Главные вкладки

    "Развитие слухового внимания и фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста".
    проект по логопедии на тему

    Минина Евгения Викторовна

    Проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_madou_340_minina.rar23.16 КБ

    Предварительный просмотр:

     Министерство образования и науки Республики Татарстан

    ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

    Лаборатория инклюзивного образования

    Итоговая выпускная работа (проект):

    «Развитие слухового внимания и  фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

     

    Автор проекта: 

    Минина Евгения Викторовна

    учитель-логопед высшей кв. категории

    МАДОУ «Детский сад № 340»

    Московского района  г.Казани.

    Казань 2016 г.

    Оглавление:

    1. Постановка проблемы …………………………………………………….…. 3

    2. Концепция проекта …………………………………………………………... 5

    3. Цель и задачи проекта …………………………………………………….…. 8

    4. План мероприятий по реализации проекта …………………………………10

    5. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………………. 14

    6. Заключение …………………………………………………………………... 17

    7. Литература ………………………………………………………………..…. 18

    Постановка проблемы

    В состав логопедических групп общеобразовательных детских садов входят, как правило, дети с диагнозами: общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Для детей этих категорий, наряду со стойким нарушением звукопроизносительной стороны речи, характерно нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.

    Слуховой анализатор, который начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка, играет важнейшую роль в процессе становления речевых процессов.  Постепенно, в течение первого года жизни,  наряду с физиологическим слухом, у ребенка начинает формироваться особый, речевой слух, который является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

    Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

    Речевой слух  составляется из фонематического и фонетического слуха и делает возможным не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью в целом.  

    Фонематический слух, по выражению Н.И. Жинкина,  осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется в процессе речевого развития у ребенка в первую очередь. Параллельно с развитием фонематического слуха  формируется фонетический слух, который отвечает за общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, то  есть формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также помогает оценить искаженное произношение.   Под управлением речевого слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает применять на практике нужные артикуляционные уклады.

    Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится   фонематическому восприятию.  Р.Е.Левина, Н.А. Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше определяют фонематическое восприятие как способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.

    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть  умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

    А.Р.Лурия отмечает: «…нечёткая, нечленораздельная речь ребёнка не только затрудняет звуковой анализ записываемых слов, но и резко мешает правильному письму: ребёнок не может хорошо дифференцировать гласные, смешивает согласные, пропускает буквы, и всё потому, что из процесса письма исключается чёткое проговаривание, которое позволяет уточнить звуковой состав слова, дифференцировать близкие звуки и тем самым делает слышимое слово готовым для записи».

    Целый ряд  исследований и специальные наблюдения  Г.А. Каше, Р.Е. Левиной,  Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что дети с недоразвитием фонематического слуха  впоследствии испытывают трудности при обучении чтению и письму: читают медленно и с ошибками, испытывают большие затруднения при написании диктантов. Дошкольники не могут самостоятельно выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.  

    Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает, как обязательное условие, формирование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Так же, нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи в целом.

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

    Основной целью коррекционной логопедической работы  в детских садах является подготовка детей к обучению в школе. Поэтому проблема  развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей, как важнейшей предпосылки к обучению чтению и письму,  является актуальной.

    Концепция проекта 

              Комплекс мероприятий, необходимых для формирования у дошкольников, имеющих речевое недоразвитие, слухового внимания, фонематического восприятия, навыка звукобуквенного анализа, включает в себя диагностическое исследование уровня развития речи детей, организацию и планирование коррекционно-образовательного процесса, комплексную, систематичную работу педагогов дошкольного образовательного учреждения (учителей-логопедов, воспитателей возрастных групп, музыкального руководителя) в этом направлении.

    Развитие фонетической стороны речи детей проводится учителем-логопедом на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях и планируется с учетом содержания шести этапов развития фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза, выделенных Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой:

    1.   Узнавание неречевых звуков.

    2.    Различение одинаковых слов, фраз,  звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

    3.   Различение слов, близких по звуковому составу.

    4.   Дифференциация слогов.

    5.   Дифференциация фонем.

    6.   Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

    Так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста, развитие и коррекция речи  должна проводиться  в игровой форме с использованием разнообразного демонстрационного и раздаточного  материала, с применением как словесных, так и настольно-печатных игр. Игры и игровой материал подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.  

    При организации коррекционно-образовательного процесса целесообразно использование обучающих компьютерных программ, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.  

    Планируя занятия по развитию фонетической стороны речи учителю-логопеду необходимо учитывать ведущий тип восприятия детей, методы и приемы обучения  подбирать с учетом активизации компенсаторных возможностей головного мозга. Так, необходимо использовать при развитии речи, наряду со слуховым и зрительным анализаторами, кожного и тактильно-вибрационного анализаторов.

    Успешность коррекционно-образовательного процесса становится возможной при соблюдении следующих условий:

    1.   Достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение им коррекционными методами и приемами логопедической работы.

    2. Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.

    3. Выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

    4.   Постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

    Для успешной реализации проекта, необходимо разработать и внедрить в практику те разделы плана совместной работы учителя-логопеда с воспитателями возрастных групп, которые обеспечивают  развитие фонетической стороны речи детей. Должны быть предложены практические рекомендации по использованию разнообразных дидактических игр, в процессе которых происходит формирование у воспитанников слухового внимания. Например: игры со звучащими предметами; подвижные и сюжетно-ролевые игры, где происходит распознавание направленности звуков; игры-драматизации, где дети развивают навыки выразительной и правильной речи.

              В сопровождении ребенка дошкольного возраста с  речевыми нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.  
                В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

    Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

              Необходимо разработать и внедрить в практику  комплекс логоритмических упражнений, логоритмических занятий и развлечений, направленных на развитие  у детей слухового внимания и памяти, формирования навыка воспроизведения простого ритма, умения двигаться  в речевом сопровождении относительно других детей и неподвижных объектов.
             Коррекция речевых недостатков детей-дошкольников не будет достаточно эффективной без осознанного и активного содействия родителей воспитанников. Так, одобрение родителей является одним из главных стимулов в учебной деятельности для ребенка-дошкольника. Проект включает в себя планирование и регулярное проведение родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций, на которых родителям воспитанников будет предоставляться возможность ознакомиться с результатами и перспективами коррекционно-воспитательной  работы с детьми. Подобные мероприятия способствуют убеждению родителей  в необходимости закрепления  полученных детьми на занятиях умений и навыков  в домашних условиях.

    Цель проекта:

            Разработка и внедрение обучающей программы по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении.

    Задачи проекта:

    1.    Развитие у детей способности к  различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.

     

    2.    Формирование   умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове,  твердость и мягкость, звонкость и глухость  согласных.

    3. Формирование умения  интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

    4.   Формирование навыка  дифференциации сходных по звучанию фонем, умения правильно произносить звуки и слова.

    5.   Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

    Целевая группа проекта: Дети старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом «Общее недоразвитие речи».

    Участники проекта: Учителя-логопеды, воспитатели возрастных групп, музыкальные руководители.

    Партнеры проекта: Представители администрации дошкольных образовательных учреждений (заведующая, старший воспитатель), родители воспитанников.

    Срок реализации проекта:  2015-2016, 2016-2017 учебные года.

    Место реализации проекта:

    МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида» Московского района г. Казани.

     

    Основная часть

    Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный –  сентябрь - октябрь 2015 года.

    2. Основной – ноябрь 2015  - апрель 2017 года.

    3. Заключительный – май 2017 года

    План мероприятий по реализации проекта

    Наименование мероприятия

    Место проведения

    Срок проведения

    Ответственный

    Подготовительный этап

    1

    -   Создание организационных, методических условий для реализации проекта;

    -   отбор диагности-ческих методик  и проведение необхо-димых исследований;  

    -   подготовка теоретического и практического материала для проведения занятий;

    -   подготовка необходимой методической базы для осуществления преемственности в работе педагогов   МАДОУ;

    -   разработка эффективных форм работы с родителями воспитанников.

    МАДОУ № 340

     

    сентябрь-

    октябрь 2015г

    Учитель-логопед

    Основной этап

    2

    -внедрение развивающих

    технологий и авторских программ индивидуальной и групповой работы в воспитательно-образовательный процесс;

    -апробация новых форм работы  при развитии слухового внимания и фонематического восприятия у детей;

    -реализация интегрированного плана совместной деятельности учителя-логопеда с другими педагогами МАДОУ;

    -реализация запланированных мероприятий по популяризации коррекционной работы среди родителей.

    МАДОУ № 340

     

    ноябрь 2015  апрель 2017 года

    Учитель-логопед

     

    Заключительный этап

    3

    -оценка эффективности реализации проекта;

    -определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

    -оценка эффективности совместной деятельности всех участников воспитательно- образовательного процесса;

    -подготовка и оформление диагностических материалов по разделам:

    а)различение неречевых звуков, развитие чувства  ритма;

    б)  выделение звука из речевого патока,

    МАДОУ № 340

    май

    2017 год

    Учитель-логопед

     определение характеристик и местоположения звука в слове;

    в)дифференциация сходных по звучанию фонем;

    г)овладение навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

    Индикаторы и критерии эффективности проекта (методы диагностики)

           Результативность работы по данному направлению определяется успешностью усвоения детьми суммы знаний и овладением определенными навыками, которые применяются ими на практике.

           Регулярно (в начале, середине и в конце учебного года) проводится индивидуальное диагностическое обследование уровня развития фонематического слуха и восприятия в виде устного опроса  с опорой на тесты, разработанные с использованием методических рекомендаций, предложенных О. Б. Иншаковой, В.С.Володиной.

           Результаты  исследований обрабатываются и заносятся в диагностические таблицы с помощью условных обозначений.  На заключительном этапе проекта составляется диаграмма результативности коррекционно-образовательного процесса, в процентном соотношении определяется уровень полученных детьми в результате обучения знаний, умений и навыков.

    Ресурсное обеспечение проекта

    Условия

    Необходимо

    Имеется

    Источники

    Сроки

    Нормативно-правовые:

    - Закон РФ «Об образовании»

    -Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

    - Типовое положении о специальном коррекционном образовательном учреждении обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    - Типовое положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    +

    +

    Библиотека методического кабинета МАДОУ

    Изучаются на подготовительном этапе

    Материально-технические:

    - компьютер в логопедическом кабинете;

    - интерактивная доска;

    - магнитофон.

    +

    +

    +

    _

    _

    _

    Приобретение

    на протяжении осуществления проекта

    Кадровые:

    - старший воспитатель МАДОУ;

    - учитель-логопед;

    - воспитатели возрастных групп;

    - музыкальный руководитель

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    - Старший воспитатель на подготовительном и заключительном этапах.

    - Учитель-логопед на всех этапах.

    - Воспитатели и муз. руководитель  на основном этапе проекта.

    Научно-методические:

    Авторские учебные и коррекционные программы и пособия авторов:

     Филичева Т.Б.,

    Чевелева Н.А.,

    Чиркина Г.В.,

    Волкова Л.С.

    +

    +

    Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

    Изучаются на протяжении всего проекта.

    Информационные:

    - Новинки методической литературы;

    - Специализированные образовательные сайты в интернете.

    +

    +

    +

    +

    Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

    Методический кабинет МАДОУ

    Изучаются на протяжении всего проекта

    Организационные:

    - составление сетки занятий по МАДОУ с учетом проведения логопедических занятий;

    - организация режимных моментов с учетом целей реализации проекта;

    +

    +

    +

    +

    Старший воспитатель МАДОУ,

    Заведующая МАДОУ

    На  подготовительном этапе проекта.

    Финансовые:

    - Средства для приобретения дидактических материалов, пособий, игр, канцелярских товаров.

    +

    +

    +

    +

    Финансирование из местного бюджета.

    На протяжении осуществления проекта.

    Заключение

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

          Целенаправленная работа, проводимая по данному направлению должна дать положительный результат в развитии фонетической стороны речи детей.

    Реализация данного проекта должна привести к формированию у детей с общим недоразвитием речи способности к различению и дифференциации как неречевых звуков, так и фонем родного языка; должна способствовать формированию навыка дифференциации сходных по звучанию фонем, привести к овладению детьми навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

     

     Риски реализации проекта

    1.    Отсутствие необходимых технических средств обучения из-за недостатка финансирования работы МАДОУ.

    2.  Недостаточно активная и согласованная работа педагогов МАДОУ при реализации данного проекта.

    3. Нерегулярное посещение логопедических занятий отдельными воспитанниками из-за частых заболеваний.

         

    Литература

    1.Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М.: Российская Академия образования. 1995. – 30 с.

    2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.:  АКАЛИС, 1995. – 38 с.

    3.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.  -  СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993. – 94 с.

    4.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М. : ВЛАДОС, 2000. – 280 с.

    5.Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,  1986 г. – 68 с.

    6.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Ювента,  2003. – 48 с.

    7.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. /Под ред. Л.С. Волковой - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.

    8.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ,  2003. – 240 с.

    9.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

    10.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.-  М.:  Просвещение, 1999. – 32с.

    11.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: Просвещение, 1987. – 142 с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

    Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

    Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

    Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

    Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

    Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

    Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

    Работа с родителями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, закреплению образа букв и характеристики звуков...