициативности и самостоятельности. Эффективными технологиями в данном направлении являются поисковые задачи, экспериментирование, поездки, экскурсии.



[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 

[2] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

[3] Поддъяков Н. Проблемы психического развития ребенка//Дошкольное воспитание, 2001, № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Консультация для молодых специалистов "Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пре...

Консультация для педагогов. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок этого возраста является уже вполне сформировавшейся личностью, с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение в обществе, как в детском коллективе, так и среди взрослых...