Консультация для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»
консультация

Стефанцева Эльвира Алекандровна

Консультация для педагогов

«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию  по пейзажной картине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya_dlya_pedagogov_dekabr.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Консультация для педагогов

«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию  по пейзажной картине»

Подготовила

Воспитатель

Стефанцева Эльвира

Александровна

первая

квалификационная категория декабрь,2018 г.

г. Нижнекамск

Ознакомление с картиной художника начинается с самостоятельного рассматривания произведения, расстояния должно быть 4-5 метров, для усиления эмоционального восприятия картины, для создания интереса к ней в начале занятия можно предложить детям прослушать музыку, прочитать стихотворение. После того как дети получили возможность самостоятельно рассмотреть картину, воспитатель рассказывает о содержании и выразительных средствах произведения. Рассказ воспитателя о картине может строиться следующим образом: сообщение названия картины и фамилии художника, что он изобразил, что самое главное выделил, как это показал цветом, расположением, краткое обобщение: о чем художник создал картину, что красивого увидел в жизни и изобразил в картине, о чем думается, вспоминается, глядя на это произведение. Составляя рассказ по картине воспитателю следует обратить внимание на подбор эпитетов, образных сравнений, особенно при описании пейзажа. Рассказ воспитателя, рассчитанный на 5-7 минут, должен отличаться эмоциональностью, яркостью и лаконичностью. За тем целесообразно задать детям вопросы. Путем вопросов воспитатель привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений.

В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа может начаться с вопросов к детям. Система вопросов должна быть в правильной логической последовательности и должна подвести детей к правильным ответам, воспитатель ставит вопросы, организующие восприятие картины в целом, так и отдельных ее деталей, вопросы должны помочь детям установить связи между изображенными на картине объектами или элементами объекта. Они подводят детей к обобщающим суждениям. По своему характеру это те же вопросы, что и при наблюдении; репродуктивные, поисковые, проблемные, понуждающие к обобщению. Могут быть задания творческого характера: придумать название картины, рассказать о содержании от лица одного из героев картины. Обязательно вопросы к личному опыту детей. Могут быть вопросы и за пределы изображенного.

При необходимости воспитатель дает пояснение, дополняет суждения детей. В заключении воспитатель высказывает свое суждение о картине в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.

Не надо убирать картину сразу, после беседы, а наоборот, посоветовать детям еще и еще раз рассмотреть ее, поговорить друг с другом о ее содержании. Необходимо на занятиях и беседах, посвященных природе и творчеству русских художников - пейзажистов прослушивать музыкальные произведения по соответствующим временам года.

Очень важно практиковать повторные рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые небыли замечены в первый раз. Повторные беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, дети не только рассказывают что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Во время анализа произведения живописи по репродукциям необходимо широко использовать метод сравнения. Рекомендуется сравнивать картины

на одну и ту же тему одного художника или двух - трех; можно сопоставлять картины, изображающие разные времена года, а также пейзажи, вызывающие одинаковое настроение или противоположные чувства.

На первом этапе ознакомления с произведениями искусства возможно применение игровых приемов "Вхождения в картину", предложенных Тихеевой и Флериной и широко используемых на занятиях по развитию речи.

Эти приемы позволяют вызвать у детей эмоциональную реакцию, определенные ассоциации, активизируют творческое воображение. Применение игровых приемов в конце занятия повышает у детей интерес к картине, заставляет их еще раз внимательно всмотреться в изображение.

Недаром Чехов говорил, что обязательно нужно представлять себя среди того пейзажа, какой написан художником, тогда он оживет. Нужно смотреть на картину, как на реальный вид за окном своей комнаты.

Итог НОД по ознакомлению с пейзажной живописью всегда должен быть нестандартным. Это может быть предложение детям рассказать о самом

красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось, думалось, о чем мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить, почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с содержанием картины стихотворение, песню и т. д.

Более глубокому осмыслению детьми произведений русских пейзажистов способствуют знания основных понятий в области изобразительного искусства : живопись, колорит, композиция, репродукция.

Хорошо проводить т выставку весной, после того, как в старших группах проводилось систематическое рассматривание картин.

Отбирая репродукции для выставки, следует помнить об особенности восприятия произведений искусства детьми: они с большим интересом и удовольствием воспринимают то, что им знакомо. Сделав выставку, нужно организовать ее просмотр с детьми. Воспитатель расскажет детям об отдельных картинах, и затем даст им возможность самим посмотреть. Дети свободно подходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, то, что для них ново. За тем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку, дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

После организованного просмотра дети подготовительной группы сами могут быть экскурсоводами, показывая выставку родителям, работникам детского сада, младшим детям

Например:

Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима».

Беседа по содержанию картины.

Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?

(На этой картине изображена зима).

Подскажет вам какое время года на картине.

 О чем нам рассказал художник?

(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

 «О чем эта картина, о чем рассказал художник?»

Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом?) .

(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).

Что изображено дальше, на втором плане картины?

Какой же это лес?

 (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).

 Что это за деревья растут в этом лесу? (сосны).

 Что можно о них сказать?

 Какие они?

 (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)

Почему мы не видим верхушек деревьев?

 (потому что стоим очень близко к ним)

(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый сосновый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).

Какие краски использовал художник для написания картины?

Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он?

 (Да, необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)

Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется она тоже заснула.

Какая по настроению эта картина?

 Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная?

(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).

Как бы вы назвали эту картину?

 Придумайте свое название.

Использованная литература:

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: «Академия», 2006. — 400 с.

2. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 9.

3. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с д...

НОД для детей старшего дошкольного возраста по пейзажной живописи. "Зимние напевы"

непосредственная образовательная деятельность с детьми с использованием нетрадиционной техники рисования. (набрызги)...

Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

Управление народного образованияГородского округа города Бор   Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»...

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"!

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"...

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в пейзажном рисовании

В дошкольном возрасте не хватает жизненного опыта и словарного запаса, умения формулировать и определять своё отношение к миру. Сложно адекватно  выразить чувства и эмоции в вербальной форме, а т...