Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: развитие речи детей.

 Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данной теме. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Совершенствование умения составлять предложения, выполнять анализ предложений. Закрепление навыков правильного употребления в речи простых сложных предлогов. Совершенствование элементарных  математических представлений, навыков составления и решения задач. Автоматизация сонорных звуков в игре.

Коррекционно –развивающие задачи: развитие дивергентного мышления, развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой о общей моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»

с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»

города Невинномысска

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

«Здравствуй лето!»

                                                                           Учитель –логопед: Гольцева О.В.

г. Невинномысск 2020г.

Цель: развитие речи детей.

 Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данной теме. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Совершенствование умения составлять предложения, выполнять анализ предложений. Закрепление навыков правильного употребления в речи простых сложных предлогов. Совершенствование элементарных  математических представлений, навыков составления и решения задач. Автоматизация сонорных звуков в игре.

Коррекционно –развивающие задачи: развитие дивергентного мышления, развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой о общей моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. А что нужно сделать, когда приходят гости?

Дети: Поздороваться.

Логопед: Правильно ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.  А после подарите улыбки и хорошее настроение друг другу.

 Сообщение темы.

Логопед загадывает загадку о лете.

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться очень жарко.

Нравиться мне время года это.

Угадали? Ну конечно. (Лето).

Логопед: Верно! А когда наступает лето? (После весны).

Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Какие приметы лета вы знаете? (Летом становится жарко, идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуска и едут отдыхать на море).

Логопед: Правильно ребята. Сегодня на занятии мы будем говорить про лето. Присаживайтесь на свои места.

(Дети садятся за парты).

Логопед: Ребята вы любите сказки?

Дети: Да!

Логопед: Тогда я предлагаю вам рассмотреть изображения сказочных героев   и назвать мне название этой сказки.

Дети называют сказочных героев, и говорят, что эта сказка «Дюймовачка»

Логопед: Правильно ребята. Это сказка Дюймовачка. А кто является главной героиней этой сказки?

Дети: Главная героиня сказки – Дюймовочка.

Логопед: Молодцы ребята! Сегодня Дюймовочка пришла к нам из сказочной тёплой, летней страны, чтобы помочь вам узнать много нового и интересного про замечательное время года –лето!

Но есть проблема. Она сможет вернуться к себе в сказочную страну, только тогда, когда вы выполните задания, которые она для вас приготовила.

- Ребята, поможем Дюймомочки вернуться в сказочную страну? Выполним все приготовленные Дюймовочкой задания?

Дети : Да!

Логопед: Задания находятся на лепестках прекрасного, разноцветного цветка, который мы будем собирать.

Логопед предлагает   1 ребёнку выбрать лепесток и определить задание.

Лепесток жёлтого цвета . (Работа с предложениями. Развитие связной речи. Совершенствование навыка составления предложений по картинкам и выполнения анализа).

Логопед: Ребята куда вы больше всего любите ходить с родителями в жаркие, летние деньки, для того чтобы охладиться?

Дети: Мы любим ходить на реку или озеро, для того чтобы там купаться.

Логопед: Ребята, купаясь в водоёме весело и полезно, но нужно всегда помнить и соблюдать правила безопасности на воде.

•        Логопед: Ребята рассмотрите картину и составьте по ней предложения. Предложения должны быть составлены согласно предложенной схеме.

Дети составляют предложения.

•        Логопед предлагает детям самостоятельно составить схему предложения и выполнить анализ предложения: «Мальчика Витю спасают ».

Логопед хвалит детей, предлагает 2 ребёнку раскрыть красный лепесток и определить задания. 

Логопед: Ребята, летом как всем известно можно встретить много интересных птиц. Одна из них к нам залетела на занятие и предлагает с ней поиграть.

  • Игра с карточками «Весёлый попугай» (совершенствование понимания и употребления в речи предлогов).

Логопед показывает сюжетные картинки с изображение попугая. Дети рассказывают, что изображено на картинках и определяют какой предлог, присутствует в предложении. Показывают схему этого предлога.

1-й ребёнок: Попугай в клетке. Показывает нужную схему (предлог в)

2-й ребёнок: Попугай на клетке. Показывает нудную схему (предлог на)

3-й ребёнок: попугай залетел за клетку. (Показывает нужную схему (предлог за).

4-й ребёнок: Попугай пролетел под клеткой. Показывает нужную схему (предлог под).

5-й ребёнок: Попугай пролетает между клетками. Показывает нежную схему (предлог между).

6-й ребёнок: Попугай пролетает над клеткой. Показывает нужную схему (предлог над).

Логопед: Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание на красном лепестке. И я предлагаю открыть зелёный лепесток и определить задание.

Третий ребёнок определяет задание.

Логопед: Всем известно, что лето — это пора отпусков и каникул. Многие из нас летом любят летом путешествовать. Дюймовачка предлагает нам отправиться в путешествие в одну из жарких стран и встретиться с дикими животными.

  • Игра «Чей детёныш» (Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи название детёнышей диких животных). Логопед бросает мяч и задаёт вопрос. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос, возвращают мяч.

Логопед: Когда наступает лето многие из нас

Логопед: У слонихи кто детёныш?

1-й ребёнок: Слонёнок

Логопед: У крокодилицы кто детёныш?

2-й ребёнок: крокодильчик, крокодильчики.

Логопед: У тигрицы кто детёныш?

3-й ребёнок: тигрёнок., тигрята

Логопед: У львицы кто детёныш?

4-й ребёнок: львёнок, львята

Логопед: У зебры кто детёныш?

5-й ребёнок: зебрёнок, зебрята.

Логопед: У кенгуру кто детёныш?

6-й ребёнок: кенгурёнок; кенгурята.

  • Игра Чей? Чья? Чьё? Чьи? (закрепление навыков образования и использование в речи притяжательных прилагательных).

Логопед бросает ребёнку мяч и называет часть тела животного а ребёнок возвращает мяч и образует словосочетание с притяжательными прилагательными.

Хвост льва – львиный хвост.

Усы тигра –тигриные усы.

Пасть крокодила – крокодилья пасть.

Шея жирафа – жирафья шея.

Рог носорога – носорожий рог.

Лапы обезьяны – обезьяньи лапы.

Логопед: Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание на зелёном лепестке. А я предлагаю снова раскрыть лепесток розового цвета и узнать, какое же задание находится в нём.

Четвёртый ребёнок  определяет задание

•        Игра «Разноцветные кружки» (Совершенствование звукового анализа слов).

Логопед:  раздаёт детям картинки с изображением лета.  Просит назвать эти картинки. Собрать слово из букв  и выполнить звуковой разбор данного слова.

Слова: лето, море, озеро, цветок, ягоды, трава

Логопед: молодцы ребята вы выполнили очень сложное задание. И у нас остался последний лепесток синего цвета. 

Пятый ребёнок раскрывает лепесток и определяет задание.

Логопед: На синей грани нарисовано число и предмет, значит нас ждет задание с числами. (Согласование числительных с прилагательным и существительным в косвенных падежах).

Летом мы все ходим на природу в леса, на луга, на поля. И там мы любим собирать разные цветы для своих близких людей. Я предлагаю вам собрать свои букеты для ваших близких людей, и рассказать из каких цветов и в каком количестве у вас получились букеты.

 - Скажи, София, из чего будет твой букет?

(-Мой букет будет из пяти красных роз.)

- Слава, с чем ты пойдешь к маме?

(- Я пойду к маме семью голубыми колокольчиками.)

- Что, Катя, ты будешь держать в руке?

(- Я буду держать в руке девять фиолетовых астр.)

Логопед: Летом мы все ходим на природу в леса, на луга, на поля. Там мы можем встретить и познакомиться поближе с различными насекомыми. Я предлагаю взять сачки и отправиться за поиском насекомых на наш волшебный луг. Поймав насекомых вы должны вспомнить их название, сосчитать их количество и рассказать нам о том, кого вы нашли. Начните свой рассказ со слов «Я поймал на лугу…. 5 красных  бабочек». И помните, что насекомым нельзя причинять вред. После того, как вы расскажите о своём улове мы выпустим насекомых на волю, в их постоянную среду обитания.

Логопед: Алексей расскажи кого тебе удалось поймать на лугу?

1ребёнок: Я поймал на лугу 6 зелёных  майских жуков.

Логопед: Варвара кого тебе удалось поймать на лугу?

2 ребёнок: Я поймала на лугу 7 жёлтых бабочек

3 ребёнок: Я поймал на лугу 8 зелёных кузнечиков

4 ребёнок: Я поймала на лугу 5 красных божьих коровок.

5 ребёнок: Я поймала на лугу 9 белых стрекоз

6 ребёнок: Я поймала на лугу 10 сильных муравьёв.

4. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, вы выполнили все задания приготовленные Дюймовочкой и помогли ей вернуться домой. У нас получился замечательный цветок, в котором она будет жить в своей сказочной, летней стране. Дюймовочка  благодарит вас и дарит вам памятные сувениры, чтобы вы смотря на них вспоминали об этой удивительной встрече и знакомству с ней.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"

Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".

Конспект  содержит методические  разработки по реалиизации  модуля речевое развитие детей старшего дошкольного  возраста с ТНР....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"

Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...