Семинар-практикум для родителей Тема: «Учимся играть с матрешкой»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Леошко Ирина Александровна

Цель: оказание помощи родителям в овладении разнообразными развивающими играми с матрешкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей Тема: «Учимся играть с матрешкой»


Цель: оказание помощи родителям в овладении разнообразными развивающими играми с матрешкой

Задачи:

  • активизировать знания родителей о матрешке как о развивающей игрушке;
  • обучить способам использования матрешки в развивающих играх с детьми среднего дошкольного возраста;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу пригласить вас ненадолго вернуться в детство. Оставьте на время свою серьезность, заботы и давайте от души поиграем, а заодно научимся тому, как играть с детьми в полезные для их развития игры.

Для начала я хочу познакомить вас с этой игрушкой. (Логопед демонстрирует матрешку). Матрешка - русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица сто десять лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. А выточил ее впервые Василий Звездочкин - токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония).

Более всего эта замечательная народная игрушка ценится педагогами и рассматривается как уникальный развивающий материал. Она сочетает в себе бочоночки-вкладыши, пособие для изучения размера (понятий большой, средний, маленький, больше, меньше), счетный материал, разрезную картинку, которую нужно собрать из двух частей. Матрешки бывают традиционными и сюжетными. Традиционные матрешки расписаны в принятой для определенной местности технике (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская и т.д.). Сюжетные воспроизводят персонажей известных сказок (Колобка, Курочки Рябы, Репки и пр.). Рассказывая малышу сказку и играя с матрешкой, Вы тренируете его речь, моторику и логику, память. Есть и такие матрёшки, которые нужно раскрасить на свой вкус или выжечь на ней рисунок. Сейчас выпускается множество матрешек нетрадиционной формы.

Кроме того, матрешка, сделанная из живого материала, выточенная и расписанная вручную, заряжена сильной положительной энергетикой и несет в себе глубокий философский смысл. Она символизирует идею мироздания, рождения, материнства, преемственности и бесконечности. Именно поэтому, чем больше эта игрушка содержит кукол, тем она интереснее. Кстати сказать, первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, далее мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, “неделимой”, была матрёшка-младенец. На сегодняшний день самая большая матрешка - метровая - имеет 40 «детей», а находится она в музее матрешек в Нижегородской области.

Матрешка полностью отвечает требованиям по безопасности игрушек, так как изготовлена из дерева и расписана гуашью. А вот будет ли она развивать ребенка – зависит от взрослых. Для того чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её неповторимые свойства и научить малыша играть с ней. Сегодня мы хотим предложить вам возможные варианты игры с матрёшкой, в которые вы можете поиграть с вашим ребенком дома.

Логопед раздает родителям комплекты матрешек и предлагает разобрать их и выстроить по высоте.

Логопед: Давайте представим, что матрешки собрались в лес за ягодами. Они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно).

Пока родители выстраивают матрешек по размеру, логопед выкладывает на стол колечки от пирамидки.

Логопед: Вот матрешки пришли в лес, ягод насобирали, очень устали, решили присесть на пенек, отдохнуть. Усадите свою матрешку на пенек, который ей подходит.  (диаметр основания матрешки должен совпадать с диаметром колечка).

Когда ребенок научится безошибочно выстраивать матрешек по размеру и «рассаживать их на пеньки» - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Или забудьте выложить одно колечко и попросите ребенка определить, какой матрешке не досталось пенька.

Детям интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта.

Логопед: А теперь рассмотрите картинку и проводите матрешек домой. Соедините матрешку с домиком подходящим ей по размеру. (Родители выполняют задание)

В домашних условиях вы можете заселять настоящих матрешек в разные по размеру домики (пустые обувные коробки). В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

Логопед: Матрешки прекрасный материал для развития зрительного восприятия. Перепутайте два набора матрешек (разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами. Это задание можно усложнить и предложить ребенку правильно соединить половинки матрешек из двух наборов.

Логопед: Посмотрите внимательно и запомните, как расположены матрешки. (Родители запоминают порядок сюжетных матрешек «Репка»). Теперь закройте глаза. (Логопед убирает из ряда одну из матрешек).

Посмотрите и скажите, кого не стало? (Родители говорят, какого персонажа сказки не стало). Например: Не стало деда.

А сейчас мы усложним игру, закройте глаза. (Логопед меняет матрешек местами).

Посмотрите и скажите, что изменилось. (Родители говорят, что изменилось в ряду матрешек). Например: Мышка и кошка поменялись местами.

Второй вариант игры сложнее, потому, что требует не только запоминания персонажей сказки, но и правильного их расположения. К тому же, ответ на второй вопрос предполагает более сложную речевую работу.

Логопед: Наденьте половинки матрешек на пальцы правой руки.

Пальчиковая гимнастика «Матрешкина считалка»

Вот веселые матрешки, разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша.

А пятую то крошечку, все зовут Матрешечка.

Вы можете придумать матрешкам имена, включающие в себя звуки в стадии автоматизации и вот вам прекрасный материал для закрепления их в речи..
Логопед: Осмотрите внимательно группу и скажите где стоят матрешки?

Родители осматривают группу и  отвечают на вопрос. Например: Матрешка стоит на столе. Матрешка стоит на окне. Матрешка стоит под стулом. И т.д.

Дома вы можете в отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать. В данной игре мы с вами развиваем не только зрительное внимание, но и умение включать в речь ребенка предлоги.
«
Гимнастика для глаз «Поиграем с матрешками»

  • Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к нам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3 сек).
  • Матрешка у нас веселая любит бегать и прыгать. Вы внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала влево, вправо. Повторить 4 раза.
  • Матрешка любит кружиться в хороводе. Она пойдет по кругу, а мы будем следить за ней глазами. Повторить 3 раза.

Логопед: При помощи матрешек можно отлично развивать такие необходимые для становления детской речи компоненты как неречевой слух,  чувство ритма, слуховое внимание и память.

Логопед проводит дидактическую игру «Чей голосок?». В матрешек разного размера помещены различные сыпучие материалы (бисер, крупные бусины, гречка). Логопед знакомит родителей со звучанием каждой матрешки. Затем за ширимой предлагает послушать звук матрешки и определить, какая из них прозвучала. Следующее задание с усложнением: послушать несколько матрешек и выстроить их по порядку звучания.

Музыкальная игра игра на развитие чувства ритма
Родители встают в круг и под пение логопеда качают матрешку.  «Вот матрешечка у нас. Сладко спит она сейчас»

Дидактическая игра «Подружки топотушки»

Логопед  берет матрешку и выстукивает ей ритмический рисунок. Взрослые повторяют ритм. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного).

Логопед: Помимо зрительного и слухового матрешки могут прекрасно развивать еще и тактильное восприятие. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».

 «Красивое слово» подбор прилагаетльных

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ему построить свой "матрёшечный" мир, где он будет полным хозяином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИИ К СЕМИНАРАМ - ПРАКТИКУМАМ С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО"

ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ СЕМИНАР С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКОГО САДА....

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя»

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого разви...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Учимся играя"

Очень увлекательный семинар - практикум для воспитателей ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Дидактическая игра как фактор развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Дидактическая игра как факторразвития познавательной активностидетей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов на тему: Влияние игры на психологическое здоровье ребенка

Семинар-практикум для педагоговна тему:Влияние игры на психологическое здоровье ребенк                                ...

Семинар- практикум для педагогов на тему «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольника»

В семнаре- практикуме  раскрывается роль подвижной игры в развитии и воспитании основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Даются краткие рекомендации по подготовке к игре её органи...