Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
    статья по теме

    Дёмина Ольга Васильевна

    методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
              Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. 
           Формировать правильное отношение к природе надо начинать   задолго до того, как человек становится взрослым. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.     Благодаря этому происходит формирование у детей знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Приобщая подрастающее поколение к истокам культуры , знакомясь с бытом, традициями , учитывая потребности многонационального населения нашей страны, строится педагогический процесс.
      Перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:

     -воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою  Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт;

     -формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

     -воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на нашей земле;  

     -развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

     -формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

     -воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту; формировать эстетические чувства.

          Современное дошкольное образование  помогает  заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к национальной культуре и истории родного края, призвана  помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.   Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах,  о рождении  родного города, знакомятся с гербом и другими символами города,
        В годовом плане ДОУ ежегодно планируются мероприятия, которые проводятся для  реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.   Охватывая весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ,  уже на самом раннем этапе дошкольного детства,  мы начинаем формировать у детей целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы. Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У воспитанников  формируем представления о природной зоне - лесотундре, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники  знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения  к природе. Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах по изобразительной деятельности. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети могут передавать в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.
      Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

    «Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

    «Каждый участник образовательного процессасам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад»...

    Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации.  В Законе  «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...

    Доклад на тему " Национально региональный компонент в образовательной деятельности с помощью технологии Лепбука"

    laquo;Национально- региональный компонент в образовательной деятельности с помощью лэпбука» -Здравствуйте, уважаемые коллеги!Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщ...

    «Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »

    laquo;Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в контексте требований ФГОС ДО»«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности ...