Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи по теме

    Чувакова Наталья Юрьевна

         Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. Профилактику отставания в речевом развитии нужно начинать как можно раньше. Предупреждение, выявление и преодоление тех или иных проблем в развитии речи ребенка с раннего возраста поможет ему в дальнейшем свободно владеть родной речью, легко адаптироваться в обществе и на всех возрастных этапах успешно решать стоящие перед ним задачи. Если бы уже с раннего возраста велась профилактическая работа по развитию общих речевых навыков, то, возможно, у детей своевременно появлялись бы все необходимые звуки. А в сложных случаях, когда у ребенка имеет место органическое нарушение и звукопроизношение самостоятельно сформироваться не может, дошкольник пришел бы к логопеду подготовленным, уже владеющим рядом общих речевых умений и навыков.

         Воспитание звуковой культуры речи включает не только формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношение, но и развитие целого ряда так называемых общих речевых навыков. К ним относятся: дыхание, голос, темп, интонационная выразительность, дикция, слуховое восприятие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospit_ranniy_vozrast.doc251.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    для воспитателей

    «РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

     У ДЕТЕЙ РАННЕГО

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                     Составила: учитель-логопед, 1кк

        Чувакова Н.Ю.

    г. Нижняя Тура

    Цель: раскрыть воспитателям значимость развития общих речевых навыков у детей раннего возраста.

    Задачи:

    1.     Познакомить педагогов  с закономерностями развития речи в норме.
    2. Раскрыть причины  речевого нарушения у детей.
    3. Систематизировать теоретические и практические знания воспитателей по развитию общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста.

    Ход мероприятия:

    Речь – вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит все: общение, обучение, познание окружающего мира и себя в нем, овладение знаниями, умениями и навыками для реализации своих потенциальных возможностей и формирования себя как личности для активной жизни в обществе.

            Многие родители, придя впервые в детский сад в ясельную группу, вдруг обнаруживают, что их ребёнок, по сравнению со сверстниками, «плохо разговаривает». И в панике начинают искать специалиста, чтобы всё исправить. Но, к сожалению, часто уже упущена большая часть драгоценного времени: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция.

    Сегодня, я не зря пригласила на консультацию воспитателей групп раннего дошкольного возраста.

    Ведь именно они проводят большую часть времени с детьми и могут вместе с родителями помочь малышу овладеть речью родного языка.

           Чтобы вовремя заметить, есть ли у ребёнка проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребёнок должен уметь в определённом возрасте.

    Ребенок рождается со сложной системой механизма речи, который начинает работать только под влиянием языка общения окружающих взрослых.

    Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом в развитии речи.  В этот период происходит развитие таких предречевых голосовых реакций, как гуление и лепет.

    • 1 –й период: ДОРЕЧЕВОЙ

    от 3 до 6 мес. – ГУЛЕНИЕ.

    Эмоциональные реакции ребенка становятся более определенными. Когда мама обращается к нему, он отвечает ей звуковыми сочетаниями типа: «аай», «хее», «гуу», «ляя» - это называется гулением. Сначала произносятся гласные звуки, затем добавляются гортанные. Гуление присутствует у всех детей. Оно служит для выражения физиологического комфорта. В этот период идет подготовка к речи. Начинается формирование речевого дыхания, просыпаются кинестетические ощущения (начинает чувствовать свой артикуляционный аппарат, безосознанно рассматривает свои руки и ноги).

    от 6 мес. до 1 года – ЛЕПЕТ.

           Лепет представляет собой цепочки слогов: ба-ба-ба, ма-ма, на-на, гу-гу и др. Лепет свидетельствует о формировании механизма слогообразования. Эти звуковые комплексы не связаны со смыслом. Малыш, таким образом, тренирует свой звуковой аппарат. Детское лепетание совершенно непроизвольно и не следует принимать это за первые слова.  В этом возрасте лепет появляется только у здоровых детей. Лепет имеет диагностическое значение. У больных детей в этом возрасте лепет не появляется.  Звуки обогащаются, слоговые цепочки усложняются. Формируются подражания (губы тянет как мы, причмокивает, мимика). Формируется  элементарное понимание речи (может показать «ладушки», глазки, предметы). Ребенок в этом возрасте больше реагирует на интонацию, чем на значение.

    Что должно нас насторожить?  

    1. Редкие периоды гуления и лепета (лежит спокойно);

    б) звуки монотонные, тихие, однообразные;

    в) охриплость во время гуления;

    г) назальный оттенок звуков;

    д) запаздывание гуления и лепета.

    В этом случае родителям необходимо обратиться: к неврологу – проверить состояние нервной системы (паралич, парезы); к лору – проверить состояние слуха, артикуляционного аппарата.

    • 2 –й период: РАННИЙ РЕЧЕВОЙ

    от 1 года до 1,5 лет.

           Появляются первые слова их 8-12 (лепетные и звукоподражательные: машина – би-би и т.д., несколько общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Слова имеют смысловое значение: корова- му. Расширяется импрессивная речь (понимание речи). Ребенок понимает только одноступенчатую инструкцию. Поведение ребенка речью взрослого не регулируется («не трогай», «не бери», нельзя»). Произношение дефектное, бедное не устойчивое (несколько гл., звуков, согл. – губ. губ., переднеязычные). Ребенок не может еще контролировать свое произношение.

    • 3 – й период:

    от 1,5 лет до 2 лет.

           Словарный запас ребенка достигает 12 – 150 слов. Он уже может показывать части тела (на себе или на игрушке). Ребенок знает название игрушек, близких ему людей, бытовые предметы. Повышается речевая активность. Подражает окружающим, если развитие идет в норме, то ребенок все повторяет за нами. В этот период начинает говорить предложениями, состоящими из 2 слов, например, «Мама, дай!», «Баба чай» и т.д. Ребенок прибегает к выразительной мимике, к жестам, интонации. В этом возрасте появляется интерес  к детской литературе, слушает 10-15 мин. Аморфные высказывания (во фразе слова между собой грамматически не связаны). Трудно понять его речь (тота ти но). Появляются смягченные звуки, не осознанные.

    • 4 – период:

    от 2 лет до 3 лет.

           Речевой запас малыша составляет от 250 слов и более. Он уже может говорить предложениями, состоящими из 3 слов, использует в речи множественное число, может назвать свое имя, возраст, пол. Легко подбирает слова для высказывания. Допускает бытовые агрмматизмы, от того, что не знает исключений из правил родного языка (пальто, метро не склоняются). Речь ситуативная, речь, которая строится с опорой на наглядность (пример). Эгоцентрическая речь, речь, обращенная к самому себе (пример). Этот вид речи является предпосылкой развития внутренней речи, основой развития словесно- логического мышления.

            Развивается конструктивная деятельность – неологизмы (новые слова: «Мама, ты у меня княгиня» - книги читает). В норме эта деятельность развивается от 2 до 5 лет, при ЗПР – после 6 лет, у УО детей не появляется вообще.  Резкая речевая активность период – «1000 почему?». Задает много вопросов. Память кратковременная, об одном и том же спрашивает.

        Через речь мы узнаем, что у ребенка развивается познавательная деятельность. В детском доме у детей низкая речевая активность.

         К трем годам у ребенка хорошее звукопроизношение. В норме ребенок не может произносить звуки: «Ц», шипящие, «Р», и твердый «Л». Любит слушать чтение книг. Первые литературные пристрастия. Знает много наизусть. Поведение регулируется речью взрослого.

    • 5 период:

          от 3 до 5 лет.    

          Словарь, которым пользуются дети 4-го года жизни, составляет 1200-1500 слов.

    Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи. Это значит, что у ребенка к 5 годам должны быть полностью сформированы звукопроизношение и фонематический слух. Фонематический слух – способность различать звуки по всем акустическим признакам. Ребенок должен различать: твердость, мягкость, звонкость, глухость шипящих и свистящих звуков  (мишка-миска).  Формируется чувство языковой нормы (замечает, кто говорит правильно и не правильно, а у себя нет).

        Свертывается эгоцентрическая речь, и к 5 годам отсутствует (молча выполняет).

         Начало развития словесно-логического мышления. Речь становится контекстной, речь, которая не нуждается в наглядной опоре (появляются фантазии, что – то давнее вспоминает). Интерес к словам с обобщенным абстрактным значением (радость, смерть). Интерес к письменной речи (- «Что здесь написано?»).

    ВЫВОД:  

    • Различные компоненты речи развиваются не одновременно (активно развивается словарь, затем грамматический строй речи, формирование звукопроизношения запаздывает).
    • Интенсивнее развивается понимание речи, чем собственно речь.
    • Смысловая сторона речи развивается активнее, чем формально – грамматическая.

              Причины проявления речевых нарушений.

    Первая причина связана с состоянием здоровья детей. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными поражениями центральной нервной системы (головного мозга).

    Причины данного явления следующие: ухудшение здоровья населения, несовершенство родовспоможения в нашей стране, то есть периоды беременности и родов у современных женщин протекают с отклонениями (внутриутробная гипотрофия, токсикозы, инфекционные заболевания в период беременности, интоксикация, асфиксия, родовые травмы). В то время как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга.

    В последние годы возросло количество соматически ослабленных детей, подверженных частым заболеваниям. У данной группы детей отмечается функциональная незрелость зон коры головного мозга. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. В результате у них происходит задержка развития произносительной стороны речи.

    Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: дефекты развития челюстей (неправильный прикус), укороченная или короткая уздечка языка, укороченные уздечки губ, (пример ринолалии).

    И ещё одна причина роста количества детей с речевыми нарушениями связана с некомпетентностью и пассивностью педагогов и практически всех родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Пассивность родителей связана с их неосведомлённостью и методической невооружённостью в вопросах развития речи ребёнка. В целом родители не понимают, не знают, недооценивают важность и значимость развития всех сторон устной речи ребёнка, на базе которой формируется словесно – логическое мышление, выстраивается письменная речь.

    Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, то развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. Профилактику отставания в речевом развитии нужно начинать как можно раньше. Предупреждение, выявление и преодоление тех или иных проблем в развитии речи ребенка с раннего возраста поможет ему в дальнейшем свободно владеть родной речью, легко адаптироваться в обществе и на всех возрастных этапах успешно решать стоящие перед ним задачи.

    Если бы уже с раннего возраста велась профилактическая работа по развитию общих речевых навыков, то, возможно, у детей своевременно появлялись бы все необходимые звуки. А в сложных случаях, когда у ребенка имеет место органическое нарушение и звукопроизношение самостоятельно сформироваться не может, дошкольник пришел бы к логопеду подготовленным, уже владеющим рядом общих речевых умений и навыков.

    Воспитание звуковой культуры речи включает не только формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильное их произношение, но и развитие целого ряда так называемых общих речевых навыков. К ним относятся: дыхание, голос, темп, интонационная выразительность, дикция, слуховое восприятие.  Начинать воспитание звуковой культуры надо с дыхания.

    ДЫХАНИЕ.  

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

    Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличие от неречевого дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При неречевом, или иначе физиологическом, дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху (вдох-выдох-пауза).

    При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт (вдох-пауза-выдох).

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительность.

    У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих детей необходимо развивать оба вида дыхания – и физиологическое и речевое, так как у них, как правило, вдох и выдох ослаблены, а следовательно, речь приглушенная, не хватает силы воздушной струи для проговаривания свистящих, шипящих, а особенно звука «Р».  Кроме того, им трудно произносить длинные фразы, что может привести к нарушению плавности речи, так как дети вынуждены добирать воздух посередине фразы или, что еще хуже, - говорить на вдохе (это может привести к возникновению заикания).

    Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания (диафрагмально-брюшное или диафрагмально-реберное), в отличие от верхнегрудного, поверхностного, которое чаще всего встречается у детей младшего дошкольного возраста.  Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя.

    Например, после сна можно предложить детям «поиграть животиками». Дети, лежа в кроватках, кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, - затем выдыхают – животик втягивается.  Делать это надо не более 5 раз подряд, иначе могут возникнуть боли в животе. Малышам, чтобы было интереснее, можно положить на животик небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет – игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

    Следующий этап – это обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:

    Вдох носом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом.

    Вначале можно помогать ребенку, зажимать носик, закрывая рот ладошкой.

    Готовя детей к выработке собственно речевого дыхания, особенно важно обратить внимание на ротовой выдох. Следует научить детей забирать воздух носом и медленно его выпускать. Для этого можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, султанчики, листочки, ветрячки, снежинки, на одуванчик или просто на ватный шарик. Главная задача этих игр – вырабатывать сильный плавный удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.

    Малышам до трех лет разрешается дуть через губы, сложенные трубочкой, а дети более старшего возраста должны учиться делать полуулыбку и выдувать струю воздуха через маленькое овальное окошечко. Главное требование: игрушка должна  находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10-15 см., а щеки ни в коем случае не должны надуваться. Если же ребенок шумно дует, щеки надуваются, то можно предложить ему придерживать щеки указательными пальцами.

    Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дозировано – не более 3-5 раз.

     Очередной этап – формирование речевого дыхания. Начать надо с пропевания гласных звуков: сначала на одном выдохе поется один звук, затем два. Например, можно предложить звукоподражания: А-У (кричим в лесу), У-А (малыш плачет), И-А (кричит осёл). Далее переходим к пению нескольких гласных звуков один за другим, например: А-О-У, А-У-И-Э и т.п. Для того чтобы заинтересовать детей, можно предложить во время пропевания одного звука или цепочки звуков рисовать в воздухе указательными пальцами дорожки, тянуть воображаемые ниточки, заматывать клубочки, даже делать зарядку: наклоны, повороты туловища, головы, приседания, движения рук через стороны вверх и вниз. Длительность пропевания зависит от возраста детей. Так, 2- летний ребенок может тянуть звук в течение 2 секунд или пропеть подряд два гласных, 3 – летний  - 3 секунды или 3 звука и т.д.

    У дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет.  

    Для развития речевого дыхания детей учат проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие как: «Это утка», Это собака». Здесь главная задача – отрабатывать мягкую атаку голоса, то есть первый звук «Э» сказать мягко, медленно – экономно расходуя воздух. Затем следует удлинять фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая фраза произносится на одном выдохе. «Это шарик. Это наш шарик. Это наш большой шарик. Это наш большой синий шарик.

    Количество слов во фразе не должно превышать количества лет ребенка.

    В заключение разговора о формировании правильного речевого дыхания необходимо отметить, что детям любого возраста для развития дыхания очень полезно как больше петь.

    ГОЛОС.

    Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.

    Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).

    Сила голоса -  произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.

    Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.

    У детей, имеющих речевые дефекты, и у детей, страдающих частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, хроническим насморком, могут наблюдаться нарушения голоса. Нарушения голоса могут возникать и в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой речью, особенно в холодное время года на улице, или при желании ребенка говорить не своим голосом (например, за папу или, наоборот, подражая речи маленького ребенка).

    Неправильное использование голосовых возможностей часто бывает связано с особенностями личности ребенка. Так, застенчивый ребенок обычно говорит тихо, гипервозбудимые дети, наоборот, говорят на повышенных тонах.  Также следует отметить и негативное влияние неправильного воспитания, когда окружающие сами говорят слишком громко, к чему приучаются и дети, или если в помещении слишком шумно (постоянно включен телевизор или радио).

    Задачей педагогов является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу  и высоту; во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

    Занятия с детьми по развитию голоса хорошо начать с прослушивания записи любой сказки. После этого нужно обсудить с детьми, как говорил автор (выразительно), какой голос был у красной шапочки (нежный, ласковый), у волка (грубый, страшный) и т.д.

    Затем можно перейти к играм, направленным на развитие силы голоса: «Скажи громко, скажи тихо, скажи шепотом». Это может быть игра «Эхо», когда дети делятся на две команды и одна кричит громко: «АУ!», а другая отвечает тихо: «ау», или игра «Вьюга», когда дети изображают голосом, как завывает вьюга: «у-у-у…». При этом можно, меняя силу голоса, показать, как вьюга затихает или, наоборот, усиливается. Можно предложить игру «Далеко – близко». В ней ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко. Можно учить детей менять голос при чтении воспитателем специально подобранных стихотворений: Была тишина, тишина, тишина (тихий голос).

    Вдруг грохотом грома сменилась она (громкий голос).  И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? – закапал, закапал, закапал по крыше (тихий голос).

    Другой вид игр направлен на развитие умения говорить голосом разной высоты. Например, игра «Большой и маленький», в которой ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок или как стучат большой молоток и маленький молоточек и т.д.

    ТЕМП.

    Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. От этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков: могут даже выпадать отдельные звуки и слоги, особенно часто «глотаются» окончания слов. Поэтому – то так важно вырабатывать у детей умеренный темп речи. Работа эта должна начинаться уже с полутора – двух лет.

    В первую очередь взрослым следует обратить внимание на собственную речь, так как она является для малыша образцом, которому он подражает. Речь родителей и педагогов должна быть неторопливой, спокойной.

    Существуют специальные игры, в которых ребенок впервые обращает внимание на темп своей речи и учится его регулировать. Для самых маленьких можно предложить игру, в которой дети изображают как капает дождик. Вслед за воспитателем они стучат по столу или по коленям указательными пальцами, произнося звукоподражания: «кап-кап-кап…», «кап-кап - и кончился» (руки разводятся в стороны).  Сначала  темп нарастает, затем постепенно замедляется.

    Игра: большие ноги шли по дороге: ТОП-ТОП-ТОП… (медленном темпе). Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ… (в быстром темпе). Темп речи соответствует скорости шагов на месте.

    Подвижная игра «Карусели». Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели (говорим и двигаемся в медленном темпе). А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает). Все бегом, бегом, бегом (в быстром темпе). Тише дети, не спешите – (темп постепенно замедляется) Карусель остановите. Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить) Вот и кончилась игра.

    Игра «Лесенка» - первая половина фразы произносится медленно, а вторая половина – быстро: Вверх по ступенькам я иду. Потом обратно вниз бегу.

    ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.

    Интонация это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий в себя мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи.

    Речь педагога должна быть эмоциональной, служить детям образцом интонационной выразительности, так как воспитывается это качество в основном путем подражания.

    Детей нужно учить передавать вопросительную, повествовательную и восклицательную интонации.

             Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

         Можно предложить детям считалки, стихи и диалоги:

    - Ты куда идешь, медведь?

    - В город, елку приглядеть.

    - А на что тебе она?

    - Новый год встречать пора.

    - Где поставишь ты ее?

    - В лес возьму в свое жилье.

    - Что ж не вырубил в лесу?

    - Жалко! Лучше принесу.               (Г. Виеру)

    Нужно учить детей придавать голосу эмоциональную окраску – обида, печаль, удивление, недовольство, радость и т.д. (можно использовать пальчиковые игры)

    Эти игры и упражнения можно совместить с мимическими упражнениями.

    Самым распространенным способом воспитания интонационной выразительности речи, конечно, является драматизация детьми знакомых сказок, рассказов, выразительное чтение стихов.

    ДИКЦИЯ.

    Хорошая дикция, то есть четкое ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно и тесно связана с правильным звукопроизношением. Нередко плохая дикция встречается у детей с неустойчивым вниманием, гипервозбудимых из-за недостаточного сосредоточения на речи говорящих, а также по причине низкого самоконтроля. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слов, фраз.

    Постепенно – с воспитанием внимания, привычки слушать речь окружающих и свою собственную, с развитием речевого дыхания и артикуляции, с овладением голосом – улучшается у ребенка и дикция.

     СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.  Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание.

    Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, погремушки  (дома – бытовые предметы).

    Игры с неречевыми звуками. Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать на каком инструменте вы играете.

    Игры: «откуда позвонили» и т. д.

    Привлекайте внимание  ребёнка: «Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает) дождь… и т.д.    «Угадай, чей голосок», «Кукушка», «Кто как кричит». Игры с речевыми  звуками (гласные, согласные – в словах)

    Приучайте ребёнка слушать диски и кассеты для детей.

    Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

    МЕЛКАЯ МОТОРИКА.

    Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

    В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга; делаю упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка — центр развития речи. Кроме того, массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливаю на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делать так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Также нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.    

    Важно делать вместе с малышом в игровой форме каждый день пальчиковую гимнастику, играть в дидактические игры или делать самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

    Необходимо иметь: кубики, конструкторы, крупную мозаику, пазлы, сборные игрушки, пирамидки, матрёшки, принадлежности для рисования, лепки, верёвки с  узлами, прищепки, пальчиковые (сухие бассейны), шнуровки, игры с потешками  и т. д. (дома – крупы, спички, пуговицы и т.д.)      показ литературы

            АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА.

    Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков.

    Артикуляционная гимнастика –  это  совокупность  специальных  упражнений, направленных  на  укрепление  мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности  и  дифференцированности   движений   органов,   участвующих   в речевом процессе.

     Артикуляционная гимнастика займёт около 5-10 минут вашего времени, но…

    НО ПРИНЕСЁТ ПОЛЬЗУ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ:

    1. Вы будете выполнять её с ребёнком ежедневно,  сидя  перед зеркалом.
    2. Объясните малышу,  зачем надо делать зарядку для язычка и губ.
    3. Отнесётесь к ней не как к тяжкой обязанности, а превратите её в интересную игру и передадите своё отношение ребёнку.

    ПОМНИТЕ!

    • Гимнастика не должна ребёнку надоедать, следите, чтобы он от неё не уставал.
    • Важно не количество упражнений, а качество их выполнения.
    • Только усвоив, как следует, одно артикуляционное упражнение можно переходить к следующему.    

    С ЧЕГО НАЧАТЬ?

         Прежде чем начинать разучивание упражнений артикуляционной гимнастики, необходимо познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

    Сидя  перед  зеркалом,  ребёнок  вслед  за  взрослым  показывает  и  уточняет названия органов артикуляции: 

    -  Скажи, как называется домик, в котором живёт твой язычок?  (рот)

    -  У домика есть двери. Первые двери – это губы, верхняя губа и нижняя губа.

    -  Вторые двери, самые крепкие – это зубы, верхние зубы и нижние зубы.

    -  У нашего язычка есть кончик и спинка (середина).

    -  В домике нашем есть потолок – нёбо.

    При  отборе  материала  для   артикуляционной  гимнастики   необходимо  соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

            Для   тренировки  и  развития артикуляционной моторики у детей,  предлагаем  Вам, комплекс  специальных артикуляционных  упражнений    (раздать распечатанные комплексы артикуляционных упражнений).

             Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [5, с.98]. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что «ребенок просто отличается своим развитием» — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

                       Спасибо за внимание! Всем желаю успехов в воспитании детей!

    ЛИТЕРАТУРА

    1.      Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007
    2.  Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 0 до года. – М.: Аркти, 2000
    3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от года до 3 лет. – М.: Аркти, 2003
    4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005
    5. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005
    6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

    Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

    Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

    Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

    Консультация из опыта работы"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста."

    Важное значение для здоровья и благополучия ребёнка имеет правильная организация режима дня,питания, сна, бодрствования. и конечно же проведение гигиенических процедур!...

    Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

    Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

    Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте детей до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

    Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

    Консультация для родителей « Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.»

    Консультация для родителей « Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольноговозраста.»...