Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Шамрай Алёна Анатольевна

Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных картинок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchelki_na_razvedkah_3.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6 первой категории»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”» (13.05.21)

Выполнила: воспитатель гр. № 9

                                                                                     Шамрай А. А.

г. Чебаркуль

2021 г.


Цель: Ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных картинок.

Задачи:

Образовательные: 

  • обобщить и расширить знания о творчестве К. Ушинского;
  • расширить знания и представления детей об окружающем мире (о жизни пчёл и о пользе, которую они приносят окружающим;
  •  формировать умение связно, последовательно пересказывать произведение с помощью опорных картинок, отражающих последовательность событий;
  • обогащение и активизация  словарного запаса по темам: «Насекомые», «Цветы».

Развивающие:

  • способствовать развитию речи детей, навыков диалогической речи и интонационной выразительности

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.

  Предварительная работа:

  • знакомство с биографией К. Д. Ушинского;
  • чтение рассказов К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания»,  «Ласточка», «Дятел», «Бишка», «Как рубашка в поле выросла», «Хавронья», «Уточки», «Корова»; «Дети в роще»
  • беседы с детьми по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;
  • знакомство с продуктами пчеловодства: пыльца, перга, прополис, воск, маточное молочко, мед;
  • организация выставки в группе продуктов пчеловодства;

Методы: наглядные, словесные, практические

Приемы: художественное слово (отгадывание загадки), пояснение, поощрение, вопросы к детям, упражнение «Нейроритмика», инсценировка, составление связного рассказа.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, портрет К. Д. Ушинского, книги Ушинского, опорные картинки А4 5 шт, таблица А3 для упражнения «Нейроритмика», ободки на голову  с изображением персонажей рассказа 6 шт. , обруч, указка

Словарная работа:  разведка, улей, веселёшенький, скромный, наведайтесь.

I Вводная часть (3 мин.)

1). Обобщение знаний детей о творчестве К. Д. Ушинского.

II. Основная часть (20 мин.)

1). Отгадывание загадки.

2). Обобщение знаний детей о пчелах.

3). Объяснение непонятных слов.

4). Первичное чтение рассказа воспитателем.

5). Ответы на вопросы.

6). Нейроритмика.

7). Повторное чтение рассказа.

8). Повторное чтение рассказа.

9). Инсценировка.

10). Пересказ всего рассказа одним-двумя детьми.

III Заключительная часть (2 мин.)

  1. Анализ воспитателем пересказов детей.
  2. Обобщение занятия.

Ход занятия.

I. Вводная часть

Ребята, давайте вспомним, произведения какого автора находятся на нашей книжной выставке? (Константина Дмитриевича Ушинского) 

Кем был К. Д. Ушинский? (К. Д. Ушинский был детским писателем, а также учителем)

― С какими сказками и рассказами этого писателя мы с вами уже познакомились? («Умей обождать»«Вместе тесно, а врозь скучно»«Четыре желания»«Дети в роще»«Как рубашка в поле выросла» «Ласточка»«Уточка»«Бишка», «Хавронья».)

― Верно. Он написал много поучительных и познавательных рассказов и сказок для детей.

― Скажите, о ком рассказывал Ушинский в этих книгах? (Ушинский рассказывал о природе, о животных и птицах, о детях, их занятиях и играх, о пользе труда)

II. Основная часть.

― Сегодня я познакомлю вас с ещё одним познавательным рассказом К. Д. Ушинского. О ком он, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Работящая хозяйка

Полетает над лужайкой

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила.

А зовут её …. (Пчела).

― Ребята, а кто это ― пчела? (Пчела – это насекомое)

― Какую пользу приносят пчелы человеку? (Пчелы делают мед, дают прополис, воск, опыляют растения)

Правильно. Пчелы – очень полезные насекомые.  К. Д. Ушинский тоже любил наблюдать за жизнью пчел и написал замечательный рассказ, который назвал «Пчелки на разведках».

Словарная работа:  разведка, улей, веселёшенький, скромный, наведайтесь.

― Как вы думаете, что такое разведка? (наблюдение за чем-то)

― Да. Разведка  это наблюдение, обследование, изучение чего-либо с целью сбора информации (знаний о чем-то или о ком-то)

― Могут ли пчелы быть разведчиками? (Да. Они могут изучать растения и лес, чтобы найти себе пищу.)

А что такое улей? (Домик, который делают люди для пчел).

― Как вы думаете, что значит веселешенький? (Очень веселый, радостный)

― А кого мы называем скромным? (Сдержанного, нехвастливого человека, который не выставляет своих достоинств напоказ.)

― Правильно.

― Что значит «наведайтесь?» (Навестите, посетите)

Чтение рассказа детям с обращением внимания детей на опорные картинки с последовательностью событий.

― Ребята, я вам сейчас прочитаю рассказ К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках», а вы слушайте внимательно и смотрите на опорные картинки. Они вам помогут лучше представить события этого рассказа.

― О каком времени года говорилось в рассказе? (В этом рассказе говорилось о весне)

― Кто проснулся от зимнего сна? (От зимнего сна проснулись пчелки)

― Когда пчелки выглянули в окошко, что они увидели? (Пчелки увидели, что стало тепло, солнце стало светить ярко)

― Убедившись, что погода благоприятная, что стали делать пчелки? (Пчелки выбрались из улья и полетели к яблоне)

― Что попросили пчелки у яблоньки? (Пчелки попросили что-нибудь поесть)

― Что им ответила яблонька? (Яблонька сказала, что пчелки прилетели рано, ее цветы еще спрятаны в почках.

― Куда полетели пчелки после разговора с яблонькой? (Пчелки полетели к вишне)

― Что спросили пчёлы у вишни? (Пчелки спросили, нет ли у нее цветочков, из которых они могли бы поесть нектар)

― Что ответила вишня пчёлам? (Вишня предложила пчелам прилететь завтра, так как на ней нет еще ни одного открытого цветочка)

― К какому цветку полетели пчелки после вишни? (Пчелки полетели к тюльпану)

 ―  Смогли ли пчелки полакомиться нектаром у тюльпана? (Пчелки не смогли поесть нектар у тюльпана, потому что в нем не было ни запаха, ни меда.)

― Какой цветок увидели пчелы под кустом? (Под кустом пчелы увидели темно-синий цветок)

― Как называется этот цветок? (Цветок называется фиалка)

― Фиалка смогла помочь пчелам? (Да. Фиалка напоила пчел сладким соком)

― Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? (Писатель хотел рассказать нам, как живут пчелы)

Нейроритмика.

― Давайте немного поиграем. На доске размещена таблица с разными живыми существами. Назовите их. (Муравей, пчела, кузнечик, синица). Как можно назвать одним словом муравья, пчелу и кузнечика? (Насекомые). Правильно. А кто в этой таблице лишний? ( Синица, потому что это птица)

Хорошо. Вспоминаем, что если я показываю на муравья – вы шагаете, на пчелу – летаете, на кузнечика – прыгаете, а если показываю на синицу…? (Не двигаемся)/  Почему? (Потому что синица охотится на насекомых и может их съесть)

Выполнение упражнения.

Повторное чтение рассказа.

― Сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить. Опорные картинки вам в этом помогут. Не забывайте внимательно смотреть на картинки и подмечать детали.

― Давайте попробуем разыграть небольшой спектакль. Вы будете актерами, а я рассказчиком. Кто будет яблоней? Вишней? Тюльпаном? Фиалкой? Пчелками? (Надеть ободки с изображением персонажа детям на голову). Найдите каждый свой домик. Начинаем наш рассказ.

― Кто может пересказать рассказ целиком по опорным картинкам?

Один-два ребенка пересказывают текст.

― Молодцы, ребята! Какие хорошие, длинные предложения вы строили, вы вспомнили все события этого рассказа.

III Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

― Ребята, с каким произведением  Константина Дмитриевича Ушинского мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с рассказом  «Пчелки на разведках»)

― Что интересного вы узнали о жизни пчел из рассказа? (Зимой пчелы спят в своих  ульях, а весной просыпаются голодными. Весной все цветочки распускаются в разное время. В цветах находится ароматный и сладкий сок, которым питаются насекомые. Чтобы поесть нектар, пчелкам надо потрудиться, перелетая с цветка на цветок).

― Правильно. Как вы думаете, стоит ли срывать цветочки с деревьев или рвать их в лесу на поляне?  (Не стоит рвать много цветов. Нужно оставить их для пчелок, чтобы они могли поесть нектар.) 

Да. Вы узнали, что пчелам, чтобы не погибнуть, нужны цветы. Они добывают себе пищу, едят нектар. Давайте реже будем срывать цветы, чтобы пчелки могли полакомиться вкусным соком. Пчелы очень трудолюбивые, работящие. Они приносят людям большую пользу: дают вкусный и полезный мед, прополис, который используют в медицине, воск, опыляют растения.

 Вы очень хорошо поработали сегодня на занятии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...