Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект НОД по речевому развитию
                  детей старшего дошкольного возраста
Тема «Осень»
Цель:
 развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей проводить звуковой анализ слова;
- упражнять в делении слов на слоги;
- закреплять умение называть слова с заданным звуком;
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать познавательный интерес;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
Воспитательные:
- воспитывать уверенность в себе, в своих силах;
- воспитывать умение говорить по одному, не выкрикивать.
Предварительная работа:
- знакомство с терминами «слово», «звук»;
- словесные игры на развитие слухового восприятия «Телефон», «Цепочка слов», «Доскажи словечко».
Материал:
Демонстрационный: мольберт, картинки с изображением осени, лука, фишки желтого цвета, картинка-схема слова «лук»;
Раздаточный: картинки-схемы слова «лук», фишки желтого цвета.
Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Приемы: игра, вопросы, указания, обобщение.
Планируемый результат:
- дети пытаются самостоятельно проводить звуковой анализ слова;
- дети делят слова на слоги;
- дети самостоятельно придумывают слова с заданным звуком.

                                                                    Х О Д
Занятие начинается на ковре.
- Ребята, какое сейчас время года? (на мольберт выставляю картинки с изображением осени)
- Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она? (золотая, красивая, разноцветная, дождливая, поздняя, грустная, ненастная, хмурая и т.п.)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери действие»
Листья осенью (что делают?) – желтеют, падают, летят, шуршат …
Дождь осенью                            -  моросит, идет …
Урожай осенью                           - убирают, собирают …
Птицы осенью                             - улетают, собираются в стаи …
Звери осенью                              - готовятся к зиме, заготавливают припасы …

Артикуляция звуков
Ребята, какой звук издают листья под ногами?              Ш-ш-ш-ш-ш….
Запомните и произнесите песенку листьев:  ша-шо-шу; шу-ша-ши; ши-шу-ша.

Физкультурная минутка
Мы – листики осенние                   (руки вверх, покачивающие движения вправо, влево)
На веточках сидели                        (присесть, взмахивая руками)
Дунул ветерок                                  (встать, взмах руками вперед)
И мы полетели                                 ( легкие взмахи руками)
Летели, летели                                 (бег по кругу)
И на землю тихо сели                     (медленно присесть)
Дети садятся за столы. Работа за столами- Ребята, из чего состоит наша речь? (из слов)
Какие бывают слова? (длинные и короткие)
Игра раздели слова на слоги»
предлагаю поиграть Я буду называть слова, а вы их будете делить на слоги и прохлопывать.
(Слова: осень, листопад, туча, дождик, желтые, листок, падают, золотая, летят)
Молодцы! А теперь, ребята, отгадайте загадку
На каждом есть он огороде,
Ведь он любимец у народа!
Избавит он от всех недуг,
Чуть-чуть поплачешь. Это … лук.
(на мольберт выставляю картинку с изображением лука)
Переверните ваши листочки.
Скажите, что это за клеточки под картинкой? (ответы детей)
Правильно, сколько клеточек, столько и звуков. Ребята, давайте сосчитаем, сколько клеточек?
(вызываю к мольберту ребенка)
- Значит, сколько звуков в слове «Лук»?
- Какой звук первый? (выделяю голосом)
(ребенок выполняет задание у доски, дети у себя за столом на карточке)
- Давайте обозначим этот звук фишкой.
- Какой второй звук? (выделяю голосом)
- Ставьте фишку во вторую клеточку.
- Какой третий звук? (выделяю голосом)
- Обозначайте фишкой третий звук.
- Ребята, в слове «лук» есть звук, который можно громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть. Произнесению этого звука во рту ничего не мешает – ни губы, ни зубы, ни язык. Кто отгадает, какой это звук? (если дети затрудняются, разбираем все слово по звукам, Пробуем пропеть, прошептать все звуки оп очереди).
- Это звук У.
- Так сколько же звуков в слове ЛУК?
- Назовите первый, второй, третий.
- Уберите звук У, звук К, звук Л.

А сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов со звуком Л» (за каждый правильный ответ раздаю детям листочки).     В конце игры подсчитываем количество листочков и определяем победителя.
Итог занятия:
- Ребята, про какое время года мы сегодня с вами говорили?
- Какие задания вам понравились больше?
- Какое задание было для вас трудным?.
Мне понравилось, как вы работали на занятии. Говорили уверенно, правильно. Занятие закончено, нам пора собираться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»

Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – ска...