Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мастерова Вероника Рафаэльевна

Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками и легендами.

Образовательные задачи:

  • Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Дружба»: тус – друг, ачасем – дети, туслӑх – дружба, асамат кӗперӗ – радуга;
  • Формировать эмоционально – образное представление  произведения, учить осмысливать идею;
  •  Формировать навыки творческого рассказываниязнакомство с народным творчествами чувашского народа.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, устную речь, память, внимание; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре чувашского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к чувашским сказкам и легендам;
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение к образу доброго игрового персонажа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_na_konkurs_kraski_chuvashii.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по речевому развитию детей

старшего дошкольного возраста

На тему: «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»

 Мастерова Вероника Рафаэльевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад№200», г. Чебоксары

Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками и легендами.

Образовательные задачи: 

  • Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Дружба»: тус – друг, ачасем – дети, туслӑх – дружба, асамат кӗперӗ – радуга;
  • Формировать эмоционально – образное представление  произведения, учить осмысливать идею;
  •  Формировать навыки творческого рассказываниязнакомство с народным творчествами чувашского народа.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, устную речь, память, внимание; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, интереса к культуре чувашского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к чувашским сказкам и легендам;
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение к образу доброго игрового персонажа.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Материалы и оборудование: иллюстрация к сказке «Мост Азамата», мольберт, мяч,

Словарная работа: тус – друг, ачасем – дети, туслӑх – дружба, асамат кӗперӗ – радуга.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель привлекает к себе внимание детей.

Воспитатель: - Дети, приглашаю вас  в нашу литературную гостиную!

Ачасем пурте пӗр ҫӗре пуҫтарӑнчӗҫ,

Эпӗ-санӑн тусу, эсӗ-манӑн тус

Алла-аллӑн тытӑпӑр

Пӗр-пӗрне йӑл кулатпӑр

Воспитатель: -  О чем это стихотворение?

Ответ детей: - Это стихотворение о дружбе.

Воспитатель: -  Ребята, подумайте и скажите, о каком человеке можно сказать, что он настоящий друг? (Ответы детей).

Воспитатель: - Ачасем,  друг на чувашском языке звучит так: «тус»

Давайте вспомним, какие сказки, рассказы о дружбе мы с вами уже читали?

Ответ детей: - Три поросенка, Теремок, Два жадных медвежонка, Лесной мишка и проказница мышка, Волк и семеро козлят )

Основная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации на мольберте.

Воспитатель: - Ачасем,  сегодня я вас познакомлю с  чувашской народной сказкой  «Мост Азамата»

Чтение чувашской народной сказкой «Мост Азамата».

Физкультминутка

Вěҫсе килчěҫ кайăксем,

Пěчěк-пěчěк кайăксем.

Хаваслăн сикеҫҫě,

Пěрчěсем ҫиеҫҫě.

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель: - Ачасем,  кто главные герои этой сказки?

Ответ детей: - Богатырь Улып, и кузнец Азамат.

Воспитатель: -  Чем занимался Улып богатырь?

Ответ детей: -  Пас скот, овец, коров, коз, лошадей…

Воспитатель: -  Какая беда случилась у богатыря?

Ответ детей: -  После сильного дождя вода затопила луга и нужно было спасать животных…

Воспитатель: -  Кто пришел на помощь Улыпу?

Ответ детей: -  Кузнец Азамат. Он сковал мост для скота.

Воспитатель: -  Что это за чудо – мост из семи цветов, который появляется после дождя и потом исчезает?

Ответ детей: -  Радуга!

Воспитатель: -  Ачасем,  радуга на чувашском языке звучит так: асамат кӗперӗ. Стали  Улып и Азамат друзьями?

Ответ детей: -  Да!

Воспитатель: -  Ачасем, друг на чувашском языке звучит так: тус, а дружба- туслӑх.

Воспитатель: -   «Без беды друга не узнаешь», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела». О чем эти пословицы?

Ответ детей: -  Эти пословицы о настоящих друзьях, которые в беде не бросят, помогут, будут рядом…

Воспитатель: -  Верно, эти пословицы о надежных людях, на которых можно положиться. Как вы думаете, эти пословицы подходят к нашей сказке?

Ответ детей: -  Да, потому что сказка про дружбу, помощь Азамата.

Воспитатель: -   Сказка называется «Мост Азамата». А как можно назвать ее по- другому? Объясните свое название. 

Ответ детей: -  «Дружба», «Радуга»…

Рефлексия.

Воспитатель: - Ачасем, я приглашаю вас поиграть.

Присаживаемся на ковер в удобном положении в круг.

Воспитатель: - Скажите пожалуйста, в какой стране мы живем?

Ответ детей: -  В России

Воспитатель: - Верно, это наше отечество, а что является нашей малой Родиной?

Ответ детей: -  Наш город Чебоксары, Чувашия…

Воспитатель: - Верно, а что такое Родина?

Ответ детей: -  рассуждение детей…

Воспитатель: - Люди каких национальностей живут в Чувашии?

Ответ детей: -  русские, армяне, татары, чуваши…

Воспитатель: - На каком языке говорят чуваши?

Ответ детей: - На чувашском языке, это родной язык чувашей…

Воспитатель: - Правильно, ачасем, я знаю интересную игру, кто хочет поиграть?! Игра называется «Я знаю на чувашском языке…». Я кидаю мяч и называю слово на русском языке, а вы мне отвечаете по-чувашски и возвращаете мяч обратно.

Воспитатель: - Готовы? 

Воспитатель: - Друг

Ответ детей: - Тус!

Воспитатель: - Дружба

Ответ детей: - Туслӑх!

Воспитатель: - Радуга

Ответ детей: - Асамат кӗперӗ!

Воспитатель: - Дети

Ответ детей: - Ачасем!

Воспитатель: - Молодцы, ачасем! Сегодня мы добавили в наш словарь новые слова на чувашском языке. И еще многое нам предстоит узнать, но это уже будет в следующий раз…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...