Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Наталия Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevralskaya_lazur.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию                                                                        детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Составление рассказа                                                                                                        по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: развитие связной речи детей через ознакомление с картиной  И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Задачи:

 По речевому развитию:

  • учить составлять описательно-повествовательный рассказ по картине;
  • формировать умение выражать свои мысли понятно для окружающих;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными распространенными предложениями и используя разные виды сложных предложений;
  • упражнять детей в подборе относительных прилагательных;  обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений;
  • развивать у детей фонематический слух: определять положение звука в слове, характеризовать гласные и согласные звуки.

По художественно-эстетическому развитию:

  • учить внимательно рассматривать художественное полотно;
  • формировать  интерес  к средствам пейзажной  живописи, развивать чувство  композиции;
  • развивать  творческое  воображение, художественное  восприятие детей, способность  видеть  и чувствовать  состояние зимней природы  и  эмоционально  откликаться  на  него, выражая  чувства, впечатления  в детском творчестве.

По познавательному развитию:

  • углубить и обобщить представления детей о зиме, типичных признаках февраля месяца;                                    
  • воспитывать интерес к окружающей природе, любознательность.                                                                      

По социально-коммуникативному развитию:    

  • организовать общение детей со сверстниками и педагогами: помочь воспитателям в решении игровой проблемной ситуации;                                                                                                                                                                
  • воспитывать чувство восхищения красотой русской природы и живописью русских художников, гордость за нашу великую и прекрасную Родину.

По физическому развитию:

  • беречь здоровье детей, используя  здоровьесберегающие технологии: дыхательные упражнения, физкультминутку  и пальчиковую гимнастику.                                                      

Словарная работа:  пейзаж, красавица зимушка-зима, лазурь, лазоревый.

Предварительная работа: прогулки, экскурсии, наблюдение за живой природой, чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии вокруг детского сада, рисование;

Методические приемы: рассматривание картины, беседа по вопросам, чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза», рассказ – образец воспитателя, составление описательного рассказа детьми, дидактическая игра, слушание музыки.

Оборудование и материалы: репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь», портрет художника, магнитофон, сарафан, аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» из цикла  «Времена  года» П.И Чайковского, стихотворение  С. Есенина «Береза»,  альбомные листы,  акварельные краски, гуашь, восковые  мелки, мнемотаблица, карточки для характеристики звуков, схемы предложений.

Ход  НОД:

Создание проблемной ситуации

В группу заходит воспитатель соседней группы и говорит, что хочет сделать выставку картин известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.  (Показывает детям портрет художника). Ей для выставки нужна репродукция под названием «Февральская лазурь». У нее есть две картины, но они без подписей и какая из них художника Грабаря она не знает. Надо помочь воспитателю, но как это сделать? Дети предлагают разные варианты решения этой проблемы.  (Воспитатель выбирает вариант с рассматриванием картины и составлением рассказа о ней).

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, к нам в группу залетели снежинки. Снежинки не простые, а с загадками. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Не скульптура, не лепнина,

Лишь вчера сотворена

В рамке на стене она –

Труд художника – (картина)

Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется …
(пейзаж)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Это?    
(Зима).

Воспитатель. Правильно. А как  ласково можно назвать зиму?  (Зимушка)

А сейчас  давайте выполним артикуляционно-дыхательные упражнения.

Мороз трещит [щщщ] (громко, тихо)

Ветер свистит [ссссссс] (громко, тихо)

Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка» на санях детей катает

Погреем ладошки [хххххххххххх] (сильно, слабо).

 

Наша Россия очаровательна и прекрасна во все времена года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы.

Дидактическая игра. «Какая зима?»

Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в такую игру: я буду вам называть признаки зимы, а вы будете  отвечать на вопрос какая зима?

Если зимой холодно, значит зима (какая?) (холодная).
Если зимой  много снега, значит зима (какая?) (снежная).
Если зимой сильные морозы, значит зима (какая?) (морозная).
А если часто гуляет вьюга, значит зима (какая?) (вьюжная).
Если на улице стужа, студено, значит зима (какая?) (студеная).
Вот так, играя,  мы рассказали о зиме. 

Звуковой анализ слова «зима» и составление предложения с этим словом

Воспитатель. Давайте выберем слово из трех предложенных, соответствующее  этой звуковой схеме, (Дети выбирают слово «зима»). Пожалуйста, отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

Сколько звуков в слове «зима», а слогов? (В этом слове два слога.) 

Назовите первый слог? (зи).

Второй слог? (ма).

Назовите гласные звуки (И, А).

Определите и назовите, на каком месте находятся звуки  З? М ? (Дети показывают на схеме)

Эти звуки согласные или гласные? (Согласные).

Назовите первый звук слова (З).

Назовите мягкий согласный в слове «зима» (З), достаньте из конверта и покажите нужную цветную карточку. А согласный М – твердый или мягкий в этом слове?  (Твердый)

Придумайте предложение со словом «зима» по предложенной схеме.

Воспитатель. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уберите карточки в конверты.                                                                                                                
Воспитатель. Зима – это  поистине чудное, сказочное  время года. Оно восхищало талантливых людей на создание настоящих шедевров. Сегодня мы с вами будем говорить о красоте зимней природы.

Чародейкою зимою                                                                                                                  Околдован лес стоит                                                                                                                              И под снежной бахромою                                                                                                         Неподвижною немою                                                                                                                              Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Зима – художница рисует разные картины.

Поэт описывает природу словами, а художники как?  (Красками).

Рассматривание принесенных воспитателем  картин: И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» и А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Какие интересные, красивые картины. На них мастерски изображена природа,  березы, но в чем вы видите разницу? Какое  это время года?  (На одной – еще зима, хотя и поздняя, а на другой – уже весна, потому что грачи строят гнезда в марте). Можно сделать вывод, что это не та картина, которая принадлежит кисти художника Грабаря. После этого педагог обращает внимание детей на картину «Февральская лазурь». Вспомните, какое стихотворение, песню напоминает вам эта картина? (Дети вместе с педагогом вспоминают стихи).

Здравствуй, в белом сарафане                                                                                                                        Из серебряной парчи!                                                                                                                            На тебе горят алмазы,                                                                                                                          Словно яркие лучи.                                                                                                                                        ________________

Белая береза,                                                                                                                                 Русская земля!                                                                                                                                         И печаль, и радость,                                                                                                                            И любовь моя.

Воспитатель. Больше всего, мне кажется, подходит к этой картине стихотворение С.Есенина «Белая береза». Оно вам знакомо, давайте вспомним его:

Белая береза под моим окном                                                                                       Принакрылась снегом, точно серебром                                                                                         На пушистых ветках снежною каймой                                                            

Распустились кисти белой бахромой                                                                                           И стоит береза в сонной тишине,                                                                                                  И горят снежинки в золотом огне.                                                                                                                      А заря, лениво обходя кругом,                                                                                               Обсыпает ветки новым серебром.

Вопросы:

1. Какими красивыми словами С.Есенин описывает березу? (принакрылась точно серебром, пушистые ветки…)

2. Распустились кисти как? (белой бахромой)

3. В какой тишине стоит береза? (в сонной тишине)

4. Как горят снежинки? (в золотом огне)

5. Кто обходит березы? Как? (заря, лениво)

Воспитатель. Да, действительно это стихотворение как будто написано об этой картине. Кажется, что С.Есенин, увидев картину,  написал это стихотворение. Вам понравилась есенинская березка?

А вот какой увидел берёзку зимой художник. Рассмотрите репродукцию.  Какими словами из стихотворения Есенина можно описать её? (Береза принакрылась снегом, точно серебром; ветки пушистые и т. д.)

 История написания картины

Воспитатель. Послушайте историю написания картины. Автор картины очень любил зиму. Однажды зимой он приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!». Он рисовал, а зимушка ходила вокруг него и напевала свои песенки. И «выросло» на картине настоящее чудо-дерево, как в сказке. Смотрите, какое оно высокое, словно продолжает расти у нас на глазах. Чтобы показать березу во всей ее величавой красоте, художник писал ее, стоя в специально вырытой яме. Вот что он вспоминал позже: «Когда я однажды взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире.

Беседа по картине

Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину и скажите, о чем эта картина? (Художник передает красоту зимнего дня).

-К какому жанру живописи она относится? (Это пейзаж).

- Какой февральский день изобразил художник? (Морозный, солнечный,  ясный зимний день).

- Какова берёза на переднем плане картины? (Берёза белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, она занимает главное место на картине).

 - Рассмотрите небо. Как меняется цвет неба, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нём облака? (Небо высокое, чистое, прозрачное, тёмно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте. На небе нет ни одного облака).

- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? А в тени? (Снега много, на солнце он блестит, сверкает, яркий, лазоревый в тени, голубовато-розовый, чуть фиолетовый и даже кое-где зеленоватый на солнышке - это от цвета неба, солнца и деревьев. Снег как бы вобрал в себя все краски окружающего мира).  

-  Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о других берёзках? (На горизонте темнеют тонкие, белоствольные березы).

 - Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Хочется прижаться к стволу берёзы, почувствовать её, подышать этим февральским морозным воздухом. Возникает ощущение того, что ты сам находишься среди этих деревьев).

- Как бы вы назвали эту картину? («Белая береза», «Зимний день»).

Художник изобразил небо, используя краску, которая называется лазурь. (Объяснение слов: лазурь – светло-синий цвет, цвет неба, моря; лазоревый – нежно-голубой). Именно в феврале, в конце зимы такое яркое, синее, лазурное небо.

Несмотря на то, что в центре картины береза,  взгляд зрителей   приковывает  чистое, прозрачно голубое, лазурное  небо. Вы, я думаю, уже догадались, что эта картина называется… – «Февральская лазурь» и именно она нужна педагогу для выставки.

Динамическая пауза

Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы на улице возле этой красавицы-березы. В лесу тихо, потрескивают ветки, весело щебечут  птицы, как будто скоро зазвенит капель… (Звучит музыка П.И.Чайковского «Февраль». На одну из девочек воспитатель надевает белый сарафан, и она встает в центр хоровода).

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),

И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода),

Разойдемся в круг большой (расходятся),                                                                                                            И покружимся с тобой (кружатся).

Дует ветер на тебя (вдох – выдох)

И садятся птицы (приседают),

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).

На дворе сейчас зима –

Холодно, морозно (поглаживают плечи),

Шубу снежную надень, белая береза (кружатся). 

Составление рассказов по картине

Ребята, представьте, что вы стали экскурсоводами и вам нужно рассказать об этой картине. Рассказывать мы будем по плану и поможет нам эта таблица. (Выставляется мнемотаблица). Объясню, как с ней работать. (Сначала педагог объясняет и рассказывает о картине, а затем это делают дети.) Послушайте мой рассказ о картине.

В своей картине «Февральская лазурь» художник И.Э.Грабарь передает красоту зимнего дня.

День морозный, солнечный, ясный. На переднем плане художник нарисовал березу. Она белоствольная, ветвистая, высокая, нарядная. Вдалеке видны тонкие березки, стоящие стройными рядами.

Снег на солнце блестит, сверкает. Художник использовал сиреневые, нежно-розовые, голубые, лазурные краски, чтобы передать красоту природы.

Оказавшись в этом лесу, я бы послушала тишину, почувствовала,  как легко дышится: воздух чистый, свежий; услышала бы как трещат от мороза ветки, как пролетает птица. Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.

Дети составляют свои рассказы о картине, используя мнемотаблицу.


Оценка деятельности детей

Воспитатель. Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы о знаменитой картине художника  И.Э. Грабаря. Скажите,  вам понравилось быть экскурсоводами?                                                     А теперь  я предлагаю вам отправиться в художественную  мастерскую и нарисовать свой зимний пейзаж. (Дети рисуют).

Итог занятия

Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С какой картиной вы познакомились? Спасибо вам за то, что помогли найти нужную картину для выставки, за ваши замечательные рисунки.  Вы все хорошо потрудились. Работы мы разместим на нашей выставке. Пусть на них полюбуются ваши родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»

Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных ...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...