Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."
    учебно-методическое пособие по логопедии на тему

    Березюк Виктория Николаевна

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ

    Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.

    Проводит учитель-логопед.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ

    Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.

    Цели:

    - развитие фонематического восприятия;

    - развитие памяти, внимания и мышления;

    - профилактика дисграфии.

    Фонематическое восприятие – это различение на слух фонем (звуков) родного языка.

    В помощь воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста я подобрала комплекс игр для развития фонематического восприятия по принципу «От простого к сложному».

    Эти игры можно использовать как с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии,  так и с нормально говорящими воспитанниками.

    Все эти игры целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.

    1. Поймай звук ладошками.

    Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза, роса, стул, стол, топор, заноза, забор, засор, том, торт и т.д.

    1. Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала?

    (шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).

    1. Какой звук в начале слова.

    Учим детей давать полные ответы.

    1. Какой звук в конце слова.
    2. Назови гласный звук в середине слова.

    Бак, бок, бык, бук.

    1. Где находится заданный звук. («В каком домике живет звук?»)

    Используется схема – начало-середина-конец слова.

    1. Звукоедик.
    2. Назови только те слова, в которых есть звук [р].
    3. Найди картинку. 

         Дети ищут картинки с заданным звуком.

    1. Дружные звуки.

    Выходят дети по количеству звуков в слове, берутся за руки. Педагог каждому из них шепчет звук, который ребенок должен будет произнести. Затем педагог поочередно на каждого ребенка кладет руку - «нажимает на кнопку», а дети произносят заданный звук. Остальные дети в это время внимательно слушают и пытаются понять, какое слово получилось.

    1. Вы начинаете слово, а я придумаю ему окончание.

          (Например, тема: Звук [и]. и-зюм, и-голка, и-грушка, И-люша, и-риска, и-ндюк,

           и-  дея, и-мя…).

    11. Цепочка слов.

          Можно использовать мяч. Слово назвал, мяч передал следующему.

          (ананас – суп – пост – торт – туфли и т.д.).

    12. Назови лишнее слово. 

          (ложка – ландыш – лилия – лопух; лось – ласточка – лак – стол;

          укол – белка – бокал – пенал и т.д. ).

    13.Эхо или  Повтори за мной.

    Сначала работа ведется на базе слогов, а затем слов и чистоговорок. Рот  педагога обязательно закрывается экраном.

    (ша-шо-шу; ши-шу-ша; ша-ша-ша – мама моет малыша, ло-ло-ло – на улице тепло, ра-ра-ра – высокая гора и т.д.).

    14. Придумай слово на слог …

    Дети придумывают слово на заданный слог (ру – башка, ры-балка, ро-лики и т.д.).

    1. Распутай слово.

    (ры-ша – шары, ра-го – гора, ша-гру – груша, га-ро-до, га-ду-ра и т.д.).

    1. Добавь нужный слог. Например, «са» или «ша»?

    Овсяная ка …, на дереве висит гру…, утром на траве ро…, рыжая ли .., в магазине колба.., в тарелке вкусная лап …, соломенная кры…, над цветком летит о…

    1. Слоговой анализ.
    2. Какое слово длиннее/короче?
    3. Назови слово с заданным количеством слогов.

    Можно использовать картинки с изображением цифр.

    1. Доскажи словечко

    - Лесники ее котят

      Взять домой не захотят,

      Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

      Потому что это …. (рысь).

    - В реке большая драка,

       Поссорились  два … (рака).

    - Сидит на грядке крепко

      Оранжевая  … (репка).

    - Слон шагает по дороге,

       Вот так хобот! Вот так ноги!

       Под слоном прогнулся мост.

       У слона огромный … (рост).

    1. Слово в слове или Наборщик.

    Ворота – вор, рот, рота, ров. Транспорт – торт, порт, спорт, рот, нос.

    1. Эхо.

    Экспресс – пресс, экран – кран, клён – лён, радуга – дуга, овраг – враг, крот – рот,

    корзина – Зина, виноград – град.

    1. Сколько слов в предложении?

    Можно использовать картинки с изображением цифр.

    1. Составь предложение из заданных слов.
    2. Распутай предложение.

    Мальчики, кораблики, ручью, пускают, по.

    Журавли, небе, летят, в.

    1. Назови маленькое слово (предлог).
    2. Вылечи предложение.

    … гнезде пищат птенцы.

    Платок лежит … кармане.

    Вазу поставили … стол.

    1. Исправь ошибку.
    • Без предлогов.

                 Торт съел Артема.

                 Тарелка купила Рому.

    • С использованием предлогов.

    Суп варят на кастрюле.

    Сорока села в дерево.

    Мальчик стоит в мосту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

    Семинар-практикум: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

    Семинар-практикум: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при обучении детей старшего дошкольного возраста"....

    Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

    В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...