Семинар-практикум для педагогов "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста."
консультация (подготовительная группа) по теме

Щеколдина Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

Тема: Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная, соответствующая возрастным нормам речь, - это залог успешного обучения ребенка в школе. Обучение в первом классе начинается с овладения  детьми чтением и письмом. Однако освоение этих сложных навыков невозможно без полноценно развитого фонематического слуха, сформированных операций анализа и синтеза. В дошкольном возрасте эта работа проводится сначала на занятиях по произношению, а затем продолжается на занятиях по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте.

Обучение дошкольников грамоте в рамках классической методики проводится звуковым аналитико-синтетическим методом. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.

Традиционно обучение грамоте начинается с наиболее простых звуков  - гласных. Дети усваивают, что при произнесении гласных звуков преграда в ротовой полости отсутствует, воздух выходит свободно. Дети учатся слушать изучаемый звук в ряду других звуков, определяют наличие-отсутствие звука в слове, а также позицию звука (начало, середина, конец). После этой работы дети знакомятся с буквой, которой обозначается этот звук.

 Далее дети переходят к изучению согласных звуков. Дошкольники узнают, что при образовании согласных звуков выходящий из полости рта воздух встречает преграду, используя зрительный анализатор дети изучают различные виды преград. Опираясь на тактильный анализатор, дети учатся определять глухость – звонкость, усваивают соответствующие понятия. Наконец, дети переходят к изучению твердости – мягкости согласных звуков, которые определяются исключительно на слух. Понимание данных категорий предполагает высокий уровень сформированности фонематического слуха у дошкольников. Изучение парных по глухости-звонкости, твердости-мягкости звуков должно осуществляться в следующей последовательности: сначала отдельно изучается каждый звук пары, и только после этого происходит их дифференциация на слух и в произношении. Важно отметить, что при изучении твердых и мягких согласных особое внимание детей следует обратить на тот факт, что на письме твердый и мягкий звук обозначаются одной буквой.

Большую сложность при обучении грамоте дошкольников может вызвать усвоение букв Е, Ё, Ю, Я. Особенно это касается написания данных букв в слогах и словах. Для того, чтобы усвоение гласных букв Е, Ё, Ю, Я не вызывало затруднений, следует качественно отрабатывать с детьми усвоение понятий «твердость – мягкость».  

В процессе изучения звуков и букв на занятиях по обучению грамоте можно в игровой форме использовать следующие задания:

  1. Повторение и графическое обозначение слоговых рядов, содержащих оппозиционные звуки.
  2. Игра «Скажи наоборот»: замена в слогах согласного звука на оппозиционный по глухости-звонкости, твердости-мягкости.
  3. Звуковой анализ слов различной сложности с последующим выкладыванием слов из букв.
  4. Деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком.
  5. Составление слов из звуков и слогов.
  6. Преобразование звуко-буквенного состава слова по заданию педагога.
  7. Выкладывание букв из элементов, печатание букв, штриховка.
  8. Дописывание недостающих элементов буквы.
  9. Составление детьми слов из букв или слогов, данных вразбивку.

Активное использование этих и других заданий на занятиях по обучению грамоте позволяет сформировать у дошкольников качественные навыки звукового анализа и синтеза, что обеспечивает успешное овладение детьми навыками чтения и письма и позволяет предупредить возникновение дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»...

Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье"

Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми страшего дошкольного возраста в семье" работа с родителями....