Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Занятие - развлечение «Каравай»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей посредством приобщения к русским народным традициям, воспитания бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад № 303»
Конспект НОД по речевому развитию детей
старшего дошкольного возраста
Занятие - развлечение «Каравай»
Составили: |
учитель-логопед:Федорова М.Ф. воспитатели: Гусарова А.С., Паршикова В.С. |
2024 г.
Цель:
Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей посредством приобщения к русским народным традициям, воспитания бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают.
Задачи:
Развивать общую, мелкую моторику у детей.
Развивать фонематический слух и восприятие.
Развивать у детей интерес к звуку, слогу, слову.
Расширять знания детей о слоговой и звуковой структуре слов.
Формировать у детей представление, как выращивают хлеб. Углубить знания о злаковых культурах.
Расширять лексический запас по теме.
Развивать коммуникативные качества детей в играх, творческие способности. Вызвать эмоциональный позитивный отклик во время развлечения.
Формировать патриотические чувства. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Мультимедийное оборудование для показа презентации, музыкальный центр. Предметные картинки (сноп, батон, сушки, зерновой ток, мука, хлебная корка, детская горка, пушки, хлопушки, ватрушки) Наглядно-дидактическое пособие по теме "Хлеб". Каравай и другие хлебобулочные изделия (настоящие или бутафорские, муляжи). Кукла Домовенок Кузя, ингредиенты для приготовления теста.
Фишки красного, синего, зеленого цвета для звукового анализа слов, схемы для обозначения места звука в слове, слоговые схемы.
Педагог накануне сообщает детям, о том, что завтра они будут пекарями и изготовят каравай.
Ход развлечения:
— Ребята, посмотрите, что я вам принесла (воспитатель в руках держит большую закрытую кастрюлю с якобы заранее приготовленным тестом). Давайте откроем ее и посмотрим, что там. Дети открывают кастрюлю и вместо теста находят письмо от Домовенка Кузи.
— Давайте прочитаем, что же там написано. (Педагог читает письмо детям).
— Здравствуйте, дорогие мои детишки. Я узнал, что некоторые дети за обедом хлеб не едят, а выбрасывают. Я решил их проучить, чтобы они знали какая польза от хлеба, и сколько труда вкладывает большое количество людей разных профессий, и как он появился у вас на столе.
Я приготовил для вас план-маршрут с заданиями, если вы его выполните, то сможете замесить тесто и испечь свои булочки. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать ингредиент для теста. Домовенок.
Педагог: Ребята, вот план-маршрут, на котором порядок производства хлеба и задания для вас.
План-маршрут
1.Пахота
2.Сев
3.Жатва
4. Хлеб растёт
5. Помол зерна
6. Приготовление теста
7. В печи
8. На прилавках
Интерактивная игра «Расставь правильно»
(На экране появляются картинки с нарушенным по-
рядком производства хлеба, дети исправляют ошибки).
— Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика,
мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)
Педагог:
Ребята, посмотрите, верно ли изображен порядок производства хлеба?
Я вам всем задание дам, все расставить по местам.
Внимательно посмотрите,
Цикл производства хлеба восстановите!
Молодцы! А теперь отправляемся в путешествие по восстановленному маршруту.
Пословицы, поговорки, загадки послушать, да определить, в какую пору производства хлеба это бывает.
1. Кладу не ищи, а землю паши - и найдёшь.
Кто не ленив пахать, тот будет богат.
Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест. (ПАХОТА)
Правильно, ребята!
В конвертик мы заглянем, задание достанем.
У автора нашего вышла осечка (ошибка),
Поиграем в игру "Исправь словечко".
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки (сушки).
Держите ушки на макушке, на полдник нам дают хлопушки (ватрушки).
Молодцы! Продолжаем путь!
2.Сей в добрую пору - соберёшь хлеба гору
Овёс не князь, любит грязь
Рожь хоть на часок, но в песок (СЕВ)
Верно, угадали ловко!
А теперь послушайте рифмовку!
И добавьте в неё подходящее слово: бутон - батон - питон - бетон.
Я тебе задачу дам, всё расставить по местам
В булочной куплю … (батон)
В зоопарке спит …(питон)
Распускается…(бутон)
Нужен для дорог …(бетон)
3.Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели наливается, две недели поклоны бьёт, жать себя просит, а то зерно уплывёт. (ХЛЕБ РАСТЁТ)
Долгий путь, идти не близко.
Устали ноги, отдохнем с дороги.
Ручки покажем, слова по слогам скажем.
И глазом не моргнем,
Слоговую схему к слову-картинке подберем.
4. Сей хлеб — не спи: будешь жать — некогда будет дремать.
Некогда плясать, когда посылают жать.
Раньше рожь руками жали, а теперь комбайны зашагали.
Что пожнешь, то и смолотишь.
Жнут порою, а жуют зимою. (ЖАТВА)
Остановимся у стога, поиграем в игру "Один-много"
Ячмень - много ячменя
Пшеница - много пшеницы
Овес- много овса
Лен - много льна
Гречиха -много гречихи
Поле -много полей
Колосок - много колосков
5. Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!
Стали зёрнышки мукою. /С. Погореловский /(ПОМОЛ ЗЕРНА)
Игра "Скажи какой, какая, какое, какие"
Хлеб из ржи (какой?) - ржаной.
Каша из гречихи (какая?) - гречневая.
Печенье из овса (какое?) - овсяное.
Булки из пшеницы (какие?) - пшеничные.
6.Сидела баба на печи, на каленом кирпиче, не могла стерпеть, начала пыхтеть.
Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,
Недосмотришь — упадёт,
Но не больно ему. Почему?
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА)
Динамическая пауза "Муку в тесто замесили"
Муку в тесто замесили, ("месим тесто")
А из теста мы слепили ("прихлопываем ладошками, лепим")
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи (поочередно разгибаем пальцы из кулака, начиная с большого)
Все мы испечем в печи (обе ладошки разворачиваем вверх)
Очень вкусно! (гладим живот)
7. Полон хлевец белохвостых овец, одна была с хвостом, и та ушла. (Хлебцы посадили в печь лопатой.)
Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Хлеб пекут) (В ПЕЧИ)
Испечем бы хлебец, но сначала определите место звука в слове,
укажите на начало схемы, середину или конец.
Булка, мука - звук К.
Ток, батон - звук Т.
Сноп-звук П.
8. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.
Хлеб на стол, и стол - престол.
Хлеба ни куска — и в горнице тоска. (НА ПРИЛАВКАХ, В ДОМЕ)
Засучим рукава и с последним заданием справимся на раз-два!
Место звука в слове нашли, чтож такого?
Выполним теперь звуковой анализ слова. (Батон)
Ребята , отгадайте загадку и вы узнаете, какой выпечкой наРуси встречали дорогих гостей.
Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский … (каравай).
— Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально онасимволизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, — хлеб.
Песня про каравай.(муз. Г. Левкодимова, сл. В. Приходько)
или динамическая пауза "Каравай"
Видно солнцу с небосвода Дети водят хоровод.
Дети водят хороводы,
В хоровод и ты вставай,
Будем славить каравай.
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
То танцуя и ликуя, Танцуют.
Помни истину такую,
Никогда не забывай:
Береги наш каравай,
Он трудом добыт.
Чтобы ты был сыт.
Каравай, каравай.
Весело ребятам нашим подпевай!
В конце развлечения детей встречает Домовенок и расспрашивает: где были, что делали? Что узнали?
Дети делятся впечатлениями. А Домовенок задаёт главный вопрос: ≪Почему же нельзя бросать хлеб?≫
Подводит их к размышлению о том, что хлеб тяжёлым трудом ≪добывается≫.
— Теперь у вас есть все ингредиенты, чтобы замесить тесто и испечь свой каравай. Желаю удачи, до свидания!
— Понравилось ли вам выполнять задания Домовенка?
— Что было трудней всего?
— А, что было легко делать?
Дети приходят в группу, из полученных ингредиентов под руководством педагога делают тесто, лепят и украшают каравай, относят на кухню, а после сончаса пьют чай с выпечкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного занятия является: совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».
«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...

