Главные вкладки

    Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».
    консультация (старшая группа) по теме

    КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов « Развиваем познавательную  активность детей старшего дошкольного возраста». 

    Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования – все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие познавательной активности ребенка.

    В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

             Что же такое познавательная активность? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный – энергичный, деятельный. В некоторых языках деятельность и активность называют, одним словом activity.

    Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх…(Педагогическая энциклопедия).

    Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность» [6, с.123].

    Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё К. Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам.    Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.

    Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных и общая категория в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции.

    В продуктивной познавательной активности эти уровни выражаются:

    1. Как активность внимания;

    2. Как исследовательская познавательная активность;

    3. Как личностная активность.

    Чтобы обеспечить уровень познавательной активности необходима насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности в ней. Препятствием развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре» .Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

    Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная развивающая среда, или «образовательная среда», в которой он живёт и учится самостоятельно.

             В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

        Предметно-развивающая  среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности.

             Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.

                  Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

    Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

            Итак, наиболее общими и важными задачами развития познавательной активности ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию .

    Использованная литература:

    Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание Гизатуллина, Н.А [Текст]  //Вопросы психологии.-1994.-№ 3.

    Денисенкова, Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] // Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004.

    Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

    статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

    Консультация для педагогов Тема: « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к родной стр...

    Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

    Консультация для педагогов «Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой страны и округа»

    Ознакомление с государственными символами страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников....

    Консультация для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".

    Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей. Общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вво...

    Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

    Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...