Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Занятие - развлечение «Каравай»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федорова Маргарита Федоровна

Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей  посредством приобщения к русским народным традициям, воспитания бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_karavay.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад № 303»

Конспект НОД по речевому развитию детей

старшего дошкольного возраста

Занятие - развлечение «Каравай»

Составили:

учитель-логопед:Федорова М.Ф.

воспитатели: Гусарова А.С.,

Паршикова В.С.

2024 г.

Цель:

Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей  посредством приобщения к русским народным традициям, воспитания бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают.

Задачи:

Развивать общую, мелкую моторику у детей.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей интерес к звуку, слогу, слову.

Расширять знания детей о слоговой и звуковой структуре слов.

Формировать у детей представление, как выращивают хлеб. Углубить знания о злаковых культурах.

Расширять лексический запас по теме.

Развивать коммуникативные качества детей в играх, творческие способности. Вызвать эмоциональный позитивный отклик во время развлечения.

Формировать патриотические чувства. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: Мультимедийное оборудование для показа презентации, музыкальный центр. Предметные картинки (сноп, батон, сушки, зерновой ток, мука, хлебная корка, детская горка, пушки, хлопушки, ватрушки) Наглядно-дидактическое пособие по теме "Хлеб". Каравай и другие хлебобулочные изделия (настоящие или бутафорские, муляжи). Кукла Домовенок Кузя, ингредиенты для приготовления теста.

Фишки красного, синего, зеленого цвета для звукового анализа слов, схемы для обозначения места звука в слове, слоговые схемы.

Педагог накануне сообщает детям, о том, что завтра они будут пекарями и изготовят каравай.

Ход развлечения:

— Ребята, посмотрите, что я вам принесла (воспитатель в руках держит большую закрытую кастрюлю с якобы заранее приготовленным тестом). Давайте откроем ее и посмотрим, что там. Дети открывают кастрюлю и вместо теста находят письмо от Домовенка Кузи.

— Давайте прочитаем, что же там написано. (Педагог читает письмо детям).

— Здравствуйте, дорогие мои детишки. Я узнал, что некоторые дети за обедом хлеб не едят, а выбрасывают. Я решил их проучить, чтобы они знали какая польза от хлеба, и сколько труда вкладывает большое количество людей разных профессий, и как он появился у вас на столе.

Я приготовил для вас план-маршрут с заданиями, если вы его выполните, то сможете замесить тесто и испечь свои булочки. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать ингредиент для теста. Домовенок.

Педагог: Ребята, вот  план-маршрут, на котором порядок производства хлеба и задания для вас.

План-маршрут

1.Пахота

2.Сев

3.Жатва

4. Хлеб растёт

5. Помол зерна

6. Приготовление теста

7. В печи

8. На прилавках

Интерактивная игра «Расставь правильно»

(На экране появляются картинки с нарушенным по-

рядком производства хлеба, дети исправляют ошибки).

— Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика,

мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)

Педагог:

Ребята, посмотрите, верно ли изображен порядок производства хлеба?

Я вам всем задание дам, все расставить по местам.

Внимательно посмотрите,

Цикл производства хлеба восстановите!

 Молодцы! А теперь отправляемся в путешествие по  восстановленному маршруту.

Пословицы, поговорки, загадки послушать, да определить, в какую пору производства хлеба это  бывает.

1. Кладу не ищи, а землю паши -  и найдёшь.

Кто не ленив пахать, тот будет богат.

Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.  (ПАХОТА)

Правильно, ребята!

В конвертик мы заглянем, задание достанем.

У автора нашего вышла осечка (ошибка),

Поиграем в игру "Исправь словечко".

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки (сушки).

Держите ушки на макушке, на полдник нам дают хлопушки (ватрушки).

Молодцы! Продолжаем путь!

2.Сей в добрую пору - соберёшь хлеба гору

Овёс не князь, любит грязь

Рожь хоть на часок, но в песок (СЕВ)

Верно, угадали ловко!

А теперь послушайте рифмовку!

И добавьте в неё подходящее слово: бутон - батон - питон - бетон.

Я тебе задачу дам, всё расставить по местам

В булочной куплю … (батон)

В зоопарке спит …(питон)

Распускается…(бутон)

Нужен для дорог …(бетон)

3.Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели наливается, две недели поклоны бьёт, жать себя просит, а то зерно уплывёт. (ХЛЕБ РАСТЁТ)

Долгий путь, идти не близко.

Устали ноги, отдохнем с дороги.

Ручки покажем, слова по слогам скажем.

И глазом не моргнем,

Слоговую схему к слову-картинке подберем.

4. Сей хлеб — не спи: будешь жать — некогда будет дремать.

Некогда плясать, когда посылают жать.

Раньше рожь руками жали, а теперь комбайны зашагали.

Что пожнешь, то и смолотишь.

Жнут порою, а жуют зимою. (ЖАТВА)

Остановимся у стога, поиграем в игру "Один-много"

Ячмень - много ячменя

Пшеница - много пшеницы

Овес- много овса

Лен - много льна

Гречиха -много гречихи

Поле -много полей

Колосок - много колосков

5. Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут!

В порошок её сотрут!

Стали зёрнышки мукою.  /С. Погореловский /(ПОМОЛ ЗЕРНА)

Игра "Скажи какой, какая, какое, какие"

Хлеб из ржи (какой?) - ржаной.

Каша из гречихи (какая?) - гречневая.

Печенье из овса (какое?) - овсяное.

Булки из пшеницы (какие?) - пшеничные.

6.Сидела баба на печи, на каленом кирпиче, не могла стерпеть, начала пыхтеть.

Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,

Недосмотришь — упадёт,

Но не больно ему. Почему?

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.  (ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА)

Динамическая пауза "Муку в тесто замесили"

Муку в тесто замесили, ("месим тесто")

А из теста мы слепили ("прихлопываем ладошками, лепим")

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи (поочередно разгибаем пальцы из кулака, начиная с большого)

Все мы испечем в печи (обе ладошки разворачиваем вверх)

Очень вкусно! (гладим живот)

7. Полон хлевец белохвостых овец, одна была с хвостом, и та ушла. (Хлебцы посадили в печь лопатой.)

Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Хлеб пекут)  (В ПЕЧИ)

Испечем бы хлебец, но сначала определите место звука в слове,

укажите на начало схемы, середину или конец.

Булка, мука - звук К.

Ток, батон - звук Т.

Сноп-звук П.

8. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо — за хлебом.

Хлеб на стол, и стол - престол.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска. (НА ПРИЛАВКАХ, В ДОМЕ)

Засучим рукава и с последним заданием справимся на раз-два!

Место звука в слове нашли, чтож такого?

 Выполним теперь звуковой анализ слова.  (Батон)

Ребята , отгадайте загадку и вы узнаете, какой выпечкой наРуси встречали дорогих гостей.

Как хлеба и калачи,

Мы тебя пекли в печи.

Вот теперь гостей встречай,

Пышный русский … (каравай).

— Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально онасимволизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, — хлеб.

Песня про каравай.(муз. Г. Левкодимова, сл. В. Приходько)

или динамическая пауза "Каравай"

Видно солнцу с небосвода              Дети водят хоровод.

Дети водят хороводы,

В хоровод и ты вставай,

Будем славить каравай.

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

То танцуя и ликуя,                              Танцуют.

Помни истину такую,

Никогда не забывай:

Береги наш каравай,

Он трудом добыт.

Чтобы ты был сыт.

Каравай, каравай.

Весело ребятам нашим подпевай!

В конце развлечения детей встречает Домовенок и расспрашивает: где были, что делали? Что узнали?

Дети делятся впечатлениями. А Домовенок задаёт главный вопрос: ≪Почему же нельзя бросать хлеб?≫

Подводит их к размышлению о том, что хлеб тяжёлым трудом ≪добывается≫.

— Теперь у вас есть все ингредиенты, чтобы замесить тесто и испечь свой каравай. Желаю удачи, до свидания!

— Понравилось ли вам выполнять задания Домовенка?

— Что было трудней всего?

— А, что было легко делать?

Дети приходят в группу, из полученных ингредиентов под руководством педагога  делают тесто, лепят и украшают каравай, относят на кухню, а после сончаса пьют чай с выпечкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...