Главные вкладки

    Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Дуганова Ольга Александровна

    статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_sostavlenie_rasskazov.docx22.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида №26»

    Консультация для педагогов

    Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов  по серии сюжетных картин.

    Подготовила:

    Учитель – логопед Дуганова О. А.

    г. Вологда

    Развитие связной речи, являясь главной, центральной задачей обучения дошкольников родному языку, имеет важнейшее значение для подготовки ребёнка к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учёбы. От ученика, поступившего в школу, требуется умение давать развёрнутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти умения закладываются в дошкольном возрасте. Хорошо известно, какие трудности испытывают ученики начальной школы в построении связного высказывания как письменного, так и устного. Аналогичные(и даже гораздо большие) трудности испытывают в построении развёрнутого связного высказывания дети дошкольного возраста в том случае, если у них не развиты необходимые умения путем специального речевого обучения. Нарушение связной речи- один из симптомов ОНР. Составление рассказа по серии сюжетных картин детям с ОНР дается с большим трудом. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета, пропускают значимые эпизоды, застревают на второстепенных деталях, используют простые малоинформативные предложения. Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда с воспитателями группы . Те или иные грамматические формы отрабатываются в ходе вопросно-ответной беседы по содержанию картин и затем закрепляются в самостоятельных рассказах детей. Большое внимание необходимо уделять работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных , а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей речи. Нельзя оставлять без внимания формы согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Учить детей отвечать на вопросы распространенными законченными предложениями; при ответах и в процессе рассказа использовать различные типы предложений. В процессе работы над составлением рассказов по серии сюжетных картин дети должны усвоить некоторые типы сложных предложений, например, сложносочиненных с союзом а, но, сложноподчиненных с придаточными времени, цели, условия. Словарная работа преследует цель обогащения активного словаря детей. Большое внимание необходимо уделять устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Важно уточнять и закреплять в речи детей слова-определения, в том числе качественные и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, а также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение предметов-наречия, предлоги. Введение в словарь новых слов и словосочетаний определяется конкретным содержанием серии сюжетных картин(номинативная лексика, слова, передающие характеристику действий и др.).

      Методика обучения рассказыванию по серии сюжетных картин строится с учетом особенностей детей с  ОНР(системное нарушение речи, вторичные отклонения в познавательном развитии). Это находит отражение в проведении подготовительной работы, в отборе и последовательности использования картинного материала, в структуре и приемах специальной коррекционной работы.  Переход от описания серии сюжетных картин в форме отдельных высказываний к составлению связного, последовательного, логически законченного рассказа представляет большие трудности для детей с ОНР. С учетом этого обучение строится следующим образом. Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. Большое внимание уделяется развитию у детей навыков планирования рассказа. Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем закончим рассказ?» и т.п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план. В последующем в составлении плана дети участвуют поочередно под руководством педагога. При этом учитываются индивидуальные речевые особенности.  Обучение детей рассказыванию по картинам необходимо начинать после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстраций. Это подготавливает детей к последующей работе по сюжетным картинам. При передаче внешнего облика персонажей картины, дети могут использовать навыки, полученные на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства, усвоенные на занятиях по пересказу. В дальнейшем занятия по картинам следует проводить параллельно с занятиями по составлению рассказов-описаний и пересказу. Обучение на основе картинного материала рекомендуется проводить как минимум на двух учебных занятиях. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию по серии сюжетных картин предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей. С этой целью используется малогрупповой метод занятий(учитывается степень оказываемой помощи, использование наглядных опор, очередность участия в составлении рассказов на занятиях). Важную роль играет анализ детских рассказов.  Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. Оценке рассказов помогает и педагог, отмечает то, что не заметили дети: соответствие названия содержанию, интересный переход от одной картинки к другой, удачное построение предложений(сложноподчиненных и сложносочиненных).  В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у детей с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.

     Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи на основе использования серии сюжетных картин для дошкольников с ТНР необходима. Это способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует использование разнообразных средств связи между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.        

     

    Литература:

    1.  Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.

    2.  Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.

    3.  Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.

    4.  Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

    В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

    Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр"

    Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. В ней представлен небольшой опыт работы, направленной на повышение интереса дошкольников к подвижным играм, развит...

    Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах"

    Материал из опыта работы по обучению детей  старшего дошкольного возраста ходьбе на лыжах...

    Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"!

    Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"...

    Консультация для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»

    Консультация для педагогов«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию  по пейзажной картине»...