Главные вкладки

    «План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Незванова Галина Александровна

    «Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образовательного стандарта дошкольного образования»). Беседа с использованием предметных картинок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_rechevoe_razvitie_u_reki_rosla_ryabina_2.docx30.52 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                   

                             

    Тема    «У реки росла рябина, а река текла, рябила». Беседа с использованием предметных картинок.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.

    Задачи:

    1)  Расширить и обогатить словарь по теме «Рыбы»;

    - стимулировать проявление речевой активности, путём создания игровых ситуаций;

    - формировать умение образовывать родственные существительные (река, речка, речушка, реченька);

    -  упражняться в умении строить сложноподчинённые предложения;

    - продолжать формировать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сом – сомик, щука – щученька, ёрш – ершонок, карась – карасик, окунь – окунёчек»;

    - продолжать развивать фонематический слух, закреплять умение определять место звука в слове («Щ», «О», «Ё», «К», «К», «С», дифференцировать звуки «Р» - «Рь», «Л» - «Ль»;

    - активно формировать длительность выдоха;

    - развивать чуткость к рифме. («Речевое развитие»)

    2) Совершенствовать умение поддерживать беседу, активно, доброжелательно взаимодействовать со сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие»)

    3) Развивать чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку при выполнении образных движений.

    - формировать элементарные графические умения, осваивать изобразительную технику. Укреплять двигательный аппарат мелкой мускулатуры кисти руки («Художественно-эстетическое развитие»);

    4) Расширять представление о рыбах

    - формировать умение выделять существенные признаки, черты предмета или объекта и соотносить их с данными загадки. (Познавательное развитие»)

    5) Способствовать формированию умения координировать движения с речью («Физическое развитие».)

    6) Учить запоминать считалку («Восприятие художественной литературы и фольклора»).

    Методы и приемы:        - практические (игры, загадки, создание игровой ситуации);

    - наглядные (демонстрация картинок рыб);

    - словесные (беседа о рыбах, вопросы, упражнения).

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб (щука, окунь, сом, карась, ёрш)., ве

    рёвка, карандаши и фломастеры, фигурки с изображением рыб, диск с записью «Шум воды».

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    Двигательная

    Физминутка, игровые движения.

    Игровая

    Игровые ситуации, игры.

    Коммуникативная

    Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы

    Музыкальная

    Слушание, музыкальные импровизации.

    Изобразительная

    Рисование (штриховка разными способами).

    Восприятие

    (художественной литературы и фольклора)

    Разучивание считалки «У реки растёт рябина», стихотворение

    Г. Виеру «Щука»

                                                   

                                        Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1.

    Включаю CD – Диск «Песенка ручейка»

    Дети собираются около воспитателя и слушают музыку.

    2.

    Эта запись называется «Шум реки». Река течёт, журчит, переливается, перекатывает волны: «Шух».

    Делают выразительные движения вместе с воспитателем.

    3.

    Предлагаю игру «Семейка».

    Подбирают слова.

    Подбирают родственные слова (река – речка, речушка, реченька).

    Верно произносят звуки «Р», «Ч».

    4.

    Вот река (раскладываю на полу верёвку и перевёрнутые картинки с изображением рыб). В ней плавают рыбы. Каких рыб вы знаете?

    Свободные высказывания детей.

    Называют рыб, которых они знают.

    5.

    Давайте посмотрим, какие рыбы живут в «нашей» реке. Закинем удочки…Ух поймали (выразительные движения). Посмотрим кого вы поймали.

    Игра «Назови первый звук».

    Некоторые дети по просьбе воспитателя поднимают картинки, переворачивают их и называют рыб. Картинки выставляют на мольберт.

    Дифференцируют звук в названиях рыб («Щ», «С», «О», «Ё» , «К».

    6.

    А кто же мне попался на удочку? (выставляю на мольберт картинку рака).

    Как вы думаете рак это рыба? Почему?

    Индивидуальные ответы.

    Умеют отвечать на вопросы сложноподчинёнными предложениями.

    7.

    Все рыбы разные. Что же их объединяет?

    Предлагаю игру «Я начну, а вы продолжите».

    Рыбы все живут….

    Тело рыб покрыто…

    Жабры помогают рыбам….

    Индивидуальные ответы детей.

    Правильно подбирают слова.

    8.

    Игра «Из чего?».

    Поочерёдные ответы детей.

    Называют части тела рыбы (голова, туловище, хвост, плавники).

    9.

    Представьте себе, что мы находимся на речном берегу. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, мы будем идти по кругу.

    Дети вместе с воспитателем разучивают считалку «У реки стоит рябина».

    Ритмично, выразительно проговаривают считалку.

    10.

    Загадываю загадки.

    Блещет в реке чистой, спинкой серебристый?

    Хвостом виляет, зубаста, а не лает?

    У родителей и деток вся одежда из монеток?

    Индивидуальные ответы.

    Отгадывают загадки.

    11.

    Почему так говорят: «Зубаста, а не лает», «Одежда из монеток»?

    Рассуждения детей.

    Грамматически правильно строят сложноподчинённые предложения.

    12.

    Предлагаю игру «У кого кто?»

    Дети придумывают названия.

    Умеют образовывать существительные (названия детёнышей от названия взрослых рыб).

    13.

    Поворение стихотворения «Щука».

    Хором, индивидуально дети повторяют.

    Используют  правильность дыхания при чтении стихотворения.

    14.

    Физминутка «Наши руки».

    Наши руки – волны в море

    Разгулялись на просторе.

    Наши руки – рыбок стая

    Плывёт, устали не зная.

    Наши руки – крабик с домом,

    Ползает по дну морскому.

    Наши руки - как кораллы

    Разраслись на дне морском.

    Умеют координировать движения с речью.

    15.

    Игра «Хохотальная путаница».

    Попробуйте распутать, что не так.

    Царь пескарь живёт в дупле.

    Рыбы по небу летают.

    У рыбки ушки на макушке.

    Щука зубастая, усастая, глазастая.

    Рыба рак – пятится назад.

    Дети сидят на стульях, рассуждают, что не так.

    Устанавливают, что не так в предложениях.

    16.

    Предлагаю девочкам выполнить штриховку силуэтов рыб центрической штриховкой (круговая штриховка от центра рисунка).

    Мальчикам – выполнить штриховку длинными параллельными отрезками.

    Выполняют задание по подгруппам (индивидуально).

    Верно выполняют штриховку.

    17.

    Рефлексия.

    Вы сегодня славно потрудились, называли рыб, отгадывали загадки, учили считалки. А сейчас вы все перевоплотитесь в рыб,  лягушек, обитателей водоёмов. Покажите, как они плавают, прыгают, квакают.

    Дети под музыкальное сопровождение резвятся.

    Сформировано положительное отношение к образовательной деятельности, создано позитивное настроение у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

    Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

    В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

    Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

    Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

    Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

    Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

    Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

    Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольного возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук....

    Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

    Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....