Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синонимов и слов - антонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_slov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной организованной

образовательной деятельности.

       Образовательная область: « Речевое развитие».

Тема: «Путешествие в страну слов»

Цель:

Совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса.

Задачи:

1.Образовательные:

1)Продолжать знакомство детей с понятиями «синонимы и антонимы».

2)Учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу к существительным, прилагательным, глаголом.

3)Развивать точность словоупотребления в связном высказывании и образность связной речи.

2.Развивающие:

1)Развивать двигательную активность детей, координацию движений.

2)Развивать игровые умения и общую моторику.

3.Воспитательные:

1)Воспитывать у детей интерес к родному языку.

2)Воспитывать эмоциональное отношение к сказочному персонажу.

          Оборудование: игрушка-петрушка (би-ба-бо), картинки с изображением лета, ночи, солнца, луны, девочки, мальчика, лимона, сахара, дня, реки, ручья.

       

         Ход занятия

I часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по стране слов. Там нас ожидают веселые, интересные задания, игры, головоломки.

Инсценировка.

Стук в дверь. У воспитателя в руках Петрушка.

- Не сердитесь на меня, не обижайтесь, не злитесь! – говорит Петрушка.

- Где ты был? – спрашивает воспитатель.

- Недалеко, близко, рядом.

- Ребята! Петрушка говорит об одном и том же по-разному, разными словами. Вы уж знаете, что в русском языке есть «слова-друзья». И хотя они звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. – Далее воспитатель повторяет слова Петрушки.

- Такие «слова-друзья» называют еще близкими по значению или словами-синонимами, потому, что обозначают близкие понятия. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Как сказать по-другому?». Воспитатель произносит словосочетание, а дети заменяют их словами, подходящими по смыслу:

  1. Злая зима – холодная, суровая, студеная.
  2. Колючий ветер – резкий, сильный, порывистый.
  3. Легкий ветерок – прохладный, приятный, ласковый.
  4. Плакать от обиды – реветь, рыдать, ныть, хныкать.
  5. Веселиться в гостях – забавляться, радоваться, потешаться.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дети выбирают слова: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

- Теперь поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать «слово-друга». Каждому я скажу слово, которое нужно запомнить и правильно выбрать этому слову пару – «слово-друга».

                Слова:

          Алфавит – азбука

          Огонь – пламя

          Чистый – аккуратный

          Прыгать – скакать

          Бросать – кидать

          Друг – приятель

          Грустный – печальный

          Радостный – веселый

          Храбрый – смелый

- Когда мы используем «слова-друзей» наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка

А теперь мы разомнемся

Улыбнемся, посмеемся

Наклоняйтесь ниже, ниже

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы ребята не устали!

Сели – встали, сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

          II часть

- В русском языке есть не только синонимы «слова-друзья», но и «слова-неприятели», т.е. слова с противоположным значением. Такие слова еще называют слова – антонимы. В нашей физминутке прозвучали такие слова. Вот послушайте и найдите их:

Сели – встали, сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

После того как дети находят нужные слова Петрушка спрашивает:

- Какое сейчас время года?

- Зима.

- А отдыхать, греться на солнышке, купаться вы будете?

- Летом.

А теперь поиграем в игру «Живые слова».

Воспитатель обращается к детям:

- Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовите слова противоположные по смыслу, «слова-неприятели», слова-антонимы: Зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик, –  выставляет картинки лета, ночи, солнца, лимона, реки, девочки. Воспитатель попарно расставляет картинки.

Следующая игра «Доскажи словечко».

Воспитатель – «Там, где я буду останавливаться, вы будете вставлять нужные  слова:

  1. Летом жарко, а зимой… (холодно)
  2. Летом ветер теплый, а зимой … (холодный)
  3. Летом день длиннее, а ночь … (короче)
  4. На зиму животные засыпают, а весной… (просыпаются)
  5. Зимой река замерзла, А весной… (оттаяла)

Ребята, а теперь отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению, слова-антонимы:

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

                  (Отгадка – дятел, а слова-антонимы: враг – друг)

 

А сейчас послушайте пословицы, в них тоже есть слова, противоположные по значению, подскажите мне эти слова:

  • Март зиму кончает, весну… (начинает)
  • Смелый там найдет, где робкий… (потеряет)
  • Дождик вымочил, а солнышко… (высушит)
  • Один теряет, другой … (находит)
  • Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

Ребята, смотрите, сколько нового мы сегодня узнали. Вам понравилось? А какие вам слова больше понравились: «слова-друзья» или «слова-неприятели»? (Ответы детей, подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»

Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – ска...