"Развитие слухового внимания и фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста".
проект по логопедии на тему

Минина Евгения Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_madou_340_minina.rar23.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Лаборатория инклюзивного образования

Итоговая выпускная работа (проект):

«Развитие слухового внимания и  фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

 

Автор проекта: 

Минина Евгения Викторовна

учитель-логопед высшей кв. категории

МАДОУ «Детский сад № 340»

Московского района  г.Казани.

Казань 2016 г.

Оглавление:

1. Постановка проблемы …………………………………………………….…. 3

2. Концепция проекта …………………………………………………………... 5

3. Цель и задачи проекта …………………………………………………….…. 8

4. План мероприятий по реализации проекта …………………………………10

5. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………………. 14

6. Заключение …………………………………………………………………... 17

7. Литература ………………………………………………………………..…. 18

Постановка проблемы

В состав логопедических групп общеобразовательных детских садов входят, как правило, дети с диагнозами: общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Для детей этих категорий, наряду со стойким нарушением звукопроизносительной стороны речи, характерно нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.

Слуховой анализатор, который начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка, играет важнейшую роль в процессе становления речевых процессов.  Постепенно, в течение первого года жизни,  наряду с физиологическим слухом, у ребенка начинает формироваться особый, речевой слух, который является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Речевой слух  составляется из фонематического и фонетического слуха и делает возможным не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью в целом.  

Фонематический слух, по выражению Н.И. Жинкина,  осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется в процессе речевого развития у ребенка в первую очередь. Параллельно с развитием фонематического слуха  формируется фонетический слух, который отвечает за общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, то  есть формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также помогает оценить искаженное произношение.   Под управлением речевого слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает применять на практике нужные артикуляционные уклады.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится   фонематическому восприятию.  Р.Е.Левина, Н.А. Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше определяют фонематическое восприятие как способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть  умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

А.Р.Лурия отмечает: «…нечёткая, нечленораздельная речь ребёнка не только затрудняет звуковой анализ записываемых слов, но и резко мешает правильному письму: ребёнок не может хорошо дифференцировать гласные, смешивает согласные, пропускает буквы, и всё потому, что из процесса письма исключается чёткое проговаривание, которое позволяет уточнить звуковой состав слова, дифференцировать близкие звуки и тем самым делает слышимое слово готовым для записи».

Целый ряд  исследований и специальные наблюдения  Г.А. Каше, Р.Е. Левиной,  Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что дети с недоразвитием фонематического слуха  впоследствии испытывают трудности при обучении чтению и письму: читают медленно и с ошибками, испытывают большие затруднения при написании диктантов. Дошкольники не могут самостоятельно выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.  

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает, как обязательное условие, формирование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Так же, нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи в целом.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Основной целью коррекционной логопедической работы  в детских садах является подготовка детей к обучению в школе. Поэтому проблема  развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей, как важнейшей предпосылки к обучению чтению и письму,  является актуальной.

Концепция проекта 

          Комплекс мероприятий, необходимых для формирования у дошкольников, имеющих речевое недоразвитие, слухового внимания, фонематического восприятия, навыка звукобуквенного анализа, включает в себя диагностическое исследование уровня развития речи детей, организацию и планирование коррекционно-образовательного процесса, комплексную, систематичную работу педагогов дошкольного образовательного учреждения (учителей-логопедов, воспитателей возрастных групп, музыкального руководителя) в этом направлении.

Развитие фонетической стороны речи детей проводится учителем-логопедом на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях и планируется с учетом содержания шести этапов развития фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза, выделенных Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой:

1.   Узнавание неречевых звуков.

2.    Различение одинаковых слов, фраз,  звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3.   Различение слов, близких по звуковому составу.

4.   Дифференциация слогов.

5.   Дифференциация фонем.

6.   Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста, развитие и коррекция речи  должна проводиться  в игровой форме с использованием разнообразного демонстрационного и раздаточного  материала, с применением как словесных, так и настольно-печатных игр. Игры и игровой материал подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.  

При организации коррекционно-образовательного процесса целесообразно использование обучающих компьютерных программ, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.  

Планируя занятия по развитию фонетической стороны речи учителю-логопеду необходимо учитывать ведущий тип восприятия детей, методы и приемы обучения  подбирать с учетом активизации компенсаторных возможностей головного мозга. Так, необходимо использовать при развитии речи, наряду со слуховым и зрительным анализаторами, кожного и тактильно-вибрационного анализаторов.

Успешность коррекционно-образовательного процесса становится возможной при соблюдении следующих условий:

1.   Достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение им коррекционными методами и приемами логопедической работы.

2. Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.

3. Выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

4.   Постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Для успешной реализации проекта, необходимо разработать и внедрить в практику те разделы плана совместной работы учителя-логопеда с воспитателями возрастных групп, которые обеспечивают  развитие фонетической стороны речи детей. Должны быть предложены практические рекомендации по использованию разнообразных дидактических игр, в процессе которых происходит формирование у воспитанников слухового внимания. Например: игры со звучащими предметами; подвижные и сюжетно-ролевые игры, где происходит распознавание направленности звуков; игры-драматизации, где дети развивают навыки выразительной и правильной речи.

          В сопровождении ребенка дошкольного возраста с  речевыми нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.  
            В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

          Необходимо разработать и внедрить в практику  комплекс логоритмических упражнений, логоритмических занятий и развлечений, направленных на развитие  у детей слухового внимания и памяти, формирования навыка воспроизведения простого ритма, умения двигаться  в речевом сопровождении относительно других детей и неподвижных объектов.
         Коррекция речевых недостатков детей-дошкольников не будет достаточно эффективной без осознанного и активного содействия родителей воспитанников. Так, одобрение родителей является одним из главных стимулов в учебной деятельности для ребенка-дошкольника. Проект включает в себя планирование и регулярное проведение родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций, на которых родителям воспитанников будет предоставляться возможность ознакомиться с результатами и перспективами коррекционно-воспитательной  работы с детьми. Подобные мероприятия способствуют убеждению родителей  в необходимости закрепления  полученных детьми на занятиях умений и навыков  в домашних условиях.

Цель проекта:

        Разработка и внедрение обучающей программы по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи проекта:

1.    Развитие у детей способности к  различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.

 

2.    Формирование   умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове,  твердость и мягкость, звонкость и глухость  согласных.

3. Формирование умения  интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

4.   Формирование навыка  дифференциации сходных по звучанию фонем, умения правильно произносить звуки и слова.

5.   Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

Целевая группа проекта: Дети старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом «Общее недоразвитие речи».

Участники проекта: Учителя-логопеды, воспитатели возрастных групп, музыкальные руководители.

Партнеры проекта: Представители администрации дошкольных образовательных учреждений (заведующая, старший воспитатель), родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  2015-2016, 2016-2017 учебные года.

Место реализации проекта:

МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида» Московского района г. Казани.

 

Основная часть

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный –  сентябрь - октябрь 2015 года.

2. Основной – ноябрь 2015  - апрель 2017 года.

3. Заключительный – май 2017 года

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1

-   Создание организационных, методических условий для реализации проекта;

-   отбор диагности-ческих методик  и проведение необхо-димых исследований;  

-   подготовка теоретического и практического материала для проведения занятий;

-   подготовка необходимой методической базы для осуществления преемственности в работе педагогов   МАДОУ;

-   разработка эффективных форм работы с родителями воспитанников.

МАДОУ № 340

 

сентябрь-

октябрь 2015г

Учитель-логопед

Основной этап

2

-внедрение развивающих

технологий и авторских программ индивидуальной и групповой работы в воспитательно-образовательный процесс;

-апробация новых форм работы  при развитии слухового внимания и фонематического восприятия у детей;

-реализация интегрированного плана совместной деятельности учителя-логопеда с другими педагогами МАДОУ;

-реализация запланированных мероприятий по популяризации коррекционной работы среди родителей.

МАДОУ № 340

 

ноябрь 2015  апрель 2017 года

Учитель-логопед

 

Заключительный этап

3

-оценка эффективности реализации проекта;

-определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

-оценка эффективности совместной деятельности всех участников воспитательно- образовательного процесса;

-подготовка и оформление диагностических материалов по разделам:

а)различение неречевых звуков, развитие чувства  ритма;

б)  выделение звука из речевого патока,

МАДОУ № 340

май

2017 год

Учитель-логопед

 определение характеристик и местоположения звука в слове;

в)дифференциация сходных по звучанию фонем;

г)овладение навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

Индикаторы и критерии эффективности проекта (методы диагностики)

       Результативность работы по данному направлению определяется успешностью усвоения детьми суммы знаний и овладением определенными навыками, которые применяются ими на практике.

       Регулярно (в начале, середине и в конце учебного года) проводится индивидуальное диагностическое обследование уровня развития фонематического слуха и восприятия в виде устного опроса  с опорой на тесты, разработанные с использованием методических рекомендаций, предложенных О. Б. Иншаковой, В.С.Володиной.

       Результаты  исследований обрабатываются и заносятся в диагностические таблицы с помощью условных обозначений.  На заключительном этапе проекта составляется диаграмма результативности коррекционно-образовательного процесса, в процентном соотношении определяется уровень полученных детьми в результате обучения знаний, умений и навыков.

Ресурсное обеспечение проекта

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

- Закон РФ «Об образовании»

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Типовое положении о специальном коррекционном образовательном учреждении обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Типовое положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

+

+

Библиотека методического кабинета МАДОУ

Изучаются на подготовительном этапе

Материально-технические:

- компьютер в логопедическом кабинете;

- интерактивная доска;

- магнитофон.

+

+

+

_

_

_

Приобретение

на протяжении осуществления проекта

Кадровые:

- старший воспитатель МАДОУ;

- учитель-логопед;

- воспитатели возрастных групп;

- музыкальный руководитель

+

+

+

+

+

+

+

+

- Старший воспитатель на подготовительном и заключительном этапах.

- Учитель-логопед на всех этапах.

- Воспитатели и муз. руководитель  на основном этапе проекта.

Научно-методические:

Авторские учебные и коррекционные программы и пособия авторов:

 Филичева Т.Б.,

Чевелева Н.А.,

Чиркина Г.В.,

Волкова Л.С.

+

+

Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

Изучаются на протяжении всего проекта.

Информационные:

- Новинки методической литературы;

- Специализированные образовательные сайты в интернете.

+

+

+

+

Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

Методический кабинет МАДОУ

Изучаются на протяжении всего проекта

Организационные:

- составление сетки занятий по МАДОУ с учетом проведения логопедических занятий;

- организация режимных моментов с учетом целей реализации проекта;

+

+

+

+

Старший воспитатель МАДОУ,

Заведующая МАДОУ

На  подготовительном этапе проекта.

Финансовые:

- Средства для приобретения дидактических материалов, пособий, игр, канцелярских товаров.

+

+

+

+

Финансирование из местного бюджета.

На протяжении осуществления проекта.

Заключение

Ожидаемые результаты реализации проекта:

      Целенаправленная работа, проводимая по данному направлению должна дать положительный результат в развитии фонетической стороны речи детей.

Реализация данного проекта должна привести к формированию у детей с общим недоразвитием речи способности к различению и дифференциации как неречевых звуков, так и фонем родного языка; должна способствовать формированию навыка дифференциации сходных по звучанию фонем, привести к овладению детьми навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

 

 Риски реализации проекта

1.    Отсутствие необходимых технических средств обучения из-за недостатка финансирования работы МАДОУ.

2.  Недостаточно активная и согласованная работа педагогов МАДОУ при реализации данного проекта.

3. Нерегулярное посещение логопедических занятий отдельными воспитанниками из-за частых заболеваний.

     

Литература

1.Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М.: Российская Академия образования. 1995. – 30 с.

2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.:  АКАЛИС, 1995. – 38 с.

3.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.  -  СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993. – 94 с.

4.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М. : ВЛАДОС, 2000. – 280 с.

5.Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,  1986 г. – 68 с.

6.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Ювента,  2003. – 48 с.

7.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. /Под ред. Л.С. Волковой - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.

8.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ,  2003. – 240 с.

9.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

10.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.-  М.:  Просвещение, 1999. – 32с.

11.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: Просвещение, 1987. – 142 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш....