Главные вкладки

    Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синонимов и слов - антонимов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_slov.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной организованной

    образовательной деятельности.

           Образовательная область: « Речевое развитие».

    Тема: «Путешествие в страну слов»

    Цель:

    Совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса.

    Задачи:

    1.Образовательные:

    1)Продолжать знакомство детей с понятиями «синонимы и антонимы».

    2)Учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу к существительным, прилагательным, глаголом.

    3)Развивать точность словоупотребления в связном высказывании и образность связной речи.

    2.Развивающие:

    1)Развивать двигательную активность детей, координацию движений.

    2)Развивать игровые умения и общую моторику.

    3.Воспитательные:

    1)Воспитывать у детей интерес к родному языку.

    2)Воспитывать эмоциональное отношение к сказочному персонажу.

              Оборудование: игрушка-петрушка (би-ба-бо), картинки с изображением лета, ночи, солнца, луны, девочки, мальчика, лимона, сахара, дня, реки, ручья.

           

             Ход занятия

    I часть.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по стране слов. Там нас ожидают веселые, интересные задания, игры, головоломки.

    Инсценировка.

    Стук в дверь. У воспитателя в руках Петрушка.

    - Не сердитесь на меня, не обижайтесь, не злитесь! – говорит Петрушка.

    - Где ты был? – спрашивает воспитатель.

    - Недалеко, близко, рядом.

    - Ребята! Петрушка говорит об одном и том же по-разному, разными словами. Вы уж знаете, что в русском языке есть «слова-друзья». И хотя они звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. – Далее воспитатель повторяет слова Петрушки.

    - Такие «слова-друзья» называют еще близкими по значению или словами-синонимами, потому, что обозначают близкие понятия. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Как сказать по-другому?». Воспитатель произносит словосочетание, а дети заменяют их словами, подходящими по смыслу:

    1. Злая зима – холодная, суровая, студеная.
    2. Колючий ветер – резкий, сильный, порывистый.
    3. Легкий ветерок – прохладный, приятный, ласковый.
    4. Плакать от обиды – реветь, рыдать, ныть, хныкать.
    5. Веселиться в гостях – забавляться, радоваться, потешаться.

    - Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

    Зябнет осинка,

    Дрожит на ветру,

    Стынет на солнышке,

    Мерзнет в жару.

    Дети выбирают слова: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

    Воспитатель предлагает встать детям в круг.

    - Теперь поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать «слово-друга». Каждому я скажу слово, которое нужно запомнить и правильно выбрать этому слову пару – «слово-друга».

                    Слова:

              Алфавит – азбука

              Огонь – пламя

              Чистый – аккуратный

              Прыгать – скакать

              Бросать – кидать

              Друг – приятель

              Грустный – печальный

              Радостный – веселый

              Храбрый – смелый

    - Когда мы используем «слова-друзей» наша речь становится точной, выразительной, яркой.

    Физкультминутка

    А теперь мы разомнемся

    Улыбнемся, посмеемся

    Наклоняйтесь ниже, ниже

    Головой к коленям ближе.

    А теперь вы не ленитесь

    Хорошо назад прогнитесь.

    Головою покрутите,

    Потянитесь, потянитесь!

    Вы ребята не устали!

    Сели – встали, сели – встали!

    Все руками помахали

    И на место побежали.

              II часть

    - В русском языке есть не только синонимы «слова-друзья», но и «слова-неприятели», т.е. слова с противоположным значением. Такие слова еще называют слова – антонимы. В нашей физминутке прозвучали такие слова. Вот послушайте и найдите их:

    Сели – встали, сели – встали!

    Все руками помахали

    И на место побежали.

    После того как дети находят нужные слова Петрушка спрашивает:

    - Какое сейчас время года?

    - Зима.

    - А отдыхать, греться на солнышке, купаться вы будете?

    - Летом.

    А теперь поиграем в игру «Живые слова».

    Воспитатель обращается к детям:

    - Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовите слова противоположные по смыслу, «слова-неприятели», слова-антонимы: Зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик, –  выставляет картинки лета, ночи, солнца, лимона, реки, девочки. Воспитатель попарно расставляет картинки.

    Следующая игра «Доскажи словечко».

    Воспитатель – «Там, где я буду останавливаться, вы будете вставлять нужные  слова:

    1. Летом жарко, а зимой… (холодно)
    2. Летом ветер теплый, а зимой … (холодный)
    3. Летом день длиннее, а ночь … (короче)
    4. На зиму животные засыпают, а весной… (просыпаются)
    5. Зимой река замерзла, А весной… (оттаяла)

    Ребята, а теперь отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению, слова-антонимы:

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

    А деревьям друг.

                      (Отгадка – дятел, а слова-антонимы: враг – друг)

     

    А сейчас послушайте пословицы, в них тоже есть слова, противоположные по значению, подскажите мне эти слова:

    • Март зиму кончает, весну… (начинает)
    • Смелый там найдет, где робкий… (потеряет)
    • Дождик вымочил, а солнышко… (высушит)
    • Один теряет, другой … (находит)
    • Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

    Ребята, смотрите, сколько нового мы сегодня узнали. Вам понравилось? А какие вам слова больше понравились: «слова-друзья» или «слова-неприятели»? (Ответы детей, подведение итогов занятия)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития.

    Конспекты НООД и развлечений для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок для социально-личностного и коммуникативного развития - практический материал для педагогических работников...

    Конспект НООД по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста

    Конспект непосредственно орагнизованной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей среднего дошкольного возраста "Кто, кто в теремочке живет?",  целью которого является: дать дет...

    Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

    В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

    «План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

    «Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

    Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

    Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

    Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

    Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...